Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Сегодня мы опять продолжим наш многосерийный рассказ о одном из самых крутых музеев военной техники в России, расположенный в Кубинке. И в этот раз мы покажем экспозицию, посвящённую ракетным войскам стратегического назначения и другим ракетам на Площадке №1 музейного комплекса Парка «Патриот».
И начнём мы конечно же с межконтинентальных баллистических ракет.
жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета 15А35 УР-100НУТТХ из состава ракетного комплекса шахтного базирования 15П135 в транспортно-пусковом контейнере 15Я54.
Этот ракетный комплекс разрабатывался с 1976 г. как глубокая модернизация ракетного комплекса 15А30 УР-100Н под руководством генерального конструктора В. Н. Челомея в Центральном Конструкторском Бюро Машиностроения и принят на вооружение 17 декабря 1980 г.
Эта ракета оснащалась разделяющейся головной частью с шестью специальными (ядерными) боевыми блоками мощностью по 750 килотонн и могла доставлять их на 10 000 км.
Данная ракета и сейчас в модернизированном варианте стоит на вооружении, оснащённая маневрирующими гиперзвуковыми блоками «Авангард».
А рядом выставлен ещё один ТПК с ракетой.
Это предшественница предыдущей жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета 15А20 УР-100К из состава ракетного комплекса шахтного базирования 15П020 в транспортно-пусковом контейнере 15Я42.
Этот ракетный комплекс разрабатывался с 1967 г. под руководством генерального конструктора В. Н. Челомея в Центральном Конструкторском Бюро Машиностроения и принят на вооружение 28 декабря 1972 г.
Ракета оснащалась моноблочной специальной (ядерной) боевой частью мощностью 1,3 мегатонны или разделяющейся головной частью с тремя боевыми блоками мощностью по 350 килотонн и могла доставлять их на 12 000 км.
Ур-100К была самой массовой межконтинентальной баллистической ракетой в истории РВСН.
Рядом на транспортных тележках стоит комплект ступеней гигантской трёхступенчатой ракеты-носителя лёгкого класса 11К68 «Циклон-3».
Эта ракета предназначалась для выведения космических аппаратов на низкие и средние околоземные орбиты на высотах от 152 до 998 км.
«Циклон-3» разрабатывалась с 1966 г. под руководством генерального конструктора М. К. Янгеля на базе знаменитой двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты шахтного базирования 8К68 Р-36.
Первый пуск этой ракеты состоялся на космодроме «Плесецк» 24 июня 1977 г., а 30 января 2009 г. был произведён её последний запуск.
Полезная нагрузка ракеты составляла 4 тонны.
Одной из последних новинок в экспозиции является универсальная ракета-носитель тяжёлого класса 8K82KM «Протон-М».
Ракета предназначена для выведения космических аппаратов, орбитальных станций и межпланетных космическихъ аппаратов на орбиту Земли и далее в космическое пространство.
«Протон-М» разрабатывалась на основе ракеты среднего класса УР-500 «Протон», разрабатывавшейся с 1961 по 1967 гг. в ОКБ-23 им. М. В. Хруничева, являвшимся частью ОКБ-52 В. Н. Челомея.
Первый запуск «Протон-М» был произведён 7 апреля 2001 г., а последний запуск этой тяжёлой ракеты состоялся 12 марта 2023 г.
Именно ей на смену пришла новая унифицированная ракета-носитель с модификациями от лёгкого до тяжёлого класса семества «Ангара».
Рядом стоит с виду невзрачная крошка, но это стратегическая крылатая ракета 3М25 «Метеорит» она же П-750 «Гром», предназначавшаяся для поражения важных стратегических объектов.
СКР «Метеорит» начали разрабатывать под руководством главного инженера А. Г. Леонова в НПО машиностроения с 1976 г. в трёх вариантах — наземного базирования 3М25 «Метеорит-Н», морского базирования П-750 «Метеорит-М» и авиационного базирования Х-80 «Метеорит-А».
Морской вариант ракеты предназначался для вооружения подводных лодок проекта 949М, а в качестве экспериментального носителя была переоборудована подводная лодка К-420 проекта 667А «Навага», модернизированная по проекту 667М «Андромеда» и оснащённая 12 пусковыми установками, но в 1989 г. разработка этого варианта была прекращена.
В качестве авиационного носителя «Метеорита» должны были использоваться дальние стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-95МА, но разработки авиационной версии были остановлены ещё в 1984 г.
Наземный вариант также не был принят на вооружение, не смотря на весь проведённый объём испытаний и его разработку прекратили, хотя в 2007 г. её демонстрировали на авиасалоне МАКС-2007.
А это тактический ракетный комплекс 9К79 «Точка».
ТРК «Точка» был разработан в Коломенском КБ машиностроения под руководством С. П. Непобедимого и был принят на вооружение в 1975 г., хотя уже активно производился и поставлялся в войска ещё с 1973 г.
Изначально комплекс оснащался ракетами 9М79 как с осколочно-фугасной боевой частью, так и ядерной с дальностью поражения до 70 км с КВО в 250 метров.
Пусковая установка ТРК «Точка» базировалась на специальном шасси БАЗ-5921, а её транспортно-заряжающая машина на шасси БАЗ-5922.
С 1984 г. началась разработка модернизированной версии ТРК «Точка-У» с новой ракетой 9М79М, которая была принята на вооружение в 1989 г.
Впоследствии для ТРК «Точка-У» было разработано целое семейство ракет:
9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф
9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К
9М79ФР с осколочно-фугасной боевой частью и пассивной радиолокационной амонаводящейся головной частью 9Н123Ф-Р
В том чсиле и с ядерными боевыми частями:
9М79Б с ядерной боевой частью 9Н39 АА-60 мощностью от 10 килотонн.
9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности 9Н64 АА-68 мощностью 100 килотонн.
9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92
Плавающее шасси БАЗ-6944 из состава оперативно-тактического ракетного комплекса 9К714 «Ока».
Транспортно-заряжающая машина ТЗМ 5Т92 из состава комплекса системы противоракетной обороны А-135 «Амур» шахтного базирования, принятого на вооружение в 1990 г.
Интересен тот факт, что противоракеты заатмосферного перехвата системы А-135 для поражения ядерных боевых блоков противника должны были также приметь специальные ядерные боевые блоки, осуществляя подрыв в космосе, уничтожая групповые цели.
Машина-столовая «Агрегат 15Т117».
Она служила для обеспечения подвижных грунтовых ракетных комплексов и входила в штатный боевой состав ПГРК «Пионер», а также в нещтатный состав вспомогательных агрегатов обеспечения ПГРК «Тополь».
Машина связи МС-1 «Агрегат 15В179».
И ещё одна такая же.
Эти машины входили в состав подвижных командных пунктов ракетных дивизионов и полков различных подвижных грунтовых ракетных комплексов, в том числе ПГРК «Тополь».
Она служила для организации бесперебойной связи с другими командными пунктами во время несения боевого дежурства на полевых позициях.
Машина-общежитие «Агрегат 15Т118.
Она была предназначена для обеспечения жизнедеятельности и отдыха личного состава ракетных комплексов при несении дежурства в полевых условиях и рассчитана на размещение 24 человек.
А напоследок посмотрим ещё на несколько интересных машин, не относящихся к ракетным войскам, но мы всё же решили добавить их в эту статью.
Это самоходная пусковая установка СПУ-143 комплекса ВР-3 с беспилотного самолёта-разведчика «Рейс», разработанный в КБ Туполева и принятый на вооружение в 1978 г., а снятый с вооружения в 2014 г.
Он был предназначен для ведения тактической маловысотной разведки в прифронтовой полосе путём фото-телеразведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также наблюдением за радиационной обстановкой по маршруту полёта.
В состав комплекса также входила транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143 и контрольно-проверочный комплекс КПК-143, а также различные наземные средства сбора, приёма и обработки материалов воздушной разведки. Всего в состав комплекса входило 14 машин.
Сам беспилотник мог перемещаться со скоростью до 950 км/ч на высотах от 100 до 1000 метров на расстояния до 170 км. Приземлялся он при помощи парашюта.
А это опытный образец транспортно-пусковой установки комплекса «Строй-ПД», предназначавшаяся для транспортировки и подготовки пуска двух дистанционно пилотируемых летательных аппаратов «Пчела-1К».
Сам комплекс предназначен для ведения телевизионной и инфракрасной воздушной разведки в радиусе до 60 км на высотах от 100 до 1000 метров на скорости до 180 км/ч. Посадка ДПЛА производилась при помощи парашюта.
В состав комплекса входили наземный пункт дистанционного управления, транспортно-пусковая установка, транспортно-заряжающая машина, различные средства технического обслуживания и шесть ДПЛА «Пчела-1К». Все они базировались на шасси УРАЛ-4320.
Этот комплекс находился в опытной эксплуатации с 2007 по 2014 гг.
Рядом стоит и наземный пункт дистанционного управления комплекса «Строй-П» на базе БТР-Д.
Этот комплекс включал в свой состав 10 ДПЛА «Пчела-1Т».
Тактический беспилотный разведчик ТБР-1 или просто самолёт-мишень Ла-17.
Он предназначался для ведения фотографической воздушной разведки со скоростью до 900 км/ч на высотах от 750 до 9000 метров на расстояния до 570 км.
На нём мы и закончим сегодняшний обзор, а в следующих частях расскажем про другие площадки этого гигантского музейного комплекса.
Поделись видео: