Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Махина, глядя на которую невольно задаёшься вопросом: «А оно вообще летало?». Да, оно летало! Это Messerschmitt Me 323, прозванный «Гигантом». Что это был за самолет, зачем его немцы построили и какова была его судьба?
С чего всё началось
В начале Второй мировой гитлеровская Германия, опьянённая быстрыми победами в Европе, уже вовсю строила планы по высадке на Британские острова. (операция «Морской лев»). Для успеха этого амбициозного (и, как мы знаем, провального) предприятия нужна была одна «мелочь» – возможность быстро перебрасывать через Ла-Манш не только пехоту, но и тяжёлую технику: танки, артиллерию, грузовики. А как это сделать, если господства на море нет, а десантные корабли штука уязвимая? По воздуху.
Вот тут немецкие конструкторы получили задачу создать сверхтяжёлый транспортный планер. Да, изначально «Гигант» был безмоторным. Честно говоря, сама идея поднять в воздух махину без двигателей, способную нести танк – это уже что-то из области фантастики. Но немцы народ упёртый.
Первым на свет появился Me 321 – гигантский планер. Размах его крыльев составлял целых 55 метров. Это больше, чем у знаменитого американского «Летающего крепости» B-17.
Конструкция была, мягко говоря, необычной: металлический трубчатый каркас, обтянутый в основном тканью, крылья имели деревянные элементы (лонжероны, нервюры) и частично фанерную обшивку, особенно передняя кромка. Это делалось для экономии веса и стратегических материалов (алюминия) – металл в воюющей Германии был в дефиците.
Но как поднять такую громадину в небо? Сначала пробовали буксировать его тремя двухмоторными истребителями Messerschmitt Bf 110.
Этакая «тройка с бубенцами» – cхема получила название «Troikaschlepp». Представляете, какой слаженности требовала такая сцепка от пилотов? Малейшая ошибка – и всё, привет земле.
Потом немцы пошли ещё дальше и создали специальный самолёт-буксировщик – Heinkel He 111Z «Zwilling» («Близнец»). Это вообще чудо инженерной мысли: два стандартных бомбардировщика He 111, соединённые общим центропланом с пятым двигателем.
Выглядело это сооружение, должно быть, совершенно сюрреалистично. Но даже с таким «тягачом» взлёт Me 321 был делом рискованным и требовал очень длинных взлётных полос.
И вот тут, как говорится, пришла мысль: а что если этому «сараю» приделать собственные моторы? Идея, в общем-то, лежала на поверхности. Так и родился Messerschmitt Me 323 «Gigant».
Анатомия Messerschmitt Me 323 «Gigant»
Превращение планера в полноценный самолёт было делом непростым. Инженерам пришлось серьёзно попотеть.
Крыло укрепили, чтобы оно выдержало вес и вибрацию шести двигателей. А двигатели поставили французские, трофейные – Gnome-Rhône 14N. Каждый такой мотор воздушного охлаждения выдавал что-то около 1000 лошадиных сил. Не бог весть какая мощность по отдельности, но шесть штук – это уже сила. Хотя, забегая вперёд, скажу, что силёнок этим «французам» всё равно не всегда хватало для такой махины.
Размах крыла: те же 55 метров, что и у планера-прародителя.
Длина: около 28 метров.
Высота: более 10 метров.
Максимальная взлётная масса: до 43-45 тонн
Фюзеляж, как и у Me 321, остался в основном тканево-металлическим на трубчатом каркасе. Но самое интересное – это его носовая часть. Она состояла из двух огромных створок, которые распахивались в стороны, открывая грузовой отсек высотой 3,3 метра и шириной 3,15 метра. Туда мог въехать лёгкий танк Pz.Kpfw. II или Pz.Kpfw. 38(t), бронемашина, зенитное орудие с тягачом или до 120-130 солдат в полной выкладке. Или, например, 10-12 тонн груза.
Шасси у «Гиганта» было тоже под стать – многоколёсное, неубирающееся, состоящее из десяти колёс, чтобы хоть как-то распределить огромный вес по грунту.
А как же защита? Ведь такая громадина – лакомый кусок для любого истребителя. На Me 323 ставили оборонительное вооружение: несколько пулемётов MG 15 или MG 81, а на более поздних версиях даже 20-мм пушки MG 151/20.
Огневые точки располагались по всему фюзеляжу и даже в корнях крыла. Но, честно говоря, при его низкой скорости и неповоротливости это было слабое утешение.
Где применялись эти воздушные гиганты
В основном их использовали на Восточном фронте и в Средиземноморье, особенно во время боёв в Тунисе и Италии в 1943 году. Задачи у них были самые прозаичные: доставка войск, боеприпасов, топлива, продовольствия, эвакуация раненых. В общем, типичная работа для «грузовика», только очень большого и летающего.
И вот тут вылезали все его недостатки. Низкая скорость (крейсерская – чуть больше 200 км/ч, а максимальная – около 270-285 км/ч) и плохая маневренность делали Me 323 лёгкой добычей для истребителей союзников. Французские двигатели, хоть и многочисленные, были не слишком надёжны и частенько отказывали. А тканевая обшивка легко пробивалась даже пулемётным огнём.
Особенно тяжело пришлось «Гигантам» в небе над Тунисом. Союзники устроили на них настоящую охоту. Известен случай, когда 22 апреля 1943 года большая группа из «Гигантов», шедшая под прикрытием истребителей, была атакована британскими и южноафриканскими «Спитфайрами» и «Киттихоуками». В результате не менее14 транспортников были сбиты. Представляете, какой это был разгром? Целая эскадрилья уникальных гигантских самолётов – коту под хвост за один вылет.
Пилотировать такую махину тоже было непросто. Взлёт, особенно с полной загрузкой, требовал очень длинной полосы и нередко помощи стартовых ракетных ускорителей Walter HWK 109-500. Посадка тоже была тем ещё аттракционом.
Тем не менее «Гиганты» внесли свой, пусть и скромный, вклад в снабжение немецких войск. Всего было построено около 200 таких машин в различных модификациях (Me 323D, E, F), которые немного отличались двигателями и вооружением.
Конечно, немецкие инженеры не сидели сложа руки и пытались как-то улучшить своё детище. Были проекты оснащения «Гиганта» более мощными немецкими двигателями, но дальше чертежей дело особо не пошло.
Существовал даже совершенно безумный проект Me 323Z «Zwilling» – сдвоенный «Гигант». Два фюзеляжа, соединённые общим крылом, и двенадцать двигателей. Куда уж больше, казалось бы. Но война шла к концу, и Германии было уже не до реализации экзотических авиационных проектов. И этот монстр так и остался на бумаге. Ну, а Me 323 стал одним из символов гигантомании, которая порой охватывала конструкторов Третьего Рейха и одним из самых необычных самолётов своей эпохи. Эдакий летающий мамонт, неуклюжий, но по-своему величественный.
Поделись видео: