Воздушный хулиган СССР. Чем прославился Василий Цымбал

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
3
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Василий Цымбал — легендарный советский летчик, который сдувал японские вертолеты в море, поливал керосином американцев и столкнулся с норвежским самолетом из-за… музыкальной передачи по ТВ. История «воздушного хулигана» (так его прозвали товарищи), которого боялись в НАТО и награждали в СССР.

Воздушный хулиган СССР. Чем прославился Василий Цымбал

Кто такой Вася Цымбал

В НАТО появилось в 1980-х предупреждение, написанное всего двумя словами?

Bware of Vasya — «Берегитесь Васи».

Не советского истребителя, не ракетного комплекса, а конкретного парня по имени Вася. Вот вам масштаб личности!

Василий Цымбал родился 13 февраля 1960 года в Армавире — городе, где, как говорили, бурлила кровь кубанских казаков. И эта кровь давала о себе знать с самого детства.

Уже в Армавирском авиационном училище будущий герой прославился удивительным талантом: он постоянно уходил в самоволки, но — внимание! — ни разу не попался и ни разу не опоздал на построение. Как ему это удавалось? Секрет прост: Вася был местным, знал город как свои пять пальцев и виртуозно исчезал и появлялся в нужный момент.

Цымбал умел одним словом разрядить любую напряженную ситуацию, превратив едва не дошедший до драки конфликт в общий хохот. Это был парень с «шебутной лихостью», как выразился его товарищ, летчик-испытатель Александр Гарнаев.

После училища в 1981 году Цымбал попал служить на Дальний Восток в полк ПВО.

Василий стал одним из первых пилотов, переученных на новейший Су-27 — красавец-истребитель, который заливали девятью тоннами топлива. У самолета была система экстренного слива керосина — на случай, если нужно резко сбросить вес. Но Цымбал понял: это не просто система безопасности. Это психологическое оружие.

СУ-27
СУ-27

Представьте: вы стоите на палубе корабля, и вдруг на вас с неба обрушивается девять тонн авиационного керосина.

Не ракета, не бомба — керосин. Унижение чище не придумаешь. В НАТО быстро поняли, с кем имеют дело, и появилось то самое предупреждение: «Берегитесь Васи».

Но это была только разминка. Настоящая слава ждала впереди.

Три инцидента, которые сделали Цымбала легендой НАТО

1986 год, Дальний Восток. Японский сторожевой корабль решил проверить советские нервы на прочность и зашел в наши воды. Командование подняло Цымбала на Су-27. И началось шоу.

-3

Сначала Вася сделал пару виражей над палубой на небольшой высоте — просто посмотреть на реакцию. Японцы стоят, не уходят. Тогда Цымбал поднялся повыше, развернулся и пошел в пике прямо на корабль. Представляете состояние экипажа? Никто не знал, отдан приказ атаковать или нет.

А дальше последовал виртуозный финт. Цымбал на крейсерской скорости пронесся в каких-то 6 метрах над палубой, включив форсаж.

Мощная реактивная струя от двигателя Су-27 создала сильный воздушный поток, который подхватил вертолет и сдул его за борт в море.​ Просто взял и сдул! Как осенний лист.

Типичные разведывательные японские вертолеты того времени весили примерно 3 тонны. Конечно, ветром такой не сдуешь, однако реактивный поток от турбореактивного двигателя истребителя Су-27 обладает огромной силой и плотностью. При правильном пилотировании таким мощным воздушным потоком можно сдвигать очень тяжелые объекты, если летишь низко.

-4

Снеся вертолет Цымбал выдал в открытый эфир легендарную фраз: «Капец котёнку!» (в оригинале более грубая версия). Эти слова стали крылатыми среди военных летчиков и остаются таковыми до сих пор.

На втором заходе Цымбал включил слив топлива и облил японцев керосином. Потомки самураев не выдержали такого позора и развернули корабль. За этот подвиг Васю «наказали» — перевели с Дальнего Востока в Мурманск.

Душ для американского авианосца

До японцев был еще один эпизод. Американский авианосец решил прогуляться где не следует. Цымбал пролетел над палубой и включил слив топлива. Десятки американских моряков получили «керосиновый душ» — память на всю жизнь.

Это была не просто выходка. Это была демонстрация полной безнаказанности. Сообщение простое: если я хочу, я могу прилететь в любой момент и сделать с вами что угодно. Вы даже не успеете среагировать. Психологический удар оказался настолько сильным, что после этого вертолеты НАТО у советской границы стали летать заметно реже.

Столкновение с «Орионом» из-за «Утренней почты»

13 сентября 1987 года, воскресенье, 11 утра. По советскому телевидению должна была идти «Утренняя почта» с Юрием Николаевым. Анонсировали выступление «супер-пупер-европейской звезды». Вся страна от Камчатки до Мурманска прилипла к телевизорам.

Вся страна, но не Вася Цымбал. Потому что ему надо было заступать на боевое дежурство. Представляете его настроение? Вся казарма сейчас смотрит передачу, а он вынужден летать и гонять какого-то «заср… супостата», который не может дома спокойно посидеть.

P-3C Orion
P-3C Orion

Потому что в небе появляется норвежский P-3C «Орион» — противолодочный самолет, который сбрасывал радиобуи для слежки за советскими подлодками. Цымбал получил команду «помешать» — одно слово, прозвучавшее сквозь помехи.

Началась воздушная дуэль. Сначала Вася проходил снизу, сливая топливо на разведчика. «Орион» упорно продолжал работу — профессионалы, ничего не скажешь. Тогда Цымбал снизил скорость до минимума и повис под норвежцем, закрывая ему весь обзор и аппаратуру.

На высоте 7000 метров началась настоящая партия в воздушные шахматы.

Норвежский пилот решил, что советский истребитель «свалится», если он начнет снижаться. Роковая ошибка. В момент снижения винт «Ориона» задел киль Су-27 Цымбала. Столкновение. Винт сломался, двигатель «Ориона» получил повреждения, а у Цымбала оторвало кусок киля.

-6

«Орион» развернулся и пошел на базу на трех оставшихся двигателях. Казалось бы, инцидент исчерпан. Но нет. Цымбал доложил о выполнении задачи, получил добро на возвращение, разогнался, догнал норвежца и… облил керосином кабину экипажа. Финальное унижение. Прощальный подарок.

Норвежцы всё сфотографировали и сняли на видео. Фото попали в прессу на следующий день. Дипломатический скандал дошел до Белого дома. Советник президента Рейгана Джим О’Доннелл звонил в Кремль, требуя «прекратить безрассудное поведение».

Однако это было бесполезное махание кулаками. Потому что даже американцы признали: Цымбал не нарушил ни одного письменного соглашения. Его действия были, конечно, на грани, но юридически безупречны.

По возвращении Цымбал всё-таки успел посмотреть «Утреннюю почту». День прожит не зря. А товарищи по полку нарисовали на борту его Су-27 силуэт «Ориона» — как воздушную победу.

Александр Покрышкин - наш знаменитый летчик Великой Отечественной, трижды герой
Александр Покрышкин — наш знаменитый летчик Великой Отечественной, трижды герой

В казарме по радио теперь шутили: «Ахтунг! Ахтунг! Вася Цымбал в воздухе!» — пародия на знаменитое приветствие Александра Покрышкина времен войны.

А в личной жизни? Познакомился с будущей женой Валентиной в парке Армавира на последнем курсе училища. Курьез в том, что девушки… сбежали от него после первого разговора! Но Вася не из тех, кто сдается. Через год они уже встречались, а когда его отправили служить за три тысячи километров от дома, отношения выдержали расстояние. Упертость — она и в любви помогает.

Гибель на земле

Трагический финал пришел совсем не оттуда, откуда его ждали. 27 марта 2000 года в Крымске началось весеннее наводнение. Река Неберджай вышла из берегов и унесла автомобиль Цымбала. Василий попытался спасти машину, закрепив трос. И утонул в реке.

Река Неберджай, увы, славится своими наводнениями
Река Неберджай, увы, славится своими наводнениями

Грустный парадокс: талантливый летчик-экстремал, переживший воздушное столкновение, сотни боевых вылетов, совершавший дерзкие манёвры на грани смерти — погиб не в небе, а в воде.

Но история на этом не закончилась. В 2023 году, когда американский дрон MQ-9 Reaper упал в Черном море после встречи с российским Су-27, имя Цымбала вспомнили снова.

-9

Россия заявила об использовании «керосинового полива» — та самая тактика Цымбала, спустя 36 лет после того инцидента с «Орионом». Его методы оказались актуальными в современной авиационной войне.

Василий Цымбал остался в истории как символ советской авиации времен холодной войны — человек, который защищал границы не ракетами, а психологическим давлением и виртуозным пилотажем.

Его жизнь была полна парадоксов: нарушал дисциплину, но никогда не опаздывал и был идеальным лётчиком. Рисковал в небе, но погиб на земле. За самоуправство был сперва изгнан из партии, а потом с триумфом возвращен и «наказан» орденом. Это был воздушный хулиган, которого боялись враги и которым восхищались товарищи.

Хорошие и яркие у нас встречаются люди, которых хочется не забывать и на которых хочется равняться.

+1
3
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии