Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сегодня мы расскажем про заброшенную штольню Рудника №1, располагавшегося в предгорьях горной системы Хамар-Дабан в Слюдянке, которую мы успели посетить во время рекультивационных работ.
Наш путь начинается со станции Слюдянка на побережье Байкала, где расположен знаменитый уникальный мраморный вокзал, построенный в 1904 г. и являющийся единственным железнодорожным вокзалом в мире, построенным из чистого мрамора.
И в наше время этот вокзал является если не самым красивым, то точно одним из нескольких самых красивых вокзалов Транссибирской магистрали.
Стоимость его строительства составила 89 218 царских рублей, а мрамор для него добывали открытым способом на горе неподалёку на месторождении Байкальского мрамора, где также находятся и штольни бывшего рудника №1.
К слову в здании самого вокзала выставлены некоторые полезные ископаемые, которые добывали в этих местах.
Переносимся с вокзала на склон нужной нам горы, где на подходе к КПП бывшей фабрики рудника мы встретили объявление, рассказывавшее о том, что 21 июля 2018 г. будут производиться работы по рекультивации порталов заброшенных штолен бывшего рудника, а мы приехали сюда 24 июля того же года через три дня после этих событий.
Упав духом и уже не надеясь ни на что хорошее мы всё же решили сходить и посмотреть, вдруг чего не успели закопать до конца. И как оказалось не зря.
Дорога упёрлась в КПП бывшей фабрики, где к нам вышел охранник и рассказал, что нам повезло и на тот момент ещё не все штольни успели засыпать до конца.
Он поведал нам причины внезапно начавшихся рекультивационных работ, которые были совершенно предсказуемы и просты — ограничить доступ туристов в опасные подземелья, находящиеся в аварийном состоянии из за прошедших многих лет заброшенности, но всё же поняв, что мы не просто туристы, а с большим опытом посещения таких мест, подсказал нам пару незасыпанных штолен и даже разрешил прогуляться по территории фабрики.
А ещё на КПП обитал очень дружелюбный и игривый пёс, лучшим другом которого был этот котёнок. 🙂
Сам пёс оказался ещё и очень смелым. Он сопровождал нас всю дорогу и даже полез с нами исследовать мрачные подземелья, так что пришлось ещё и приглядывать за ним, чтобы не совался за нами в штольни.
На тот момент бывшие цеха с камнедробилками занимала какая-то частная фирма, занимавшаяся добычей мраморного известняка.
В окрестностях Слюдянки встречается много пород. Это и граниты с мраморами, и кристаллические сланцы с диопсидами, полевые шпаты и много других пород, но основными добываемыми здесь полезными ископаемыми являлись добываемые открытым способом мраморы и мраморизованный известняк, а в штольнях добывали слюду-флогопит и лазурит.
Данная обогатительная фабрика Рудника №1 была введена в эксплуатацию в 1963 г., когда началась активная добыча слюды, необходимой для аэрокосмической промышленности и радиотехники. Эта фабрика перерабатывала около 100 000 кубометров горной массы в год, но уже в 1975 г. добычу слюды здесь прекратили, после чего на горе продолжали добывать лишь мраморы.
Перед походом к штольням мы прогулялись по остаткам от фабрики.
На этой площадке мы встретили собственно мраморный известняк, ещё добываемый в то время.
И дробилку для него.
Ниже располагались руины бывших цехов самой фабрики.
Картина конечно печальная.
В торце цеха видимо находилась камнедробилка.
В общем от фабрики ничего толком и не осталось.
Зато грибов здесь море, правда есть мы бы их конечно не стали.
От фабрики в сопку уходит дорога, ведущая к карьеру с названием «Стрелка», где собственно и добывали мрамор для строительства железнодорожного вокзала в Слюдянке.
Видимо он так назывался из за этого отвала.
Дальше мы свернули на примыкающую дорогу, которую нам указал охранник.
В лесу у дороги валялись огромные глыбы мрамора.
Постепенно на дороге стал попадаться и слюда.
Далее мы снова встретили объявление о рекультивационных работах. Позже их мы здесь увидели ещё много.
И вот мы на месте у одной из штолен, входы в которые не успели на тот момент засыпать до конца.
Из насыпи перед входом торчал рельс узкоколейки.
А за ней темнел верх бывшего портала горной выработки одного из верхних горизонтов рудника.
От которого уходила слюдяная штольня со сгнившей деревянной крепью, покрытая инеем не смотря на разгар лета.
Спустя несколько десятков метров стало теплее и иней исчез.
А потом кончается и крепь, оголяя обвалоопасную горную выработку.
Хотя на самом деле порода здесь стабильная и выработка пройдена минуя разломы, но всё равно в таких местах расслабляться не стоит ни на минуту.
Штольня имеет несколько развилок, приводящих в разные интересные места. Здесь видимо был восстающий на верхний горизонт.
Вбитая труба в породу, вероятно здесь был выход грунтовых вод.
За одним из поворотов показалась и сохранившаяся вагонетка.
К которой мы сразу и направились.
Сколько породы она перевезла за свой век.
Когда-то заколоченный досками проход.
Здесь мы обратили внимание на натянутую верёвку.
Которая уходила в темноту.
Упираясь в завал, где к ней была привязана консервная банка. Как оказалось это была простейшая сигнализация, которую оставил кто-то, кто откапывал этот завал.
Поняв, что дальше не пройти, мы вернулись к развилке.
И отправились в другую сторону.
Снова развилка.
Здесь виден выход слюды.
И снова участок в деревянной крепи, оканчивавшийся завалом.
В одном из тупиков мы наткнулись на небольшое помещение какой-то мастерской.
А где-то рядом видимо располагалась аккумуляторная.
А потом вход и в эту штольню закопали.
Потом мы нашли ещё одну вентиляционную штольню этого рудника, но о ней мы расскажем отдельно в одной из наших следующих статей.
Так что на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.