Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сегодня мы расскажем про заброшенный военный аэродром «10-й участок», также известный как «Калинка», расформированный в 1998 г., на котором дислоцировались авиаполки 28-й истребительной авиационной дивизии.
301 ИАП
Одним из полков, дислоцировавшихся на аэродроме был 301-й истребительный авиационный полк в.ч. 65383, берущий свою историю ещё с 1940 г., когда на аэродроме «Бирофельд» в Еврейской автономной области в составе 69-й смешанной авиационной дивизии ВВС 15-й армии ДВФ был сформирован 301-й ИАП, состоявший из трёх эскадрилий истребителей И-16 и одной эскадрильи истребителей И-15бис
С началом Великой Отечественной Войны в 1941 г. полк перешёл в состав 97-й смешанной авиационной дивизии, а в январе 1942 г. первые лётчики полка были отправлены на фронт.
После перехода полка в состав 254-й истребительной авиационной дивизии, в ноябре 1942 г. ещё 27 экипажей во главе с командиром полка отправились на фронт.
После окончания войны полк был перевооружён на новые истребители-бомбардировщики Як-9 и американские истребители Р-63 «Кингкобра» и вернулся на Дальний Восток, где в августе 1945 г. в полном составе принимал участие в Советско-японской войне, показав высокую эффективность, за что приказом Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина всему личному составу полка была объявлена благодарность.
В 1948 г. полк снова был перевооружён на новые учебно-тренировочные истребители Як-11, а в 1953 г. на реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17.
В 1960 г. полк перешёл в состав 29-й авиационной дивизии ПВО.
В 1962 г. полк начал освоение новых всепогодных истребителей-перехватчиков Су-9, а его лётный состав пополнился новыми экипажами с соседнего аэродрома «Переяславка» и Приморского аэродрома «Центральная Угловая».
Летом 1962 г. во время освоения новой техники, при вынужденной посадке из за остановки двигателя погиб один из пилотов, а в 1963 г. сразу после взлёта на высоте 500 м у ещё одного самолёта произошёл отказ двигателя и самолёт рухнул возле аэродрома. Пилот погиб, а на месте падения со временем образовалось озеро, в котором ещё долгое время лежали остатки самолёта.
В 1968 г. на аэродроме базирования полка «10-й участок» началась глубокая модернизация, в ходе которой были построены арочные укрытия для самолётов, укрытия для личного состава, а так же запасной командный пункт и защищённый СКП.
В 1972 г. на аэродроме начался второй этап модернизации с укреплением и удлинением взлётно-посадочной полосы, ремонтом рулёжных дорожек, а также строительством новой заправочной и газовочной площадки. На время строительных работ полк был перебазирован на остров Сахалин на аэродром «Смирных».
В 1976 г. полк начал осваивать новые многоцелевые истребители МиГ-23 М, а в 1981 г. перешёл в состав 28-й истребительной авиационной дивизии, которая в свою очередь с 1986 г. входила в состав 8-го корпуса ПВО второго формирования.
А в 1994 г. 301-й истребительный авиационный полк был расформирован.
582 ИАП
В 1948 г. на аэродром был передислоцирован 582-й истребительный авиационный полк, сформированный на Приморском аэродроме «Воздвиженка» в 1941 г., состоявший к тому моменту из двух эскадрилий истребителей И-16 тип 10 и одной эскадрильи истребителей И-16 тип 17, войдя в состав 70-й смешанной авиационной дивизии ВВС 25-й армии Дальневосточного фронта
В 1945 г. полк в составе 249-й истребительной авиационной дивизии 9-й воздушной армии 1-го Дальневосточного фронта принимал участие в боевых действиях Советско-японской войны.
С 1948 г. полк перевооружался новые истребители Ла-7, а затем на американские истребители Р-63 «Кингкобра», а в 1949 г. перешёл в состав 149-й истребительной авиационной дивизии ПВО 65-го истребительного авиационного корпуса ПВО.
В 1952 г. полк вместе с дивизией перешёл в состав 55-го истребительного авиационного корпуса, а осенью 1952 г. был передислоцирован в Китай на аэродром «Дэншахэ» на фронтовых реактивных истребителях МиГ-15.
Весной 1955 г. полк вместе с дивизией был выведен из Китая и вошёл в состав 37-й воздушной армии Северной группы войск в Польше, где в 1964 г. перевооружился на новые лёгкие сверхзвуковые фронтовые истребители МиГ-21.
А с распадом СССР в мае 1992 г. полк был выведен из состава 4-й Воздушной армии Северной Группы Войск на территорию России и расформирован на аэродроме «Смоленск-Северный».
26 ИАП
Также с 1968 г. на аэродром был передислоцирован 26-й Гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, бравший свою историю с 1938 г., будучи сформированным на основе 10-й отдельной истребительной авиаэскадрильи на аэродроме «Горелово» в Ленинградском Военном округе, переданный в состав ВВС ПВО.
Полк также участвовал в боевых действиях Великой Отечественной Войны в качестве специализированного полка ночных истребителей, имея на вооружении истребители И-16 и высотные истребители-перехватчики МиГ-3, а также британские истребители «Харрикейн». 2-я эскадрилья полка носила имя Героя Советского Союза Д. Е. Оскаленко, а за образцовое выполнение боевых задач в 1942 г. приказом НКО СССР полк получил почётное наименование Гвардейский.
В 1943 г. полк начал переучиваться на новые британские истребители Mk V «Супермарин Спитфайр», в 1944 г. стал получать новые истребители-бомбардировщики Як-9.
В 1945 г. полк снова пополнили британские истребители Mk IX «Спитфайр», а также опытные образцы аппаратуры телевизионной связи РД-1.
С 1957 по 1960 гг. в составе полка проходил службу будущий второй советский космонавт Г. С. Титов.
В начале 1970-х гг. полк начал освоение реактивных истребителей-бомбардировщиков Су-7, а на время работ по модернизации аэродрома с 1972 по 1973 гг. он был передислоцирован на соседний аэродром «Переяславка».
В 1976 г. полк был переформирован в 26-й Гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков и получил новые реактивные истребители-бомбардировщики с крылом изменяемой стреловидности Су-17.
С 1979 г. полк начал освоение новых тактических фронтовых бомбардировщиков с крылом изменяемой стреловидности Су-24 и был переформирован в 26-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк.
А в 1989 г. 26-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк был расформирован.
216 ИАП
Также с 1988 г. на аэродром был передислоцирован 216-й истребительный авиационный полк в.ч. 27984, сформированный в 1986 г. на аэродроме «Орловка» и имевший на вооружении сверхзвуковые тяжёлые истребители 4-го поколения Су-27.
Но с потеплением отношений с Китаем 26 апреля 1996 г. в Шанхае было подписано соглашение между Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном об укреплении доверия в военной области в районе границы и отводе наступательных вооружений из 100-км зоны, вступившее в силу 7 мая 1998 г.
Именно по этой причине в 1998 г. этот полк и множество других авиационных полков фронтовой авиации вдоль границы были расформированы, т.к. дальнейшее содержание такого типа авиации у границ стало бессмысленным.
С расформированием последнего авиаполка аэродром был законсервирован и впоследствии почти полностью брошен, но до начала 2020-х гг. площадка у бывшей ТЭЧ аэродрома ещё использовалась военными во время репетиций парадов.
В настоящее время весь аэродром заброшен, а лишь одну группу бывших стояночных мест одной из эскадрилий занимает гражданская лёгкая авиация федерации авиационного спорта Дальнего Востока, а также отделения межрегиональной общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов.
Сам бывший гарнизон аэродрома «10-й участок» продолжает свою жизнь в виде посёлка Калинка.
На его окраине стоит высокая водонапорная башня.
Чуть в стороне есть ещё одна более старая башня.
Но вот большинство построек бывшей войсковой части дивизии давно разобрали на кирпичи.
Дольше всех простоял штаб бывшей 28-й истребительной авиационной дивизии, поэтому мы сразу движемся к самому аэродрому по главной дороге из гарнизона.
Начнём осмотр с первой группы укрытий для самолётов первой эскадрильи 301-го ИАП.
Такие укрытия типа 2А/13 из быстровозводимых сборных арочных железобетонных конструкций в земляной обваловке были разработаны в 1960-х гг. для защиты авиационной техники как от средств поражения в виде осколков и пуль, так и от погодных условий.
В этой группе их было 4, а в стороне находилось ещё 13. Всего же на территории аэродрома было 70 укрытий двух типов.
Входы в эти укрытия перекрывались толстыми распашными защитными воротами, внутри которых должен был находиться песок, но его почти никогда не засыпали в них из за веса.
Створки ворот перемещались на катках при помощи электромоторов по вмурованным в бетон направляющим рельсам. Не смотря на то, что эти ворота должны были защищать самолёты от непогоды, из за неё же они часто выходили из строя и к распаду СССР почти повсеместно на многих аэродромах они стояли в навсегда открытом положении.
На створках ворот были написаны памятки для лётного состава.
Укрытие внутри выглядит так, а в конце его находился газоходный канал.
По бокам укрытий располагались дополнительные ниши для инвентаря и заправочного оборудования.
А вокруг бывших стоянок по кустам всё ещё валяются старые покрышки от самолётных колёс.
Возле группы укрытий находилось небольшое здание для технического состава эскадрильи.
Рядом стояла памятная стелла, у которой находился вход в небольшое подземное убежище для личного состава.
Внутри давно уже не на что смотреть и лишь на вершине земляного холма оставался торчать оголовок вентшахты с вентиляционным защитным устройством ВЗУ-100 1965 г. выпуска.
Переходим по рулёжной дорожке к укрытиям второй эскадрильи 301-го ИАП. Здесь было 12 укрытий, разбитых на три группы по 4 укрытия, соединявшихся веерными рулёжными дорожками с главной рулёжкой.
Они полностью идентичны. Защитные ворота на части укрытий были распилены ещё в 2000-х гг. Есть неподтверждённый слух, что их прекратили пилить после несчастного случая, когда одна из створок упала на черметчиков.
В центре средней группы укрытий был оборудован П-образный бруствер пулеуловителя, где пристреливали авиационные пушки самолётов.
После расформирования аэродрома он ещё много лет использовался как стрельбище для близлежащих воинских частей, но к концу 2010-х и эта практика прекратилась.
Раньше вокруг валялось множество гильз.
И пустых цинков от патронов.
У групп арочных укрытий в холмах располагались и убежища для личного состава и небольшие заглублённые склады.
Ну а теперь перейдём к взлётно-посадочной полосе, на которой после расформирования аэродрома некоторое время устраивали гоночные заезды, а впоследствии проводили репетиции Парадов Победы.
Эта ВПП № 047/227 имела длину 2500 метров и ширину 40 метров.
У ВПП располагался стартовый командно-диспетчерский пункт, построенный во время модернизации после обострения отношений с Китаем и событий на Даманском острове. Он имел основную наземную смотровую кабину.
Так здесь было при жизни.
А помимо основной он был оборудован защищённой рубкой с бронированными окнами с подземным укрытием.
Но внутри не было уже ничего интересного.
Второй вход в укрытие.
У газовочной площадки находилось несколько укрытий для техники.
А это было здание штаба 301-го ИАП.
На одной из его стен был нарисован вид на аэродром со стороны штаба.
Сразу напротив входа в штаба располагался ещё один холм. Здесь в 1966 г. был построен небольшой бункер запасного командного пункта авиаполка.
В нём было всего несколько помещений.
А внутри валялись ящики с маркировкой «Изделие Т-10С». Такой шифр имели самолёты Су-27 и видимо в них когда-то хранилось какое-то оборудование от этих самолётов, которые последними базировались на аэродроме.
В общем внутри не сохранилось ничего интересного.
Позади здания штаба располагался ангар технической эксплуатационной части, в котором обслуживали самолёты, но ещё долгое время его использовали военные при репетициях парадов, поэтому мы его отснять не успели, а после их окончательного ухода там стало совсем не на что смотреть.
А теперь переместимся на другую сторону аэродрома, где располагалась ещё одна группа из 12 укрытий для самолётов одной из эскадрилий 26-го АПИБ. Неподалёку точно такую же группу из 12 укрытий теперь занимает малая авиация.
Здесь были более ранние укрытия с откатными защитными воротами, створки которых были собраны из железобетонных панелей с рёбрами жёсткости. При открытии замка створки раскатывались по сторонам под действием собственного веса.
Ещё в первые годы эксплуатации таких ворот выявились частые проявления перекоса створок, протирание тросовых вставок и выход из строя электролебёдки из за осадков, из за чего с конца 1980-х гг. на большинстве аэродромов укрытия такого типа также навсегда были оставлены в открытом виде.
Так они выглядели при жизни.
Теперь же большинство из них вообще стоят с поваленными створками.
Внутри они выглядят почти идентично укрытиям с распашными воротами, только газоходный канал в них уже и направлен в другую сторону.
Возвращаемся обратно вдоль ВПП.
А у городка в кустах можно встретить такие обтекатели то ли от ракет, то ли от дополнительных топливных баков, то ли от носовых частей самолётов.
Ну а на этом всё.
Поделись видео:
