Loading...
Воздушный гигант: зачем немцам понадобился такой сарай с крыльями и что он из себя представлял - новости Подоляка

Воздушный гигант: зачем немцам понадобился такой сарай с крыльями и что он из себя представлял

Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
3
+1
0
+1
3
+1
0

Махина, глядя на которую невольно задаёшься вопросом: «А оно вообще летало?». Да, оно летало! Это Messerschmitt Me 323, прозванный «Гигантом». Что это был за самолет, зачем его немцы построили и какова была его судьба?

Воздушный гигант: зачем немцам понадобился такой сарай с крыльями и что он из себя представлял

С чего всё началось

В начале Второй мировой гитлеровская Германия, опьянённая быстрыми победами в Европе, уже вовсю строила планы по высадке на Британские острова. (операция «Морской лев»). Для успеха этого амбициозного (и, как мы знаем, провального) предприятия нужна была одна «мелочь» – возможность быстро перебрасывать через Ла-Манш не только пехоту, но и тяжёлую технику: танки, артиллерию, грузовики. А как это сделать, если господства на море нет, а десантные корабли штука уязвимая? По воздуху.

Вот тут немецкие конструкторы получили задачу создать сверхтяжёлый транспортный планер. Да, изначально «Гигант» был безмоторным. Честно говоря, сама идея поднять в воздух махину без двигателей, способную нести танк – это уже что-то из области фантастики. Но немцы народ упёртый.

Первым на свет появился Me 321 – гигантский планер. Размах его крыльев составлял целых 55 метров. Это больше, чем у знаменитого американского «Летающего крепости» B-17.

Гигантский планер Me 321
Гигантский планер Me 321

Конструкция была, мягко говоря, необычной: металлический трубчатый каркас, обтянутый в основном тканью, крылья имели деревянные элементы (лонжероны, нервюры) и частично фанерную обшивку, особенно передняя кромка. Это делалось для экономии веса и стратегических материалов (алюминия) – металл в воюющей Германии был в дефиците.

Но как поднять такую громадину в небо? Сначала пробовали буксировать его тремя двухмоторными истребителями Messerschmitt Bf 110.

Взлет Me 321 c тремя буксировщиками Bf 110 с использованием стартовых ускорителей
Взлет Me 321 c тремя буксировщиками Bf 110 с использованием стартовых ускорителей

Этакая «тройка с бубенцами» – cхема получила название «Troikaschlepp». Представляете, какой слаженности требовала такая сцепка от пилотов? Малейшая ошибка – и всё, привет земле.

Потом немцы пошли ещё дальше и создали специальный самолёт-буксировщик – Heinkel He 111Z «Zwilling» («Близнец»). Это вообще чудо инженерной мысли: два стандартных бомбардировщика He 111, соединённые общим центропланом с пятым двигателем.

«Zwilling» поднимает в небо Me 321
«Zwilling» поднимает в небо Me 321

Выглядело это сооружение, должно быть, совершенно сюрреалистично. Но даже с таким «тягачом» взлёт Me 321 был делом рискованным и требовал очень длинных взлётных полос.

И вот тут, как говорится, пришла мысль: а что если этому «сараю» приделать собственные моторы? Идея, в общем-то, лежала на поверхности. Так и родился Messerschmitt Me 323 «Gigant».

Анатомия Messerschmitt Me 323 «Gigant»

Превращение планера в полноценный самолёт было делом непростым. Инженерам пришлось серьёзно попотеть.

Messerschmitt Me 323 «Gigant»
Messerschmitt Me 323 «Gigant»

Крыло укрепили, чтобы оно выдержало вес и вибрацию шести двигателей. А двигатели поставили французские, трофейные – Gnome-Rhône 14N. Каждый такой мотор воздушного охлаждения выдавал что-то около 1000 лошадиных сил. Не бог весть какая мощность по отдельности, но шесть штук – это уже сила. Хотя, забегая вперёд, скажу, что силёнок этим «французам» всё равно не всегда хватало для такой махины.

Размах крыла: те же 55 метров, что и у планера-прародителя.

Длина: около 28 метров.

Высота: более 10 метров.

Максимальная взлётная масса: до 43-45 тонн

Фюзеляж, как и у Me 321, остался в основном тканево-металлическим на трубчатом каркасе. Но самое интересное – это его носовая часть. Она состояла из двух огромных створок, которые распахивались в стороны, открывая грузовой отсек высотой 3,3 метра и шириной 3,15 метра. Туда мог въехать лёгкий танк Pz.Kpfw. II или Pz.Kpfw. 38(t), бронемашина, зенитное орудие с тягачом или до 120-130 солдат в полной выкладке. Или, например, 10-12 тонн груза.

Загрузка техники на борт Me 323
Загрузка техники на борт Me 323

Шасси у «Гиганта» было тоже под стать – многоколёсное, неубирающееся, состоящее из десяти колёс, чтобы хоть как-то распределить огромный вес по грунту.

А как же защита? Ведь такая громадина – лакомый кусок для любого истребителя. На Me 323 ставили оборонительное вооружение: несколько пулемётов MG 15 или MG 81, а на более поздних версиях даже 20-мм пушки MG 151/20.

Me 323
Me 323

Огневые точки располагались по всему фюзеляжу и даже в корнях крыла. Но, честно говоря, при его низкой скорости и неповоротливости это было слабое утешение.

Где применялись эти воздушные гиганты

В основном их использовали на Восточном фронте и в Средиземноморье, особенно во время боёв в Тунисе и Италии в 1943 году. Задачи у них были самые прозаичные: доставка войск, боеприпасов, топлива, продовольствия, эвакуация раненых. В общем, типичная работа для «грузовика», только очень большого и летающего.

-8

И вот тут вылезали все его недостатки. Низкая скорость (крейсерская – чуть больше 200 км/ч, а максимальная – около 270-285 км/ч) и плохая маневренность делали Me 323 лёгкой добычей для истребителей союзников. Французские двигатели, хоть и многочисленные, были не слишком надёжны и частенько отказывали. А тканевая обшивка легко пробивалась даже пулемётным огнём.

Особенно тяжело пришлось «Гигантам» в небе над Тунисом. Союзники устроили на них настоящую охоту. Известен случай, когда 22 апреля 1943 года большая группа из «Гигантов», шедшая под прикрытием истребителей, была атакована британскими и южноафриканскими «Спитфайрами» и «Киттихоуками». В результате не менее14 транспортников были сбиты. Представляете, какой это был разгром? Целая эскадрилья уникальных гигантских самолётов – коту под хвост за один вылет.

Пилотировать такую махину тоже было непросто. Взлёт, особенно с полной загрузкой, требовал очень длинной полосы и нередко помощи стартовых ракетных ускорителей Walter HWK 109-500. Посадка тоже была тем ещё аттракционом.

-9

Тем не менее «Гиганты» внесли свой, пусть и скромный, вклад в снабжение немецких войск. Всего было построено около 200 таких машин в различных модификациях (Me 323D, E, F), которые немного отличались двигателями и вооружением.

Конечно, немецкие инженеры не сидели сложа руки и пытались как-то улучшить своё детище. Были проекты оснащения «Гиганта» более мощными немецкими двигателями, но дальше чертежей дело особо не пошло.

Проект Me 323Z «Zwilling»
Проект Me 323Z «Zwilling»

Существовал даже совершенно безумный проект Me 323Z «Zwilling» – сдвоенный «Гигант». Два фюзеляжа, соединённые общим крылом, и двенадцать двигателей. Куда уж больше, казалось бы. Но война шла к концу, и Германии было уже не до реализации экзотических авиационных проектов. И этот монстр так и остался на бумаге. Ну, а Me 323 стал одним из символов гигантомании, которая порой охватывала конструкторов Третьего Рейха и одним из самых необычных самолётов своей эпохи. Эдакий летающий мамонт, неуклюжий, но по-своему величественный.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
3
+1
0
+1
3
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии