Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
В прошлом месяце командир сил быстрого реагирования (СБР) Мухаммед Хамдан Дагло «Хамедти» совершил турне по странам Африки. В ходе поездки он встретился с лидерами Уганды, Эфиопии, Кении, ЮАР, Руанды и Джибути. А 18 января он наравне с лидером проправительственных сил Абдель Фаттах Аль-Бурханом был приглашен на внеочередной саммит региональной организации ИГАД для обсуждения вопросов по мирным переговорам.
В ответ на это переходный суверенный совет Судана осудил попытки сторонников Хамедти «обелить» лидера повстанцев, а 21 января в знак протеста суданское временное правительство объявило о приостановлении своего членства в ИГАД.
Активные попытки Хамедти заручиться поддержкой на дипломатическом уровне вполне понятны – репутация СБР сейчас находится на дне, как в самом Судане, так и среди арабского населения других стран, где следят за гражданской войной. И вместе с СБР, истории арабских СМИ про российский след стремительно утягивают на дно и нас.
Зачем руководство СБР резко решило заявить о себе в Африке и на мировой арене?

На фоне затяжного конфликта, в котором, несмотря на активное продвижение повстанцев в последние месяцы, все еще не понятен победитель, Хамедти необходимо получить публичную поддержку и искать союзников для восстановления репутации боевиков.
Еще со времен образования СБР в 2013 году группировку, состоящую преимущественно из арабского населения племени ризейгат, обвиняли в геноциде местного негроидного населения. А после начала боевых действий против временного правительства все чаще стали появляться сообщения местного населения и доклады СМИ и НКО о массовых убийствах мирный жителей, пытках, изнасилованиях и грабежах уже на всех подконтрольных СБР территориях как по отношению к чернокожему, так и к арабскому населению. ООН также выпустили несколько докладов о преступлениях СБР против человечества.
Ситуация с этническими чистками настолько вышла из-под контроля, что суданский народ начинает все больше и больше ненавидеть боевиков и вставать на сторону правительства в осажденных городах.
Как преступления СБР используют для демонизации России
Однако если сами повстанцы пытаются выставить себя в выгодном свете, то многие арабские и проамериканские СМИ активно используют случаи расправы над мирным населением и недовольство народа Судана СБР с целью приплести Россию к поддержке боевиков и соучастию в преступлениях.
В данных материалах делается упор на роль ЧВК «Вагнер» как представителя РФ в поставках техники и вооружения, а также в тренировке и поддержке повстанцев на местах. Популярные арабские СМИ (не только в Судане, но в Египте, Саудовской Аравии, Катаре и др.) раскручивают эту тему и продвигают идею, что ВС РФ вместе с вагнеровцами такие же убийцы, как и СБР.
Однако на самом деле, в последние годы, деятельность вооруженных сил России в основном ограничивалась переговорами с переходным суверенным советом Судана об аренде порта в Красном море для постройки там базы. А бойцы ЧВК «Вагнер» ушли из Судана еще 3 года назад после того, как Хамедти решил разорвать с ними связи. Взамен он начал сотрудничать с Турцией, Чадом и ОАЭ в сфере поставок вооружения и обучения подразделений СБР. Также через эти страны были налажены поставки суданского золота на международный рынок.
Несмотря на эти факторы, с подачи прозападных СМИ суданский народ начинает ставить Россию по одну сторону баррикад с боевиками. Этому имиджу также способствуют новости об обособленных группах украинских наемников, воюющих на стороне армии (хотя со стороны Киева не поступало никаких сообщений о поддержке той или иной стороны конфликта). Таким образом на западе междоусобицу в Судане сводят к борьбе повстанцев при поддержке РФ против «законной власти» при поддержке Украины.

Что делать России в данной ситуации?
На данный момент в затянувшемся (и сформировавшемся из-за противоречий этносов и арабских кланов) конфликте, причины которого мы разбирали ранее, нет четкого перевеса сторон. Соответственно Москве пока нет смысла силовым методом вмешиваться в войну.
Однако правительству РФ уже сейчас надо четче отстаивать свои позиции в Судане на дипломатическом уровне.
Для начала, помимо выражения озабоченности конфликтом и призывов сторон к миру, необходимо вербально поддержать армию Судана и выразить протест действиям СБР, что будет положительно воспринято местным населением в качестве российского ответа на обвинения в поддержке преступлений повстанцев.
Если все дойдет до того, что временное правительство будет просить о расширении помощи, то поддержку стоит оказывать либо по примеру Алжира, Египта и Ирана, постепенно начиная поставлять вооружения, либо начать ее организовывать уже в формате Африканского корпуса.
Но почему именно проправительственные силы?
С 2020 года Москва ведет переговоры с властями Судана о строительстве российской военно-морской базы на побережье Красного моря для обеспечения большей безопасности стратегических морских транспортных путей, поддержки российских судов, а также для проецирования своих военных и геополитических интересов в Африке и на Ближнем Востоке.
Соответственно, правительству России необходим постоянный союзник для создания хоть каких-то гарантий на строительство данной базы после четырех лет медленных переговоров.
Надежды на сотрудничество с СБР, даже при условии их победы, выглядят все более призрачными. У боевиков уже совсем другие союзники в ОАЭ и Турции, и совершенно другие интересы.
Более того, учитывая все попытки проамериканских СМИ найти «российский след» у повстанцев, Хамедти, дабы немного поправить репутацию в стране, может запросто свалить все многочисленные преступления СБР на ЧВК «Вагнер», чей вклад до сих пор мифологизируется. И в качестве «показательной порки злым русским» полностью отказать РФ в строительстве базы на побережье Красного моря.
Если Москва продолжит медлить и придерживаться нейтралитета, то при условии победы переходного суверенного совета, Россия сохранит плохую репутацию среди суданского населения, и не получит очков доверия у временного правительства. А все дальнейшие переговоры по выдаче разрешения РФ на строительство порта нанесут прямой политический ущерб Аль-Бурхану. Иными словами, действущая власть просто не будет идти навстречу сотрудничеству с Россией, чья роль прочно ассоциируется с преступлениями СБР среди суданского населения.
При этом ВС Судана в отличие от СБР очень заботятся о своей репутации среди суданского народа, помогая тем же беженцам и организуя госпитали. Также у армии остаются крайне высокие шансы на победу, учитывая превосходство в воздухе и поддержку со стороны Египта, Алжира и Ирана.

Поэтому, в текущих реалиях, поддержка центрального правительства выглядит наиболее предпочтительной. Заблаговременно открестившись от преступлений СБР, будет проще как восстановить доверие среди мирного населения Судана, так и укрепить отношения с политическими и армейскими элитами в действующем правительстве.
тг канал Рыбарь