Крылатая ракета Х-22Н «Буря»

Д-2Н, AS-4 Kitchen
Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
3
+1
39
+1
0
+1
0
+1
1
+1
1
+1
0

Крылатая ракета Х-22Н "Буря"

Крылатая ракета (КР) Д-2Н предназначена для поражения радиолокационно-контрастных точечных целей (т. е. отдельных кораблей) и площадных целей, положение которых постоянно или за время полета ракеты изменяется незначительно (авианосные ордера, конвои, наземные цели).

Эффективность поражения точечных целей подтверждена испытаниями. В случае поражения морской цели обычным, не ядерным зарядом, попадание ракеты в борт корабля-мишени вызывало повреждения, которые могли вывести из строя авианосец или крейсер. При подлетной скорости в 800 м/с пробоины составляли 22 м2, а внутренние отсеки выжигались кумулятивной струей на глубину до 12 м.

Основные характеристики

Тип ракеты Х-22Н Х-22НА
Количество ступеней 1 1
Максимальная дальность стрельбы, км до 400 до 600
Максимальная стартовая масса, т 5,9 6,0
Боевая часть
Тип
Масса боевой части, кг

Фугас
930

Т-Яд
1000
Габариты, м:
длина
диаметр
размах
высота (со сложенным килем)

11,0
0,92
3,2
1,81

11,67
0,9
3,2
Режимы полета
высота полета, м
высота применения, м
скорость полета, км/ч

до 25
12
4000

до 25
1-13

Основной носитель Д-2Н — самолет Ту-22МЗ. Ракета подвешивается под фюзеляжем в полуутопленном состоянии, еще две ракеты можно подвесить под крыльями, но дальность полета в этом случае снижается значительно.

КР Х-22Н является развитием самолетов-снарядов класса Д-2 с головкой самонаведения (ГНС), разработка которых велась с 1957 года. Аппаратура носителя обеспечивала два способа управления ракетами: дальнее активное самонаведение и автономное управление с пассивным самонаведением. Это позволило применять ракету с различных высот и дальностей как по площадным, так и по точечным целям.

В носовом отсеке корпуса Д-2 несла головку самонаведения и блоки системы управления. За ним располагался блок воздушных и контактных взрывателей и боевая часть, баки-отсеки компонентов топлива, энергетический отсек с сухими аккумуляторами (ампулированный электролит на них подавался в момент пуска и они работали до выхода на номинальный режим турбогенератора), автопилотом, и агрегатами системы наддува баков. В хвостовом отсеке были расположены исполнительные механизмы рулей, единый турбонасосный агрегат силовой установки с максимальным расходом 80 кг/с и двухкамерный многорежимный жидкостной ракетный двигатель (ЖРД) Р201-300. Стартовая тяга двигателя составляла 83 кН, маршевая — 5,9 кН, вес топлива — около 3 т. Скорость полета на марше 3600-3000 км/ч.

Более поздняя разработка, ракета Д-2М (в 1974г. принята на вооружение частей морской ракетоносной авиации ВМФ и частей ВВС) — предшественница Д-2Н (Х-22Н), имеет следующие данные:

  • длина — 11,3 м;
  • диаметр фюзеляжа — 0,9 м;
  • размах крыла — 3 м;
  • вес заправленной ракеты — 5900 кг;
  • дальность пуска — до 400 км;
  • скорость полета — более 3М,
  • круговое вероятное отклонение при стрельбе по площадям — 5 км.

Дальность стрельбы Х-22 по площадям зависит от скорости и высоты самолета-носителя в момент отцепки:

Скорость самолета-носителя,км/ч 950 1400 1720
Высота пуска,км 10 12 14
Дальность стрельбы,км 400 500 550

Крылатая ракета Х-22Н "Буря"Планер ракеты Х-22 имеет нормальную самолетную схему со средним расположением крыла и стабилизатора.
КР разработана в трех вариантах. В точечном варианте на ракете устанавливается активная радиолокационная головка самонаведения, обеспечивающая захват цели еще на подвеске носителя перед пуском. В площадном варианте на ракете устанавливается автономный счислитель пути (ПСИ), состоящий из измерителя доплеровских частот, вычислительного устройства и гироскопического устройства.

Для стабилизации ракеты вокруг центра тяжести, программного полета и траектории, выполнения ракетой команд по курсу и тангажу на ракете установлен электрический автопилот с гидравлической рулевой машинкой.

Работа основных систем ракеты в полете характеризуется следующими особенностями. После отцепки от самолета происходило самовоспламенение компонентов топлива и начинался разгон ракеты с одновременным набором высоты (в зависимости от выбранной программы, определяющей характер траектории полета ракеты, устанавливаемой перед отцепкой). После достижения заданной скорости двигатель ракеты переводился на маршевый режим работы. В полете ракета управляется с помощью автопилота. Управление по курсу производится по сигналам аппаратуры самонаведения. В определенный момент времени головка самонаведения разблокируется и начинает следить за целью в двух плоскостях. Когда при сопровождении угол наклона антенны в вертикальной плоскости достигнет некоторой величины, двигатель ракеты отключается и она переводится на пикирование, непрерывно сопровождая цель.

Боевое оснащение зависит от варианта ракеты. В точечном варианте ракета может нести обычный боевой заряд (типа Н) и ядерный (типа М), в площадном — только ядерный. Для третьего варианта КР (предназначался для подавления РЛС) заряд был обычным несколько уменьшенной мощности.

Ракета Х-22 долгое время оставалась основным авиационным средством поражения средней дальности. В настоящее время ракеты семейств Д-2 и Д-2М сняты с вооружения.

Крылатая ракета Х-22Н "Буря"

КР Д-2Н разработана под новый носитель — ракетоносец Ту-33М3 в трех вариантах. Ракеты Х-22Н — «активная» с новой головкой самонаведения (АРГСН типа ПМГ), «пассивная» Х-22НП — с противорадио — локационной РГСН и «автономная» Х-22НА — с инерциальной системой наведения, обеспечивающей коррекцию по рельефу местности, точность наведения до нескольких метров.

Радиоэлектронное оборудование Д-2Н было переведено на полупроводники. Новая система управления (ИНСУ) обеспечивала высокую точность выдерживания траектории, благодаря чему активная ГСН могла включаться только на завершающем этапе полета. Это обеспечило скрытный подход к цели. Однако основным оставался вариант наведения с непрерывной работой ГСН, который обеспечивал заданную точность попадания.

Рост летно-технических характеристик был также обеспечен применением нового ЖРД. Но помехозащищенность осталась недостаточной, так как все оборудование работало на единых фиксированных частотах, и отсутствовала аппаратура выделения цели на фоне помех. Разрешающая способность активной ГСН была достаточной только для обнаружения цели типа крупного корабля, моста и т.п. Серьезной проблемой снова оказалась доводка «пассивной» версии ракеты. В результате строевые ТУ-22М3 были оснащены только оружием с активной ГСН или с инерциальным наведением.

Не смотря на перечисленные недостатки, боевая эффективность комплекса К-22Н значительно повысилась. Теперь для поражения авианосца, следующего в боевом ордере, требовалось не более 9 ракет с обычной БЧ.

При стрельбе по точечным целям головка самонаведения следит за целью в двух плоскостях и выдает управляющие сигналы на автопилот. Когда при сопровождении угол антенны в вертикальной плоскости достигает заданной величины, выдается сигнал на перевод ракеты в пикирование на цель под углом 30° к горизонту. На участке пикирования управление ведется в вертикальной и горизонтальной плоскостях по сигналам от аппаратуры системы самонаведения. Подрыв заряда Н осуществляется при контакте с целью, а заряда М — по сигналу от аппаратуры системы самонаведения. Дальность обнаружения цели типа крейсер самолетом-носителем — до 340 км, дальность захвата и сопровождения — 250-270 км. Вес фугасно-кумулятивной боевой части (заряд Н) — около 900 кг, из них вес взрывчатого вещества — около 600 кг. При подрыве ось кумулятивной струи направлена вниз (под углом с осью ракеты).

При стрельбе по площадным целям самолет-носитель в полете определяет положение цели с помощью РЛС и других навигационных средств, находящихся на борту носителя. Бортовая аппаратура ракеты излучает в направлении цели электромагнитные волны определенной частоты и принимает их в отраженном виде от «бегущих» участков земли, непрерывно определяет вектор истинной скорости ракеты, который затем интегрируется по времени, непрерывно определяется оставшаяся дальность ракеты до цели и ведется удержание по курсу, заданному с борта носителя. На заданном расстоянии автопилот переводит ракету в пикирование на цель под углом 30°. Подрыв заряда происходит на заданной высоте или при встрече с преградой.

КР Д-2Н была принята на вооружение в 1976 г. Эксплуатируется ВС РФ в вариантах Х-22Н и Х-22НА. После 1992 г. ядерные заряды с ракет изъяты.

Ракет Х-22 с обычными БЧ также находится на вооружении авиации Украины. .В 2000 г. Украина передала 386 ракет Х-22 России в счет выплаты долгов.

Дальнейшим развитием семейства Х-22 стала ракета Х-32. Внешне она подобна своей предшественнице, но отличается элементной базой оборудования. Ракетами Х-32 должны оснащаться самолеты Ту-22М3.

+1
3
+1
39
+1
0
+1
0
+1
1
+1
1
+1
0

Поделись видео:
Юрий Подоляка
1 1 голос
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии