Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сегодня мы расскажем про заброшенный военный аэродром Переяславка с позывным «Кулон», где дислоцировалось два авиационных полка истребителей-бомбардировщиков 300-й АПИБ и 302-й АПИБ. После расформирования полков по договору о 100-км зоне аэродром был законсервирован в 2009 г., а впоследствии заброшен и разграблен мародёрами.
Свою историю аэродром берёт с лета 1941 г., когда он представлял собой грунтовую взлётно-посадочную полосу и на нём был сформирован 534-й истребительный авиационный полк, имевший на вооружении самолёты И-153, который в 1943 г. был передислоцирован на аэродром Николаевка.
В том же году на место убывшего 534-го ИАП на аэродром прибыл 911-й истребительный авиационный полк, имевший на вооружении самолёты И-16 и входивший в состав 29-й истребительной авиационной дивизии 10-й Воздушной армии Дальневосточного фронта, а в 1945 г. 911-й ИАП, перевооружившись на новые самолёты, был передислоцирован в Монголию на полевые аэродромы, где принял участие в Манчжурской наступательной операции в Советско-японской войне.
После окончания войны на аэродроме прошла первая модернизация и грунтовую ВПП покрыли сборной металлической взлётно-посадочной полосой.
302-й БАП:
А в 1958 г. на аэродром для постоянного базирования был передислоцирован 302-й истребительный авиационный полк, вооружённый самолётами МиГ-17.
В 1959 г. 302-й ИАП получил на вооружение новые самолёты МиГ-19, а в 1960 г. вошёл в состав 11-й армии ПВО.
В 1965 г. на аэродроме началась полная реконструкция и модернизация, в ходе которой были уложены взлётно-посадочная полоса и рулёжные дорожки из бетонных аэродромных плит, а для защиты самолётов от обстрелов и осколков были построены арочные сборные укрытия из быстровозводимых железобетонных конструкций типа 2А/13.
В 1970 г. 302-й ИАП был переучен на новые перехватчики Су-15 и дальше нёс службу на них.
В 1981 г. 302-й ИАП получил на вооружение новые модификации самолётов Су-17 и вошёл в состав 33-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков.
В период с 1988 по 1989 гг. первая эскадрилья 302-го ИАП принимала участие в боях в Афганистане, где находилась в подчинении 40-й армии.
В 1990 г. 302-й ИАП получил на вооружение свои последние новые самолёты Су-24М и был переформирован в 302-й бомбардировочный авиационный полк в составе 83-й бомбардировочной авиационной дивизии 1-й воздушной армии Дальневосточного военного округа.
В 2009 г. в рамках договора о демилитаризации 100-км зоны при демаркации границы с Китаем, 302-й БАП был расформирован, а его авиатехника передислоцирована на аэродром Хурба в Комсомольск-на-Амуре и вошла в состав 6988-й авиабазы.
300-й АПИБ:
В 1977 г. на аэродром для постоянного места базирования из Амурской области был передислоцирован 300-й истребительный авиационный ордена Красной Звезды полк ПВО, который был переформирован в 300-й авиационный ордена Красной Звезды полк истребителей-бомбардировщиков, войдя в состав 1-й воздушной армии Дальневосточного военного округа и имевший на вооружении самолёты МиГ-23БМ.
В 1980 г. 300-й АПИБ был перевооружён на новые самолёты МиГ-27 и в 1982 г. вошёл в состав 33-й истребительно-бомбардировочной авиационной дивизии.
Но уже в конце 1989 г. в ходе сокращения Вооруженных Сил, 300-й АПИБ был расформирован и прекратил своё существование, а его материальная часть была передана в другие соединения.
Ну а после расформирования последнего базировавшегося здесь полка, в 2009 г. аэродром был законсервирован и впоследствии практически полностью заброшен за исключением небольшого участка, который ещё долгое время занимали военные из другого рода войск под свои нужды.
И конечно этим сразу же воспользовались мародёры из окрестных посёлков, которые быстро разграбили и разрушили стоявший на консервации аэродром. Мы же застали его в начале 2010-х гг. уже в таком виде.
Сейчас мы находимся в зоне базирования первой эскадрильи 302-го БАП.
Когда-то в этих укрытиях стояли тактические фронтовые бомбардировщики с изменяемой стреловидностью крыла Су-24М.
И так они выглядели при жизни.
Такие укрытия с распашными воротами толщиной в метр были оборудованы на стояночных местах 1-й и 3-й эскадрилий 302-го БАП.
Сами ворота должны были быть засыпаны внутри песком, но здесь они были почему-то пустыми.
Открывались они при помощи электромоторов, которые вращали колёса, перемещавшиеся по рельсам по дуге.
А так было.
Кстати обратите внимание на небольшой козырёк над сводом входа, он перекрывал сверху щель между стенкой и воротами, чтобы в неё не попадали осадки.
Теперь же на некоторых укрытиях ворота уже были вообще повалены.
Или полностью распилены на металл.
Теперь внутри укрытий лишь пустота.
А так было при жизни.
Пройдём дальше по территории.
А каждой группы укрытия для самолётов располагались небольшие убежища для укрытия личного состава.
Каждое из них было оснащено фильтро-вентиляционной установкой для очистки воздуха от радиоактивной пыли и других отравляющих веществ.
Перейдём в зону стояночных мест 300-го АПИБ.
Здесь укрытия для самолётов были более ранних моделей и оснащены сдвижными железобетонными воротами, которые двигались по направляющим рельсам при помощи электролебёдки.
Эти укрытия не имели защитного козырька над входом, поэтому попадавшие внутрь осадки быстро выводили из строя моторы, в следствие чего такие укрытия повсеместно на аэродромах ещё до распада СССР уже стояли с навсегда открытыми воротами.
Так эти укрытия выглядели при жизни.
А так во время нашего визита в начале 2010-х гг.
Ещё одно прижизненное фото для сравнения.
От всех групп укрытий для самолётов отходили рулёжные дорожки.
Которые стягивались к взлётно-посадочной полосе.
У большой стояночной площадки возле ВПП располагался заглублённый контрольно-диспетчерский пункт.
Так это место выглядело при жизни.
А так на этой стоянке выглядели Су-24М.
Перекрёсток выезда на главную рулёжную дорожку, проходящую вдоль основной ВПП.
Сама рулёжка.
И выезд на ВПП длиной 2500 метров и шириной 37 метров.
А так это выглядело при жизни.
Чуть в стороне располагался огромный ангар технической эксплуатационной части, где самолёты проходили технический осмотр и ремонт.
Так ТЭЧ выглядела при жизни.
А так выглядела вторая ТЭЧ 300-го АПИБ, которую мы не сфотографировали.
Ну и крыша ТЭЧ.
Вот таким мы застали этот аэродром в своё время, а теперь ему ещё хуже.
Ну а на этом всё.
Поделись видео: