Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Когда заходит речь о достоинствах легендарного танка Т-34 обязательно упоминается мощный дизельный двигатель. Этот быстроходный танковый дизель был разработан в тридцатые годы, но даже спустя полвека его характеристики и удельные параметры считались исключительно высокими, а его конструкция несмотря на многочисленные модернизации, осталась практически неизменной.
Этот двигатель не имел прототипов, он является полностью оригинальной разработкой конструкторов отдела дизельных двигателей Харьковского паровозостроительного завода. К сожалению, имя его создателя малоизвестно. В советское время о нем предпочитали вообще не упоминать, да и сегодня в большинстве справочников он упоминается мимоходом, мол, разработка началась под его руководством.
Речь идет о выдающемся конструкторе Константине Фёдоровиче Челпане, начальнике КБ и главном конструкторе дизелей на ХПЗ с 1928-го по 1937-й год. В одной из монографий об его двигателе В-2 специалисты написали:
«… в мировой практике дизелестроения не было аналогов для создания на заводе танкового дизеля, мастерство и смелость в конструкции – на грани нахальства.., но задача была решена блестяще…».
В отличие от судьбы его двигателя, положившему начало целому семейству танковых дизелей, судьбу самого конструктора блестящей не назовешь. Слишком несправедливо с ним обошлись. За свою уникальную разработку он был награжден орденом Ленина, а спустя три года расстрелян как «враг народа» за «вредительство» при ее запуске в производство. Впрочем, это было не единственное обвинение. В чем же еще его обвиняли?
Правильным по советским меркам происхождением Константин Фёдорович похвастаться не мог. Родился он в греческой семье, живущей в одном из сел Мириупольского уезда. Отец, Федор Михайлович, к пролетариям не относился. Владел землей, плотничал, в целом был крепким хозяином и довольно зажиточным хозяином.
К коллективизации отнесся отрицательно, вступать в колхоз отказался. В феврале тридцатого его «раскулачили» и за контрреволюционную агитацию отправили на пять лет в северные лагеря. Отбыв срок вернулся на родину, но свободой насладиться не успел. Менее чем через год был арестован во второй раз и в начале декабря тридцать седьмого года расстрелян по приговору «тройки».
В начале жизни кулацкое происхождение Челпану особо не мешало. Впрочем, и высших в своей трудовой карьере должностей он добился еще до того, как у отца начались серьезные неприятности. После окончания реального училища в девятнадцатом году Константин успел повоевать на Гражданской войне, затем поступил в Харьковский технологический институт.
Учился блестяще, в институте вступил в партию. В двадцать четвертом, получив диплом, был распределен на ХПЗ. За четыре года прошел путь от рядового конструктора до начальника КБ. В новой должности был отправлен на стажировку в Европу. За год успел посетить ведущие предприятия по производству дизельных двигателей в Германии, Англии и Швейцарии.
После возвращения вместе с КБ занялся проектированием танкового дизеля. Несмотря на то, что он все силы отдавал работе (вел разработки, даже попав в больницу с обострением туберкулеза), первая попытка оказалась неудачной. Двигатель оказался слишком большим и низкооборотным.
Это всё его не обескуражило и работы продолжились. Когда в тридцать втором году ХПЗ получил официальное задание на разработку дизеля для танка БТ, Челпан заявил на партсобрании, что КБ под его руководством спроектирует новый двигатель, не похожий на иностранные образцы.
Опытный образец заработал на стенде весной тридцать третьего года. На этот главное техническое требование было выполнено, по габаритам он не превосходил штатный для танка БТ двигатель М-5 (Liberty L-12). В этом же году его установили на танк БТ-5, ходовые испытания подтвердили его пригодность. В тридцать четвертом опробовали с тем же результатом на тягаче «Ворошиловец», после чего два танка БТ-5 с дизельными двигателями прокатились по Красной площади на ноябрьском параде.
За создание дизеля Челпан и директор завода Бондаренко были награждены орденами Ленина, были отмечены наградами и другие работники дизельного КБ. Принято правительственное решение о строительстве новых цехов для производства дизельных двигателей.
Однако, сроки подготовки серийного производства были сорваны. Специалисты считают, что это было в большей степени обусловлено проблемами технологического характера, но отрицать то, что В-2 не выдерживал ресурсные испытания (фактически получалось 10 часов работы), смысла не имеет.
В тридцать седьмом началась эпоха большого террора, затронувшая все отрасли промышленности, в том числе и оборонный комплекс. Не избежал репрессий и ХПЗ. По доносу военпреда о подавляющем большинстве «бывших» в руководстве, НКВД начало фабрикацию дела о существующем на заводе антисоветском заговоре вредителей.
Челпану не повезло дважды. В декабре тридцать седьмого года в рамках «национальных» операций НКВД добрались до греков. По директиве, подписанной Ежовым 11-го декабря тридцать седьмого года, органы занялись ликвидацией «сети греческих шпионских и диверсионных национальных организаций» на территории СССР.
Константин Фёдорович был идеальным объектом. Уже 15-го декабря он был арестован. Помимо обвинения об участии в преступной группе, сознательно срывающей правительственные задания заводу, ему предъявили обвинение о причастности к греческой контрреволюционной организации, от которой и получал задания на шпионаж и вредительство. На другой день его исключили из партии, как «классово чуждого» элемента.
Сломали его очень быстро. На пятый день, не выдержав физического воздействия и угроз жизни и здоровью сыновьям, он подписал признательные показания. Впрочем, даже если бы он этого не сделал, ничего бы не поменялось. Суда над ним не было, его дело было рассмотрено Особым совещанием с участием Ежова и Вышинского.
Как утверждают исследователи, никаких доказательных материалов в его деле нет, но в анкете красным карандашом подчеркнута национальность «грек». Четвертого февраля решением Особого совещания он был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10-го марта в Харьковской тюрьме, об этом свидетельствует приложенная к выписке к протоколу о вынесенном приговоре справка, размером с тетрадный листочек с подписями участвовавших в исполнении.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Вместе с Челпаном были арестованы почти все сотрудники его КБ, и большинство из них тоже было расстреляно. Возможно, именно по этой причине, доработка двигателя затянулась еще на два года. В серию он пошел только осенью тридцать девятого и еще долго страдал «детскими болезнями», перед войной его ресурс не превышал сотни моточасов.
Реабилитировали Челпана в августе пятьдесят шестого года. Однако факт расстрела стыдливо скрыли, жена получила свидетельство о смерти от сердечной недостаточности, датированной 16-м мая сорок второго года. Правду узнали только спустя три десятка лет. В 1988-м году дата и причина смерти была официально подтверждена, в этом же году Константина Федоровича восстановили в КПСС.
Поделись видео:
