Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сегодня мы завершаем наш многосерийный обзор интереснейшего музейно-пакового комплекса истории техники им. К. Г. Сахарова в городе Тольятти, на площадках которого собрана огромная экспозиция различной военной техники и вооружения различных родов войск.
И в заключительной части нашего обзора мы прогуляемся по железнодорожной экспозиции музея, где есть дивизион Боевого Железнодорожного Ракетного Комплекса БЖРК «Молодец».
Этот музейный комплекс был открыт 7 сентября 2001 г. по инициативе вице-президента по техническому развитию ОАО «АвтоВАЗ» К. Г. Сахарова и впоследствии назван его именем.
И начнём мы осмотр этой площадки с трёх паровозов.
Первым слева расположен паровоз ЭР765-06, но в 2005 г. его перенумеровали в ЭР-170665.
Он был построен по заказу СССР в Венгрии в 1948 г.
Такие паровозы типа 0-5-0 строились в СССР с 1937 по 1944 гг., а с 1946 по 1957 гг. импортировался из стран Варшавского договора.
Следующим стоит грузовой паровоз ЕА-2441, построенный в 1944 г. на заводе Baldwin Locomotive Works в Филадельфии.
Такие паровозы типа 1-5-0 строились на североамериканских заводах по разработанным русскими инженерами чертежам и поставлялись в СССР с 1943 года по программе «Ленд-Лиз».
Так выглядит топка его котла.
Следующим расположен трофейный немецкий паровоз, получивший в СССР обозначение ТЭ-4844.
Этот паровоз был построен заводом Maschinenbau und Bahnbedarf AG в июне 1943 г. и поступил на германские железные дороги под номером 52 4845.
А в феврале 1947 г. он был перевезён на железные дороги СССР, где в 1952 г. получил новое название.
Прицепной тендер вроде бы построен в 1948 г.
Заглянем внутрь.
Топка котла.
И проход в тендер.
Далее у бывшего здания паровозного депо, в котором теперь обустроена одна из экспозиций музея, расположены три вагона относительно современного бронепоезда.
Найти про него какой-либо информации мы так и не смогли, но везде пишут что это макеты.
Хотя толщина бронелистов заставляет немного в этом засомневаться.
На одном из вагонов установлена 25-мм двухорудийная автоматическая артиллерийская установка, вроде бы модели 2М-3М, которая была принята на вооружение в 1952 г.
Посмотрите на толщину бронелистов.
Залезем на платформу, где явно должна была располагаться техника.
А в конце платформы в убежище под башней ведёт толстенная бронедверь.
А вот изнутри корпус действительно больше похож на макет.
В общем не знаем и судить не будем.
Следующие два вагона одинаковые.
Так выглядит защита автосцепок.
Здесь также эстакада для техники и в конце небольшой броненавес.
С такой дверью в двери.
У последнего вагона она открыта.
Ну а теперь перейдём к изюминке этой площадки.
Здесь стоят три вагона одного дивизиона из состава Боевого Железнодорожного Ракетного Комплекса 15П961 БЖРК «Молодец», на вооружении которого стояли ракеты РТ-23УТТХ.
В октябре 1987 г. первый БЖРК «Молодец» заступил на боевое дежурство, хотя официально комплекс был принят на вооружение РВСН лишь 28 ноября 1989 г.
Всего к 1991 г. такие «ядерные поезда» были развёрнуты в трёх ракетных дивизиях, в каждой из которых было сформировано по четыре ракетных полка БЖРК.
Каждый состав БЖРК представлял собой один ракетный полк с тремя пусковыми установками и кучей различных вагонов от столовой до командного пункта и был способен разделяться на три независимых дивизиона, которые разъезжались по железным дорогам общего пользования.
За всю историю было построено 12 таких поездов с 36 пусковых установок.
С потеплением отношений между СССР и США к распаду Советского Союза между странами был подписан договор СНВ-1, по которому ракетным полкам БЖРК было разрешено нести боевое дежурство только не покидая своих постоянных мест базирования, что по сути сделало их стационарными ракетными полками, а в 1993 г. уже между Россией и США был подписан новый договор СНВ-2, по которому Россия обязалась снять с вооружения все БЖРК до 2003 г. К тому моменту ракеты к ним уже не производились, а срок хранения уже выпущенных составлял всего 15 лет.
Так начиная с 2002 г. началось расформирование дивизий БЖРК, а ракетные комплексы направились на утилизацию на Брянский ремонтный завод РВСН, где с 2003 по 2007 гг. были уничтожены все БЖРК, кроме двух дивизионов, направленных в музеи.
В музей железных дорог России в Санкт-Петербурге попал более комплектный дивизион, а второй менее полный оказался здесь в Тольятти.
Вагоны БЖРК сразу узнаются по увеличенному количеству тележек вагонов.
С края расположен вагон с подъёмным устройством Закорачивания и Отвода Контактной Сети, которое поднималось из крыши и отводило в сторону контактный провод. Но здесь он не поднят, как сделали в музее в Санкт-Петербурге.
Сам БЖРК маскировался под рефрижераторный поезд.
Раньше между вагонами проходило множество кабелей.
Далее следует вагон железнодорожной пусковой установки.
Чтобы уменьшить нагрузку на путь при пуске ракеты, с двух сторон ЖДПУ в боевом положении выдвигались специальные разгрузочные устройства, которые зацеплялись за соседние вагоны, перераспределяя часть веса на них.
Пусковая установка 15П761 разработана на базе четырёх-тележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн.
Сверху видны петли откидной крыши вагона.
Крыша откидывалась вбок гидравлическими приводами и из вагона в вертикальное поднимался Транспортно-Пусковой Контейнер ракеты на пусковой установке.
Пара фотографий под вагоном.
У автосцепки есть такие петли, вероятно для дополнительного усиления сцепки.
Снова пустые кабельные полки.
И третий вагон.
Раньше внутрь пускали, но после набега мародёров, их заварили, что очень грустно. Теперь ни в один из дивизионов в музеях попасть нельзя.
Но как выглядел вагон командного пункта изнутри вы можете посмотреть в нашей статье о музее 52-й ракетной дивизии РВСН в Перми, где внутренности такого вагона командного пункта ракетного полка смонтировали в бункере бывшего командного пункта дивизии.
Почему-то к составу БЖРК прицеплен паровоз Л-0549, построенный в 1949 г. на Коломенском паровозостроительном заводе имени Куйбышева.
Эти паровозы производились с 1945 г. и изначально шли с литерой «П» (Победа), а с 1947 г. сменили её на литеру «Л» (конструктор Лебедянский).
Это был один из лучших советских паровозов.
А рядом стоит ещё один советский магистральный грузовой паровоз СО17-1765.
Первый паровоз серии СО был назван СО в честь Серго Орджоникидзе и выпущен на Харьковском паровозостроительном заводе в 1934 г.
В 1935 г. паровоз пошёл в серию, и впоследствии также стал выпускаться на Брянском, ворошиловградском, Улан-Удэнском, Красноярском и Коломенском паровозостроительных заводах и производился до 1951 г.
Также на территории есть немного железнодорожной спецтехники и тепловоз ТЭМ-1-1751, построенный в 1967 г., который работал на заводе «АвтоВАЗ».
Жаль мы не смогли попасть в здание бывшего паровозного депо, в этот день оно почему-то было закрыто.
Так что на этом мы заканчиваем эту большую серию статей о замечательном музейно-парковом комплексе истории техники им. Сахарова, где советуем побывать каждому.
Ну а на этом всё.
Поделись видео: