Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

Штрафные роты и батальоны — это тема, окруженная множеством мифов и откровенных домыслов, относящихся к Великой Отечественной войне. Проблема, вероятно, заключается в том, что информацию о штрафных подразделениях люди в основном получают не из серьезных исследований (которых сравнительно немного), а из художественной литературы и кинематографа о войне. А такие источники не всегда являются надежными.
Как возникли штрафные части?
Штрафные части были созданы в Красной армии в 1942 году, их формирование началось одновременно с изданием приказа Сталина No227, известного как «Ни шагу назад!». Этот год стал самым трудным в ходе войны. Наше наступление на Харьков было остановлено, немцы стремились к Волге и Северному Кавказу, оккупировав Ростов-на-Дону, Воронеж и Крым. В таких условиях многие солдаты начали проявлять слабость, участились случаи бегства с поля боя, в частях возникали панические настроения, и дисциплина ослабела. Ситуацию требовалось кардинально изменить.
Командование решило обратиться к опыту штрафных частей, хорошо известному еще со времен Первой мировой и Гражданской войн. Штрафные части также активно использовались немцами. Это прямо упоминается в приказе No227: «После своего зимнего отступления под напором Красной армии, … немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые жесткие меры, которые принесли неплохие результаты. Они сформировали 100 штрафных рот … и около десятка штрафных батальонов… Эти меры оказали свое воздействие, и теперь немецкие войска сражаются лучше, чем зимой».
Штрафники также существовали в армиях других стран, участвовавших во Второй мировой войне.
Следуя мировой практике, советское командование приняло решение о создании на каждом фронте до трех штрафных батальонов (с численностью 800 человек) и 5-10 штрафных рот (по 150-200 человек) в каждой армии. Бойцам и офицерам, совершившим серьезные проступки и преступления, предоставлялась возможность искупить свою вину кровью.
Штрафников направляли на наиболее напряженные участки, и они сражались храбро, но не следует преувеличивать значение штрафных частей в достижении Победы. Статистика показывает, что за всю войну через штрафные части прошло около 430 тысяч человек, что составляет не более 1,24% от общего числа личного состава РККА.
Что такое штрафной батальон и чем он отличается от штрафной роты?
В штрафные батальоны направляли офицеров, совершивших серьезные проступки и преступления. В штрафных ротах искупали свою вину рядовые солдаты и младший командный состав. Командовали как штрафбатами, так и штрафротами «обычные», не провинившиеся офицеры.
Попасть в штрафники можно было за трусость, дезертирство, самострелы, а также за нарушение дисциплины, пьянство и драки. В условиях войны люди остаются людьми и могут совершить преступление, которое в мирное время карается в соответствии с уголовным кодексом, например, убийство. Случались и кражи, растраты государственного имущества — за это особенно часто попадались интенданты. Если «на гражданке» за преступление «светило» 10 лет, то на войне человек получал 3 месяца в штрафной роте или батальоне. За менее серьезные проступки назначали 1 или 2 месяца. Дольше этого срока в штрафбатах и штрафротах не служили — либо погибали, либо возвращались в свои части.
Уголовников среди штрафников было гораздо меньше, чем принято считать. Действительно, некоторым заключенным, находившимся в местах лишения свободы, предоставляли шанс искупить свою вину перед обществом на фронте, но эта возможность требовала заслуг и не предоставлялась всем.
Покинуть ряды штрафников можно было и досрочно — по тяжелому ранению, что называлось «искупить кровью», или совершив подвиг. За подвиги награждали так же, как и остальных солдат и офицеров — медалями и орденами. Ветеран войны генерал-майор А.В. Пыльцин, командовавший штрафным батальоном, рассказывал о таком курьезе, связанном с наградами. Совершив геройский поступок, за который их могли представить к награде, многие разжалованные офицеры просили: «Только не орден Славы, лучше медаль!». Этот орден присуждали солдатам и сержантам, и офицеры стеснялись его носить, так как это сразу выдавало, что они служили в штрафниках.
Правда ли, что штрафники не кричали «Ура!»?
Среди множества легенд о штрафниках эта — одна из самых распространенных. Говорят, что бойцы штрафбатов и штрафрот не имели права выкрикивать «Ура!», а тем более «За Сталина!», чтобы не осквернить таким образом священные для советского народа боевые кличи.
Вероятно, это всего лишь миф. Крик «Ура!» штрафникам никто не запрещал. Однако участники событий вспоминают, что штрафники не любили выкрикивать «За Сталина» и «Ура!», реагируя на усиленную воспитательную работу, проводимую в штрафных частях. В бой они чаще всего шли, выкрикивая крепкие ругательства («Мат Иванович», как говорил известный актер, участник войны Е.Я. Весник). Сохранились воспоминания бывшего штрафника, что в его батальоне бойцы кричали: «За Родину! Заставили!», и гордились этим каламбуром.
Кроме того, есть известный фильм о штрафниках «Гу-га!», снятый в 1989 году по одноименной повести писателя-фронтовика М.Д. Симашко. В книге штрафники, засевшие на болоте, доводят немцев до обморочного ужаса своими ночными выкриками «Гу-га!», а затем с этими же возгласами идут в атаку.
«В третий и в четвертый раз начинаем мы:
— Гу-га, гу-га, гу-га!
… — Ну, теперь знают, кто здесь, — говорит удовлетворенно Даньковец, обтирая тряпкой штаны и бушлат. — От Белого до Черного моря они этот знак понимают, что штрафная тут!».
Среди бойцов бытовало выражение «взять на гу-га!» — то есть, напугать и застать врасплох.
Морис Симашко сам воевал в штрафбате, поэтому его свидетельство заслуживает доверия.
Тем не менее «Гу-га!» является не заменой «Ура!», а элементом психологической атаки, одним из методов устрашения
Источник: russian7.ru
Поделись видео:






