Заброшенный военный аэродром «10-й участок» (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
2
+1
3
Заброшенный военный аэродром "10-й участок" (Калинка) в 50 км от границы с Китаем

Сегодня мы расскажем про заброшенный военный аэродром «10-й участок», также известный как «Калинка», расформированный в 1998 г., на котором дислоцировались авиаполки 28-й истребительной авиационной дивизии.

-2

301 ИАП

Одним из полков, дислоцировавшихся на аэродроме был 301-й истребительный авиационный полк в.ч. 65383, берущий свою историю ещё с 1940 г., когда на аэродроме «Бирофельд» в Еврейской автономной области в составе 69-й смешанной авиационной дивизии ВВС 15-й армии ДВФ был сформирован 301-й ИАП, состоявший из трёх эскадрилий истребителей И-16 и одной эскадрильи истребителей И-15бис

С началом Великой Отечественной Войны в 1941 г. полк перешёл в состав 97-й смешанной авиационной дивизии, а в январе 1942 г. первые лётчики полка были отправлены на фронт.

После перехода полка в состав 254-й истребительной авиационной дивизии, в ноябре 1942 г. ещё 27 экипажей во главе с командиром полка отправились на фронт.

После окончания войны полк был перевооружён на новые истребители-бомбардировщики Як-9 и американские истребители Р-63 «Кингкобра» и вернулся на Дальний Восток, где в августе 1945 г. в полном составе принимал участие в Советско-японской войне, показав высокую эффективность, за что приказом Верховного Главнокомандующего СССР И. В. Сталина всему личному составу полка была объявлена благодарность.

В 1948 г. полк снова был перевооружён на новые учебно-тренировочные истребители Як-11, а в 1953 г. на реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17.

В 1960 г. полк перешёл в состав 29-й авиационной дивизии ПВО.

Фото самолёта Су-9 301-го ИАП, найденное в интернете в группе служивших здесь за авторством Василия Свасцова.
Фото самолёта Су-9 301-го ИАП, найденное в интернете в группе служивших здесь за авторством Василия Свасцова.

В 1962 г. полк начал освоение новых всепогодных истребителей-перехватчиков Су-9, а его лётный состав пополнился новыми экипажами с соседнего аэродрома «Переяславка» и Приморского аэродрома «Центральная Угловая».

Летом 1962 г. во время освоения новой техники, при вынужденной посадке из за остановки двигателя погиб один из пилотов, а в 1963 г. сразу после взлёта на высоте 500 м у ещё одного самолёта произошёл отказ двигателя и самолёт рухнул возле аэродрома. Пилот погиб, а на месте падения со временем образовалось озеро, в котором ещё долгое время лежали остатки самолёта.

В 1968 г. на аэродроме базирования полка «10-й участок» началась глубокая модернизация, в ходе которой были построены арочные укрытия для самолётов, укрытия для личного состава, а так же запасной командный пункт и защищённый СКП.

В 1972 г. на аэродроме начался второй этап модернизации с укреплением и удлинением взлётно-посадочной полосы, ремонтом рулёжных дорожек, а также строительством новой заправочной и газовочной площадки. На время строительных работ полк был перебазирован на остров Сахалин на аэродром «Смирных».

Фото 1973 г. с личным составом полка, найденное в интернете в группе служивших.
Фото 1973 г. с личным составом полка, найденное в интернете в группе служивших.

В 1976 г. полк начал осваивать новые многоцелевые истребители МиГ-23 М, а в 1981 г. перешёл в состав 28-й истребительной авиационной дивизии, которая в свою очередь с 1986 г. входила в состав 8-го корпуса ПВО второго формирования.

А в 1994 г. 301-й истребительный авиационный полк был расформирован.

