Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

L3Harris Technologies (США) и Israel Aerospace Industries (IAI) подписали соглашение о совместной разработке самолёта Blue Sky Warden («Хранитель синего неба») — лёгкого разведывательно-ударного ЛА, адаптированного под потребности министерства обороны Израиля.
На фоне всеобщей уверенности во всемогуществе БПЛА и близком конце пилотируемой боевой авиации эта новость выглядит диссонансом. И тем не менее.
Платформой Blue Sky Warden послужит OA-1K Skyraider II, лёгкий штурмовик, заказанный Командованием специальных операций США (SOCOM) и уже начавший поступать в войска. Созданный на базе с/х самолёта Air Tractor AT-802, он работает с необорудованных ВПП менее 800 метров и неприхотлив обслуживании. Машина может висеть в воздухе более шести часов, и при взлётной массе ~7250 кг способна нести б/н до 3630 кг.
Средства вооружения включают УР AGM-114 Hellfire, корректируемые авиабомбы JDAM и GBU-12 Paveway II, а также дешёвые УР APKWS. Контейнер с 12,7-мм стрелковой установкой GAU 19 позволяет решать задачи НАП (непосредственной авиационной поддержки) и изоляции «критических» районов. Время подготовки к повторному боевому вылету – 30 мин. БРЭО включает оптико-электронные и ИК обзорно-прицельные системы, РЛС с синтезированной апертурой, а также средства РТР и РЭБ. Критически важные узлы самолёта бронированы, топливные баки – протектированные. Заметность OA-1K в ИК-диапазоне снижена.
Израильская версия сохранит базовые ТТХ OA-1K, но будет оснащена комплексом авионики с открытой архитектурой разработки IAI по спецификации ВВС. Перед вылетом комплекс будет перенастраиваться под конкретную задачу: разведка, НАП, патрулирование. Скорее всего, Blue Sky Warden будет решать и задачи по перехвату БПЛА, как это недавно продемонстрировал штурмовик А-10. Наличие пулемётного контейнера и ракет APKWS, способных работать в режимах не только «воздух-поверхность», но и «воздух-воздух», это позволяет.
Лётные испытания планируют начать в конце следующего года, а поставки в ВВС ожидаются в 2028–29 гг. О возможном объёме закупок нового штурмовика не сообщается.
Интересно, что разработчики Blue Sky Warden рассчитывают не только на заказ министерства обороны Израиля, но и на экспортные поставки. Задача борьбы с вооружёнными формированиями «всех мастей» сейчас более чем актуальна. Целями штурмовика могут быть и ДРГ, которые по характеру и тактике не сильно отличаются от всевозможных партизан и террористов. Возможные зоны применения – Северная Африка, Ближний Восток, но упоминается и Восточная Европа, т.е. российско-украинский конфликт.
Израиль не строит самолётов и потому формально не считается одним из «законодателей авиационной моды». Однако к мнению армии страны, которая воюет практически со дня своего основания, военные других стран прислушиваются, причём прислушиваются внимательно. Возможно, именно с Израиля начнётся переход от дорогостоящих (ОЧЕНЬ дорогостоящих) многоцелевых самолётов к сравнительно простым, дешёвым и эффективным машинам.
Алексей Захаров,
 авиаэксперт
Поделись видео:





