Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
После капитуляции Франции 22 июня 1940-го года в континентальной Европе у Гитлера противников уже не было. Занозой торчала только Англия, против островного государства тактика блицкрига могла сработать, только в том случае, если армию удастся перебросить через пролив.
Впрочем, Гитлер надеялся на то, что у оставшейся в одиночестве Англии просто нет другого выхода, кроме как заключить мир. Чтобы подтвердить свою готовность к такому завершению событий, он даже приостановил на четверо суток наступление на Дюнкерк, любезно предоставив англичанам возможность эвакуировать остатки Британских экспедиционных сил на континенте. (Хотя такой вывод это теория, официальных документов об этом решении сейчас нет).
Черчилль подарок принял, но спасибо не сказал, более того, в своих обращениях к народу призывал готовиться к обороне и довольно нелестно отзывался как о немцах и Германии в целом, так и о Гитлере в частности. Уже 2-го июля, не дождавшись никаких предложений от англичан, раздосадованный фюрер приказал «изучить вопрос» о возможности захвата Англии.
Высшее командование вермахта в лице фельдмаршалов Йодля, Кейтеля и Гальдера его обнадежили, заявив, что и на островах части вермахта разобьют британские войска за несколько дней. 16-го июля 1940-го года Гитлер утверждает операцию «Морской лев». Немецкие войска в количестве от 25-ти в первой «волне» до 40-ка дивизий во второй, высадившись между Дувром и Портсмутом, начинают наступление, которое заканчивается взятием Лондона. Осталось решить одну маленькую проблему, как туда их доставить.
А доставлять пришлось бы много. Чтобы вы понимали масштаб, добавлю цифр. Только в первой «волне» надо было перебросить около 100 тысяч солдат, несколько тысяч лошадей, полтысячи танков, артиллерию и грузовики. И в два раза больше (порядка двух миллионов тонн груза) во второй «волне». А с подготовкой средств доставки все было далеко не благополучно. В полной мере удался только пропагандистский ролик, в котором бравые солдаты вермахта на 10-ти тысячах моторных лодок высаживаются на побережье. Хотели испугать англичан. Впрочем, напугать удалось только министра иностранных дел лорда Галифакса, который начал призывать к перемирию, пригласив Италию в качестве посредника. Остальная Британия готовилась к обороне.
Остальное шло еще хуже. Как ни напрягался гросс-адмирал Редер, к концу июля смог наскрести только полсотни пароходов, две сотни буксиров, 600 барж и 550 моторных лодок.
Тогда вспомнили и об авиации. В октябре 1940-го года фирмам «Юнкерс» и «Мессершмитт» были выданы задания на разработку тяжелых транспортных планеров, с помощью которых можно было бы обеспечить первую волну десанта тяжелым вооружением.
Согласно ТЗ такой планер должен был в состоянии поднять либо танк Pz.Kpfw. IV, либо 88 мм пушку вместе с тягачом, либо роту (больше полутора сотен солдат с вооружением) десанта. Учитывая высший приоритет, подготовку производства следовало провести одновременно с проектными работами.
У «Юнкерса» с его деревянным Ju-322 как-то не заладилось. А вот конструктора фирмы Мессершмитт не подкачали, и за какие-то три месяца сотворили планер Ме 321, способный перевозить 20 тонн груза. Правда, немного опоздали: первый Me-321А, собрали на заводе в Лейпхейме 1-го февраля, на двадцать дне позже, чем Гитлер отдал приказ (9-го января) об отмене операции «Морской лев».
Транспортный планер «Мессершмитт Ме.321» получил силовой каркас из стальных труб с деревянными лонжеронами и тканевой обтяжкой. После взлета колесное шасси сбрасывалось, садился он уже на лыжи. Грузовой отсек по размерам с железнодорожный вагон мог вместить более 20-ти тонн груза или пару сотен десантников (при установке средней палубы). Любопытно решена проблема загрузки, носовая часть распахивалась в стороны, образуя громадный люк. Экипаж 4 человека, вооруженных двумя 7,9-мм пулеметами MG-15. В целом, технические требования были реализованы полностью, и ничего подобного в мире еще не было.
Вот только одна незадача. Командование как-то упустило из виду, что для такой махины нет буксировщика. От слова «совсем». Выяснилось это только тогда, когда планер уже был запущен в серийное производство.
Четырехмоторный «Юнкерс» Ju-90 25-го февраля смог поднять в воздух только пустой планер. Буксировка Ме 321 связкой из трех самолетов Me-110, которым помогали на взлете, установленные на планере ракетные ускорители, получилась, но более походила на цирковой номер. Как сказал ас Первой мировой войны генерал Эрнст Удет:
«Это непросто работа, а воздушная акробатика!».
Действительно, слаженность действий экипажа должна была быть безупречной. Сначала взлетали два «пристяжных» мессера, затем «коренник». Синхронно с ними срабатывали восемь ракетных ускорителей на перекиси водорода. Отрабатывать эту технику начали к концу апреля, и, с четвертой попытки Ме 321, наконец, поднялся в воздух с 22-мя тоннами груза и общим полетным весом чуть более 33-х.
Подобный вариант буксировки «тройкой» был крайне опасным занятием, при малейшей ошибке пилотов или отказа техники (а это случалось довольно часто) вся связка падала. Так, во время очередного испытательного полета не сработала группа ускорителей правого борта. Ме 321 развернуло, троса буксировщиков перехлестнулись, и вся группа рухнула в ближайший к аэродрому лес, похоронив под обломками трех самолетов и планера 9 летчиков и 120 десантников.
От идеи отказаться от тросов и жестко закрепить буксировщики на планере сверху (два на крыльях, один на фюзеляже) отказались из-за чрезмерной сложности. Наконец задумались о большом самолете-буксировщике.
Подходящего самолета нет даже в ближайших прогнозах. Но немецкие проектировщики как всегда на высоте. За дело отважно берутся лучшие умы Хейншеля. Их творение поражает полетом инженерной мысли, это просто шедевр креатива, граничащего с идиотизмом. Они, не мудрствуя лукаво, просто соединяют крыльями два серийных бомбардировщика He 111, воткнув между ними пятый двигатель. Выглядит крайне одиозно, но летает! И даже может тащить Ме 321. Так один монстр породил другого. Из-за очевидной бесперспективности He 111 Z (от немецкого zwilling — сдвоенный) выпустили всего 12 штук.
Проект мог заглохнуть, но выручили проектировщики Мессершмитта. Не слишком надеясь на вменяемое решение с буксировкой, они решили заставить самостоятельно летать сам планер. К счастью, был подходящий двигатель, французский «Гном-Рон» 14, захваченный в больших количествах, но не подходящий для основных самолетов люфтваффе.
Для установки двигателей с топливными баками усилили конструкцию крыльев. Переделали и шасси, вариант со сбрасываемыми тележками и лыжами уже не годился. Десять подрессоренных колес объединили в две группы (по пять на борт) и прикрыли обтекателями. В экипаж добавили двух бортинженеров, которые контролировали каждый свое крыло и могли добраться до двигателей даже в полете.
Разработали вариант Me-321С с 4-мя двигателями, но на взлет с полной загрузкой без помощи буксировщика их мощности не хватило. Тогда попробовали установить шесть двигателей, и с ними
Me-321D, наконец, полетел.
Хотя он требовал высокого мастерства пилота (особенно при взлете и посадке), летные качества и управляемость оказались вполне удовлетворительными. Me-321D, переименованный в Me.323 «Gigant» стал самым тяжелым транспортным самолетом Второй мировой войны.
Справедливости ради, надо сказать, что в отличие от предыдущих примеров гигантомании, вроде супер пушки «Дора» или сверхтяжелого танка «Маус», тяжелый планер Ме 321 и его дальнейшее развитие тяжелый транспортный самолет Me.323 пригодились гораздо больше. Как в буксируемом, так и в моторном варианте «Гиганты» использовались практически на всех участках Восточного фронта от Риги до Севастополя.
Всего они совершили более 2000 вылетов, в которых доставили около 18 тысяч тонн грузов. Принимали участие в боевых действиях на Средиземноморском и Североафриканском театрах военных действий. Так, Me.323 совершили в Тунис более 1200 полётов, доставив около 15 000 т грузов, в том числе 96 САУ и бронетранспортёров, 616 орудий, 360 грузовых автомобилей и тягачей, 42 РЛС.
Однако, начиная с 1943-го года при превосходстве союзников по антигитлеровской коалиции в воздухе эти самолеты стали нести большие потери. Попытки усилить их защитное вооружение особого результата не принесли. Даже вооруженный до зубов самолет эскорта Me-323E-2/WT (одиннадцать пушек MG-151 и четыре пулемета MG-131), не мог обеспечить безопасность. В этой войне время таких монстров закончилось, но они дали толчок послевоенным разработкам.