-5

582 ИАП

В 1948 г. на аэродром был передислоцирован 582-й истребительный авиационный полк, сформированный на Приморском аэродроме «Воздвиженка» в 1941 г., состоявший к тому моменту из двух эскадрилий истребителей И-16 тип 10 и одной эскадрильи истребителей И-16 тип 17, войдя в состав 70-й смешанной авиационной дивизии ВВС 25-й армии Дальневосточного фронта

В 1945 г. полк в составе 249-й истребительной авиационной дивизии 9-й воздушной армии 1-го Дальневосточного фронта принимал участие в боевых действиях Советско-японской войны.

С 1948 г. полк перевооружался новые истребители Ла-7, а затем на американские истребители Р-63 «Кингкобра», а в 1949 г. перешёл в состав 149-й истребительной авиационной дивизии ПВО 65-го истребительного авиационного корпуса ПВО.

В 1952 г. полк вместе с дивизией перешёл в состав 55-го истребительного авиационного корпуса, а осенью 1952 г. был передислоцирован в Китай на аэродром «Дэншахэ» на фронтовых реактивных истребителях МиГ-15.

Весной 1955 г. полк вместе с дивизией был выведен из Китая и вошёл в состав 37-й воздушной армии Северной группы войск в Польше, где в 1964 г. перевооружился на новые лёгкие сверхзвуковые фронтовые истребители МиГ-21.

А с распадом СССР в мае 1992 г. полк был выведен из состава 4-й Воздушной армии Северной Группы Войск на территорию России и расформирован на аэродроме «Смоленск-Северный».

-6

26 ИАП

Также с 1968 г. на аэродром был передислоцирован 26-й Гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, бравший свою историю с 1938 г., будучи сформированным на основе 10-й отдельной истребительной авиаэскадрильи на аэродроме «Горелово» в Ленинградском Военном округе, переданный в состав ВВС ПВО.

Полк также участвовал в боевых действиях Великой Отечественной Войны в качестве специализированного полка ночных истребителей, имея на вооружении истребители И-16 и высотные истребители-перехватчики МиГ-3, а также британские истребители «Харрикейн». 2-я эскадрилья полка носила имя Героя Советского Союза Д. Е. Оскаленко, а за образцовое выполнение боевых задач в 1942 г. приказом НКО СССР полк получил почётное наименование Гвардейский.

Фото 1944 г. с самолётами Як-9Д и Як-1Б 26-го ИАП, найденное на сайте о полках и самолётах СССР времён ВОВ.
Фото 1944 г. с самолётами Як-9Д и Як-1Б 26-го ИАП, найденное на сайте о полках и самолётах СССР времён ВОВ.

В 1943 г. полк начал переучиваться на новые британские истребители Mk V «Супермарин Спитфайр», в 1944 г. стал получать новые истребители-бомбардировщики Як-9.

В 1945 г. полк снова пополнили британские истребители Mk IX «Спитфайр», а также опытные образцы аппаратуры телевизионной связи РД-1.

С 1957 по 1960 гг. в составе полка проходил службу будущий второй советский космонавт Г. С. Титов.

В начале 1970-х гг. полк начал освоение реактивных истребителей-бомбардировщиков Су-7, а на время работ по модернизации аэродрома с 1972 по 1973 гг. он был передислоцирован на соседний аэродром «Переяславка».

Фото 1976 г. с самолётами Су-17 26-го ИАП, найденное в интернете на сайте ЛитВек.
Фото 1976 г. с самолётами Су-17 26-го ИАП, найденное в интернете на сайте ЛитВек.

В 1976 г. полк был переформирован в 26-й Гвардейский авиационный полк истребителей-бомбардировщиков и получил новые реактивные истребители-бомбардировщики с крылом изменяемой стреловидности Су-17.

С 1979 г. полк начал освоение новых тактических фронтовых бомбардировщиков с крылом изменяемой стреловидности Су-24 и был переформирован в 26-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк.

А в 1989 г. 26-й Гвардейский бомбардировочный авиационный полк был расформирован.

Фото самолётов Су-27 216-го ИАП, найденное в интернете на сайте выпускников ЧВВАУЛ.
Фото самолётов Су-27 216-го ИАП, найденное в интернете на сайте выпускников ЧВВАУЛ.

216 ИАП

Также с 1988 г. на аэродром был передислоцирован 216-й истребительный авиационный полк в.ч. 27984, сформированный в 1986 г. на аэродроме «Орловка» и имевший на вооружении сверхзвуковые тяжёлые истребители 4-го поколения Су-27.

Но с потеплением отношений с Китаем 26 апреля 1996 г. в Шанхае было подписано соглашение между Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном об укреплении доверия в военной области в районе границы и отводе наступательных вооружений из 100-км зоны, вступившее в силу 7 мая 1998 г.

Именно по этой причине в 1998 г. этот полк и множество других авиационных полков фронтовой авиации вдоль границы были расформированы, т.к. дальнейшее содержание такого типа авиации у границ стало бессмысленным.

-10

С расформированием последнего авиаполка аэродром был законсервирован и впоследствии почти полностью брошен, но до начала 2020-х гг. площадка у бывшей ТЭЧ аэродрома ещё использовалась военными во время репетиций парадов.

В настоящее время весь аэродром заброшен, а лишь одну группу бывших стояночных мест одной из эскадрилий занимает гражданская лёгкая авиация федерации авиационного спорта Дальнего Востока, а также отделения межрегиональной общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов.

-11

Сам бывший гарнизон аэродрома «10-й участок» продолжает свою жизнь в виде посёлка Калинка.

-12
-13

На его окраине стоит высокая водонапорная башня.

-14

Чуть в стороне есть ещё одна более старая башня.

-15

Но вот большинство построек бывшей войсковой части дивизии давно разобрали на кирпичи.

-16

Дольше всех простоял штаб бывшей 28-й истребительной авиационной дивизии, поэтому мы сразу движемся к самому аэродрому по главной дороге из гарнизона.

-17

Начнём осмотр с первой группы укрытий для самолётов первой эскадрильи 301-го ИАП.

-18

Такие укрытия типа 2А/13 из быстровозводимых сборных арочных железобетонных конструкций в земляной обваловке были разработаны в 1960-х гг. для защиты авиационной техники как от средств поражения в виде осколков и пуль, так и от погодных условий.

-19

В этой группе их было 4, а в стороне находилось ещё 13. Всего же на территории аэродрома было 70 укрытий двух типов.

-20

Входы в эти укрытия перекрывались толстыми распашными защитными воротами, внутри которых должен был находиться песок, но его почти никогда не засыпали в них из за веса.

-21

Створки ворот перемещались на катках при помощи электромоторов по вмурованным в бетон направляющим рельсам. Не смотря на то, что эти ворота должны были защищать самолёты от непогоды, из за неё же они часто выходили из строя и к распаду СССР почти повсеместно на многих аэродромах они стояли в навсегда открытом положении.

-22

На створках ворот были написаны памятки для лётного состава.

-23

Укрытие внутри выглядит так, а в конце его находился газоходный канал.

-24

По бокам укрытий располагались дополнительные ниши для инвентаря и заправочного оборудования.

-25
-26

А вокруг бывших стоянок по кустам всё ещё валяются старые покрышки от самолётных колёс.

-27
-28

Возле группы укрытий находилось небольшое здание для технического состава эскадрильи.

-29

Рядом стояла памятная стелла, у которой находился вход в небольшое подземное убежище для личного состава.

-30

Внутри давно уже не на что смотреть и лишь на вершине земляного холма оставался торчать оголовок вентшахты с вентиляционным защитным устройством ВЗУ-100 1965 г. выпуска.

-31

Переходим по рулёжной дорожке к укрытиям второй эскадрильи 301-го ИАП. Здесь было 12 укрытий, разбитых на три группы по 4 укрытия, соединявшихся веерными рулёжными дорожками с главной рулёжкой.

-32

Они полностью идентичны. Защитные ворота на части укрытий были распилены ещё в 2000-х гг. Есть неподтверждённый слух, что их прекратили пилить после несчастного случая, когда одна из створок упала на черметчиков.

-33

В центре средней группы укрытий был оборудован П-образный бруствер пулеуловителя, где пристреливали авиационные пушки самолётов.

-34

После расформирования аэродрома он ещё много лет использовался как стрельбище для близлежащих воинских частей, но к концу 2010-х и эта практика прекратилась.

-35

Раньше вокруг валялось множество гильз.

-36

И пустых цинков от патронов.

-37

У групп арочных укрытий в холмах располагались и убежища для личного состава и небольшие заглублённые склады.

-38

Ну а теперь перейдём к взлётно-посадочной полосе, на которой после расформирования аэродрома некоторое время устраивали гоночные заезды, а впоследствии проводили репетиции Парадов Победы.

-39

Эта ВПП № 047/227 имела длину 2500 метров и ширину 40 метров.

-40

У ВПП располагался стартовый командно-диспетчерский пункт, построенный во время модернизации после обострения отношений с Китаем и событий на Даманском острове. Он имел основную наземную смотровую кабину.

Фото ещё действующего СКП, найденное в интернете в группе служивших здесь за авторством Василия Свасцова.
Фото ещё действующего СКП, найденное в интернете в группе служивших здесь за авторством Василия Свасцова.

Так здесь было при жизни.

-42

А помимо основной он был оборудован защищённой рубкой с бронированными окнами с подземным укрытием.

-43

Но внутри не было уже ничего интересного.

-44

Второй вход в укрытие.

-45

У газовочной площадки находилось несколько укрытий для техники.

-46
-47
-48

А это было здание штаба 301-го ИАП.

-49

На одной из его стен был нарисован вид на аэродром со стороны штаба.

-50

Сразу напротив входа в штаба располагался ещё один холм. Здесь в 1966 г. был построен небольшой бункер запасного командного пункта авиаполка.

-51

В нём было всего несколько помещений.

-52
-53

А внутри валялись ящики с маркировкой «Изделие Т-10С». Такой шифр имели самолёты Су-27 и видимо в них когда-то хранилось какое-то оборудование от этих самолётов, которые последними базировались на аэродроме.

-54

В общем внутри не сохранилось ничего интересного.

-55

Позади здания штаба располагался ангар технической эксплуатационной части, в котором обслуживали самолёты, но ещё долгое время его использовали военные при репетициях парадов, поэтому мы его отснять не успели, а после их окончательного ухода там стало совсем не на что смотреть.

-56

А теперь переместимся на другую сторону аэродрома, где располагалась ещё одна группа из 12 укрытий для самолётов одной из эскадрилий 26-го АПИБ. Неподалёку точно такую же группу из 12 укрытий теперь занимает малая авиация.

-57

Здесь были более ранние укрытия с откатными защитными воротами, створки которых были собраны из железобетонных панелей с рёбрами жёсткости. При открытии замка створки раскатывались по сторонам под действием собственного веса.

-58

Ещё в первые годы эксплуатации таких ворот выявились частые проявления перекоса створок, протирание тросовых вставок и выход из строя электролебёдки из за осадков, из за чего с конца 1980-х гг. на большинстве аэродромов укрытия такого типа также навсегда были оставлены в открытом виде.

Фотография ещё действующих укрытий, найденная в интернете в группе служивших здесь за авторством Рината Валеева.
Фотография ещё действующих укрытий, найденная в интернете в группе служивших здесь за авторством Рината Валеева.

Так они выглядели при жизни.

-60

Теперь же большинство из них вообще стоят с поваленными створками.

-61

Внутри они выглядят почти идентично укрытиям с распашными воротами, только газоходный канал в них уже и направлен в другую сторону.

-62

Возвращаемся обратно вдоль ВПП.

-63

А у городка в кустах можно встретить такие обтекатели то ли от ракет, то ли от дополнительных топливных баков, то ли от носовых частей самолётов.

-64

Ну а на этом всё.

-65
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
2
+1
3

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии