Loading...
ЯАЗ 200 — первый советский дизельный грузовик: он был лучше ЗИС-150. Рассказываю, почему - новости Подоляка

ЯАЗ 200 — первый советский дизельный грузовик: он был лучше ЗИС-150. Рассказываю, почему

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Удивительно, но в 1947 Советский Союз построил первый свой полноценный грузовик ЯАЗ-200 на дизельном топливе. Не полуторку, ЗИС-5, а мощный грузовик на семь тон грузоподъемности и, что важно, с надежным и выносливым дизельным двигателем.

ЯАЗ 200 — первый советский дизельный грузовик: он был лучше ЗИС-150. Рассказываю, почему

Понятно, что машина не возникла «из воздуха», и это даже была не копия Студера или какого-нибудь немецкого грузовика. Тяжелый грузовик начал разрабатываться с 1936 г, и прототипом его стал «американец» GMS-803 с мощной станиной и двухтактным дизельным мотором на 110 л.с.

В 1944 машину кардинально переделали, уже с ориентацией на более современную американскую модель Feleral

Дизайн передней и большей части кабины подсмотрели у другой модели – «Mack». Крупная и высокая радиаторная решетка и непривычное для тех времен скругленное лобовое стекло. Прототип ОК-200 был готов к испытаниям в 1944 г, но реальную машину, полностью готовую к производству, показали Сталину И.В. только в июне 1945 г. В том числе, фигурку медведя на капоте, которая впоследствии стала фишкой этой модели грузовика.

В августе 1945 под производство ЯАЗ-200 начали строить Минский завод большегрузных автомобилей

-2

Но машины должны были стать бензиновыми, и как-то представителю Ярославского завода Кокину Г.М. удалось убедить комиссию во главе со Сталиным, что дизель лучше бензинового мотора ЗИС. Причем, к вопросу возвращались трижды, и лишь после того, как Кокин продемонстрировал преимущества ярославского дизеля, Сталин согласился с предложением завода. И тогда Кокин Г.М. оказал своему заводу небывалую услугу, «уйдя» от установки московского мотора. Основной довод был в том, что производство экономичных дизелей было выгодно для промышленности, и это сработало. В последствии, Кокин Г.М стал главным конструктором машины, в 1949 г вместе с коллегами получил Сталинскую премию IIIстепени.

В итоге, в серию пошел ЯАЗ -200 с клепано-сварной рамой шасси, пневматической тормозной системой и первым серийным автомобильным дизелем ЯАЗ-204. Мотор был двухтактным, на 4,65 л рабочего объема и 110 л.с. при 2200 об/мин. И это был, по сути, клон американского дизеля GMC-4–71 компании Detroit Diesel. Очень надежный и выносливый. Понятно, лицензии у СССР на производство не было, и за границу ЯАЗ не продавали.

Кроме мотора, у ЯАЗ-200 была еще кабина, сделанная штамповкой по американским лекалам

-3

Причем часть крыши и стоек приходилось подправлять деревянными молотками вручную. Тогда, как в Детройте ее делали полностью штампом. Часть проблем с изготовлением облицовки удалось решить с помощью оборудования, полученного из Германии. Но затем, в 1946 г, все равно пришлось переходить на деревянно-металлическую конструкцию кабины, так как поставки тонкого стального металла из США были прекращены.

Кстати, раму и шасси у ЯАЗ-200 сразу делали с пятикратным запасом прочности. Что в будущем очень пригодилось, потому как дизельные грузовики вытягивали до 9–10 тонн груза.

Еще ЯАЗ-200 отличался высокой экономичностью

-4

Средний расход пустого грузовика был на уровне 25 л. на 100 км, тогда как бензиновые моторы аналогичной мощности брали не меньше 35 л. на сотню. Плюс неплохая динамика разгона и, в целом, неприхотливость машины к условиям эксплуатации.

А еще ЯАЗ-200, один из первых советских грузовиков, получил пятиступенчатую КПП с одной повышающей передачей и синхронизаторами на высших ступенях. Почти сразу появился в системе нагнетатель и тахометр.

Кроме 200-ки ярославцы сделали самосвал ЯАЗ-205 на 5 тонн, а в 1950г – построили седельный тягач ЯАЗ-200В. Теперь, машина могла буксировать полуприцеп весом до 16,5 тонны.

На базе ЯАЗ-200 строили пожарные и дорожные машины, краны и снегоочистители. В целом, было около 10 модификаций. Но в 1952 производство ЯАЗ-200 было остановлено для использования освободившихся мощностей под производство трехосных грузовиков. В том числе ЗИС-150, который проигрывал ЯАЗ-200. Небольшую партию шасси грузовиков под маркой МАЗ-200 выпускали для спецмашин вплоть до конца 50-х.

+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии