Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Маленький, шустрый, доступный по цене и… вечно ломающийся.
Так можно описать автомобиль, ставший настоящим феноменом советской эпохи.
ЗАЗ-968, известный в народе как «Запорожец», заставлял своих владельцев то хвататься за голову, то восхищаться его неприхотливостью.
Внешний вид и прозвища
Стоило только глянуть на этот автомобиль, и сразу становилось понятно – такой внешности позавидует любой мультяшный персонаж.
По бокам торчали огромные черные решетки воздухозаборников. Они так сильно выделялись на фоне кузова, что народ сразу окрестил машину «Ушастым».
Сам кузов тоже не подкачал в плане оригинальности. Округлые формы, плавные линии – ни одного острого угла.
В те времена, когда все советские автомобили щеголяли строгими гранями, «Запорожец» выглядел как привет из будущего. Или как кусок хозяйственного мыла – отсюда и пошло прозвище «Мыльница».
Конструкторы явно вдохновлялись «Фольксвагеном-Жуком», разместив двигатель сзади. Но если немецкий автомобиль уже сошел с конвейера, то советский малыш только начинал свой путь.
Эта особенность компоновки сделала его похожим на автомобиль, который собрали задом наперед.
В общем потоке машин «Запорожец» выделялся как белая ворона. Коротышка с высокой посадкой и вздернутым носом, он неизменно привлекал внимание.
Дизайнеры пытались придать ему солидности хромированными бамперами и молдингами. Но характерный силуэт все равно выдавал в нем «младшего брата» советского автопрома.
Конструктивные недостатки
С мотором у «Запорожца» постоянно возникали проблемы. В жару они просто замучили владельцев – машина то и дело перегревалась прямо посреди дороги.
Без канистры воды в багажнике лучше было вообще не выезжать. Зимой начиналась другая песня – двигатель так медленно прогревался, что водители мерзли как суслики.
Расположение мотора сзади только добавляло проблем. Каждый поход в гараж превращался в акробатическое представление.
Чтобы просто долить масло, приходилось сначала найти удобную позу. А если сломалось что-то серьезное, без полного демонтажа двигателя было не обойтись.
Зимняя дорога превращалась в настоящее приключение. Тяжелый зад машины так и норовил обогнать перед, особенно на льду.
Бывалые автомобилисты быстро смекнули и стали возить в переднем багажнике мешок песка. Правда, полностью это проблему не решало – машина все равно оставалась своенравной.
Сцепление горело, коробка передач хрустела как несмазанная телега, шаровые опоры разбивались одна за другой. А если вдруг полетел двигатель – проще было поменять его целиком.
Ремонтировать старый влетало в такую копеечку, что многие просто махали рукой и отправляли машину на запчасти. Найти которые, кстати, было той еще задачкой.
Сложности в эксплуатации
Владельцы «Запорожца» частенько шутили, что их машина – это не средство передвижения, а образ жизни. И правда, езда на этом автомобиле требовала особого склада характера и недюжинной выносливости.
Зимой салон прогревался так медленно, что водители кутались как полярники. Печка работала еле-еле, стекла постоянно запотевали. А уж если мороз под тридцать – хоть валенки надевай.
Зато летом в машине становилось жарко как в сауне. Открытые окна не спасали – горячий воздух от двигателя все равно просачивался в салон.
С запчастями была настоящая беда. В магазинах их днем с огнем не сыщешь, а те что удавалось достать по блату, часто оказывались бракованными.
Владельцы собирались в неформальные клубы, обменивались информацией, делились деталями. Без такой взаимовыручки содержать «Запорожец» было просто невозможно.
Расход топлива тоже удивлял. Маленькая машина умудрялась потреблять бензина как иной «Москвич».
А масло… Бывалые водители всегда возили с собой пару литров – машина могла запросить добавки в самый неподходящий момент. Да и заливать его приходилось чуть ли не каждую неделю.
О комфорте речь вообще не шла. На кочках машину трясло так, что зубы стучали. В поворотах крен был такой, что пассажиры невольно хватались за ручки.
А шум… После часа езды хотелось просто помолчать – двигатель и коробка передач создавали такой гул, что приходилось почти кричать, чтобы поговорить с попутчиками.
Социальный аспект
«Запорожец» в советском обществе занимал особое место. Вроде и автомобиль, но не совсем «настоящий» – так считали многие владельцы более престижных машин.
Они снисходительно поглядывали на маленького собрата, пока тот резво пробирался в потоке транспорта.
За рулем «Запорожца» чаще всего оказывались начинающие автолюбители или пенсионеры.
Для них это был единственный шанс стать автовладельцем – других машин было просто не достать, да и цена кусалась. А «Ушастый» стоил вдвое дешевле «Жигулей» и не требовал многолетнего стояния в очереди.
В автомобильной иерархии СССР «Запорожец» прочно занял место в самом низу. Владельцы «Волг» и «Жигулей» даже не считали его за конкурента.
Зато анекдотов про него ходило больше, чем про все остальные советские машины вместе взятые. Чего стоила только присказка «Запорожец — не роскошь, а средство передвижения с приключениями».
Но была у этой машины и своя преданная армия поклонников. Они ценили её за неприхотливость, ремонтопригодность и способность пролезть там, где застрянет любая другая машина.
В деревнях «Запорожец» и вовсе считался незаменимым помощником – маленький, юркий, с багажником спереди, куда можно было загрузить мешок картошки.
В автосервисах к владельцам «Запорожцев» относились по-особому. То ли жалели, то ли уважали за стойкость. А может просто считали чудаками – ведь только очень увлеченный человек мог годами возиться с машиной, которая постоянно требовала внимания и ремонта.
«Запорожец» ЗАЗ-968 оказался машиной, которую не любили практически за всё.
Неказистая внешность вызывала насмешки, вечно ломающийся двигатель приводил в отчаяние, а езда превращалась в постоянную борьбу с капризным характером автомобиля.
Эта модель стала настоящим испытанием для своих владельцев, большинство из которых пересаживались на другие машины при первой же возможности.
Поделись видео: