Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Конрад Лоренц — выдающийся австрийский биолог и лауреат Нобелевской премии. В 1937 году он выпустил книгу «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества» где сформулировал восемь главных тенденций, которые ведут современное общество к саморазрушению.
Лоренц — отец этологии — науки о поведении животных. Он изучал, как работают инстинкты, и понял одну простую, но тревожную вещь: у людей, как и у животных, есть эволюционные механизмы, которые помогают обществу выжить. И если их отключить — начинается хаос.
Почему вызовы, стоящие перед человечеством, он назвал смертными грехами?
Потому что все они носят системный и необратимый характер угроз. Лоренц уверен, что если игнорировать эти процессы, то цивилизацию ждет коллапс за счет таких процессов:
- разрушение биологических основ (генетика, экология);
- деградация социальных связей, которые всегда были основой человечества, как вида;
- утрату этических и культурных ориентиров. Раньше их продвигал естественный отбор, а сейчас его нет у человека.
Как Лоренц пришел к таким выводам? Он применил эволюционный подход к анализу человеческого общества. И соединил методы биологии, философии и антропологии.
Начнем с первого вызова. И, пожалуй, самого главного.
Грех №1: Генетическое вырождение человечества
Лоренц смотрел на цивилизацию как биолог.
Вот раньше (в пещере, например), если человек был агрессивен, безответственен, не заботился о других — он долго не жил. Или, по крайней мере, не передавал свои гены дальше. Ведь его изгоняли из общества, а выжить в одиночку было невозможно.
А вот тот, кто делился последней костью, кто спасал раненого соплеменника и не хамил мамонту — выживал и оставлял много потомства. Альтруизм, порядочность, чувство долга — всё это было не просто красивыми словами, а элементами эволюционного отбора.
Ослабление естественного отбора сейчас ведет к тому, что качества, важные для выживания вида: альтруизм, ответственность, порядочность, начинают исчезать. Лоренц опасался накопления «асоциальных» генов.
Плюс рост числа людей, которые раньше бы не выжили в человеческом обществе.
Современная медицина, социальные службы и наше желание быть человечными спасают тех, кто раньше бы не оставил генов — они уходили естественным путем.
В Исландии ученые провели масштабное исследование, которое показало печальный результат: более образованные и успешные люди имеют меньше потомства, чем менее успешные. И это приводит к постепенному снижению частоты «полезных» аллелей.
Лоренц не предлагал возвращаться к каменному веку, нет. Но он всерьёз опасался: а не потеряем ли мы те самые качества, которые сделали нас людьми?
Научно ли это?
Современные генетики говорят: да, естественный отбор у человека действительно ослаб. Благодаря медицине мы спасаем детей с тяжёлыми наследственными болезнями, помогаем людям с генетическими нарушениями. И это хорошо — с человеческой точки зрения. Но с точки зрения природы… она ведь не знает, что такое добро. Её метод прост: сильные выживают, слабые — нет.
Каждое новое поколение несёт примерно 10 новых вредных мутаций. Если не отсеивать их — они накапливаются. Учёные наблюдали это у мух дрозофил: если не давать естественному отбору вмешиваться, через 30 поколений мухи становятся вялыми, эффективность поведения снижается. Как следствие, умирают рано.
В нашем случае со временем мы можем наблюдать рост наследственных болезней и социальной деградации.
А с людьми что?
В современном мире есть тревожные сигналы. Например, исследования показывают: аллели (варианты генов), связанные с интеллектом и хорошим образованием, постепенно исчезают. Почему? Потому что их носители рожают меньше детей. Получается, что мы сами «отбираем» гены так, чтобы человечество стало менее образованным. И не потому, что кто-то злой, а потому что такая социология.
Лоренц был уверен — если общество продолжит вежливо игнорировать механизмы отбора, мы получим рост инфантильности, юношеской агрессии, асоциального поведения. И, если честно, если оглянуться — некоторые его прогнозы уже подмигивают нам с экранов смартфонов.
Можно ли это остановить?
Разумеется, в таких рассуждения всегда есть риски скатиться в евгенику. Дескать, давайте генетически отбирать суперлюдей, проводить селекцию человечества.
Мысль страшная и мы прекрасно знаем, к чему она привела в середине прошлого века.
Но есть другие, более гуманные способы:
Генетическое консультирование. Уже сейчас в некоторых регионах (например, на Сардинии) благодаря пренатальной диагностике удалось в 20 раз сократить число детей с тяжёлой формой талассемии — наследственного заболевания крови.
Редактирование генома. Технологии CRISPR (редактирование ДНК) уже лечат спинальную мышечную атрофию — смертельную болезнь у детей. Правда, цена одного укола — около 2 миллионов долларов. Но со временем технологии будут дешеветь.
Этика. Вопрос тонкий. Улучшать ли человека «по заказу»? А если улучшать, то до какого уровня? Кто решает, какие гены «хорошие», а какие «плохие»? Это пока вопрос очень сложный. Лучше действовать поэтапно и сфокусироваться на изменении вредных мутаций.
Грех №2: Перенаселение
Слишком много нас, слишком мало пространства
Вы когда-нибудь пытались уснуть в плацкарте рядом с орущим младенцем, храпящим соседом и телефоном без наушников? Примерно так, по мнению Лоренца, живёт современное человечество.
В 2025 году население Земли достигло 8,2 миллиарда человек. За 2024 год прирост населения составил около 82 миллионов человек, то есть +1%. Темпы роста снизились, но по-прежнему высоки. В ООН прогнозируют, что опасными с точки зрения перенаселения планеты будут 2080-е — тогда население достигнет 10,3 млрд человек.
Лоренц сравнивал мегаполисы с клетками, где мыши в лабораторных условиях превращались из пушистых милых созданий в бешеных агрессоров, теряющих социальные навыки.
Есть соответствующий эксперимент, наглядно демонстрирующий эту деградацию. Подробнее о нем я писал в статье Эксперимент «Вселенная 25».
Чем больше плотность населения, тем выше конкуренция, раздражительность и… апатия. Сначала люди начинают драться за личное пространство, потом — за ресурсы, потом — просто так.
Сейчас больше половины населения Земли живёт в городах, и это число растёт. Социальная дистанция становится не про эпидемии, а про душевное выгорание. Люди перестают быть «мы», становясь «я + телефон + доставка еды».
Грех №3: Манипуляции. Они везде
Если вы думаете, что сами выбрали этот сериал — подумайте ещё раз
Лоренц предвидел то, что мы сегодня называем «информационными пузырями». Он писал о том, как массмедиа, реклама и идеологии могут полностью перекроить мышление человека — не силой, а «лаской». И в этом их страшная угроза.
Современные соцсети, по сути, делают то же самое. Алгоритмы показывают вам только то, что вы, по первой реакции, хотите видеть. Постепенно вы окружаете себя «эхо-камерой», в которой звучит только ваше мнение, только ваши страхи, только ваши герои.
А дальше — потеря критического мышления, радикализация, фейки, поляризация. Вуаля, вы не думаете — за вас уже подумали алгоритмы, порекомендовав «новые приколы с котиками» или какую-то агрессивную политическую агитку.
Любопытный факт — в 1938 году Лоренц вступил в нацистскую партию, притом, что расовые предрассудки он не разделял и к карьерному взлету не стремился. Зачем же он это сделал?
Цель его была — изменить ее, сделать адекватной, убрать агрессию и, разумеется, отказаться от насилия по национальному признаку. Но быстро разочаровался, поняв, что ничего реформировать тут не получится. Сильно раскаивался об этом моменте в своей биографии.
Но на мировоззрение это наложило отпечаток. История с нацистами убедила его в хрупкости цивилизации. И как опасен может быть бесконтрольный прогресс.
Грех №4: Бег наперегонки с самим собой
Вы не успеете всё. Никогда. И это нормально.
Этот пункт — как звонок будильника в 5:30 утра: неприятный, но полезный.
Лоренц отмечал, что современный человек живёт в ритме, с которым его нервная система просто не справляется. Технический прогресс — это, конечно, удобно. Но вместе с ним пришло FOMO (Fear Of Missing Out — страх упустить что-то важное), постоянное чувство, что ты не успеваешь, не дорабатываешь, не дожимаешь. Тотальное «надо больше».
Особенно это заметно в мегаполисах. Я именно поэтому предпочитаю больше времени проводить где-то за пределами Москвы. Здесь невозможно сосредоточено работать, читать — вечно, как белка в колесе крутишься.
Люди не отдыхают, а «перезаряжаются». Не читают — «сканируют контент». Не разговаривают — «обмениваются мнениями».
И Лоренц был уверен: такая жизнь — прямая дорога к хроническому стрессу, неврозам и утрате настоящих, человеческих радостей.
Грех №5: Смерть чувств
Когда ничего уже не трогает
Если вы когда-нибудь ловили себя на том, что пролистали новость про землетрясение, а через секунду лайкнули мем с котиком, то вы — не одиноки.
Лоренц называл это явление сенсорной энтропией. Энтропия — понятие из физики. Ей иллюстрируют тепловое равновесие. Например, прислонил горячий предмет к холодному и температура вскоре выровнялась. Все усредняется и холодеет. Есть даже такое понятие «Тепловая смерть Вселенной», когда энтропия растет, все выравнивается и переходит в хаос, звезды исчезают.
Лоренц писал, что цивилизация обрушила на человека такое количество стимулов — ярких, громких, сладких, быстрых — что чувства просто перестали на них реагировать. Всё обесценивается. Радость от победы, печаль от утраты, восторг от природы — всё сжимается до эмодзи.
А ведь представьте — он это еще писал до эпохи интернета, соцмедиа с его яркими постами и роликами!
Гедонизм — это не плохо. Но когда удовольствие становится нормой, всё перестаёт радовать. Лоренц говорил: «Изнеженный человек теряет способность радоваться». И это страшнее, чем кажется.
Современные нейрофизиологические исследования подтверждают опасения Лоренца. Постоянная стимуляция центров удовольствия быстро снижает их чувствительность. И человек ищет все более сильные раздражители (многие из которых уже за гранью закона находятся). В противном случае — впадает в апатию.
Как говорит доктор Курпатов про современных детей и молодежь — они живут в атмосфере вечного праздника. И если его нет — чувствуют себя угнетенными. Для нас же, старшего поколения, праздник — это всегда было что-то особенное. Причем часто — это еще надо было заслужить. И радоваться умели, и стараться ради успехов.
Грех №6: Разрыв с традицией
Мы не знаем, откуда мы, и не хотим знать
Каждое поколение мечтает быть «новым». Но если забыть, как жили те, кто был до тебя — можно наступить на те же грабли. С размаху.
Лоренц был сторонником преемственности. Он считал, что традиции — это не пыль, это инструкция по сборке цивилизации. Без неё легко потерять моральный компас.
Сегодняшний мир предлагает: «Собери себя сам». Но без истории, без культуры, без ценностей, переданных родителями и обществом, «собрать» выходит не человека, а существо, которое покупает книги для интерьера и делает карьеру в сторис.
Поэтому, простите за каламбур, история нашей страны мне нравится куда больше, чем «истории» в VK и прочих популярных соцмедиа. Изучая ее ты понимаешь, что стоишь на фундаменте. И в истории своих предков интересно покопаться — для этого ездил в Ленинградскую и Нижегородскую области, например, изучать, как они жили. Чувствуешь связь с корнями. Это важно!
Грех №7: Уничтожение природы
Опустошение жизненного пространства — так, в дословном переводе, звучит это у Лоренца.
У природы нет плохой погоды, но есть плохой градостроитель.
Лоренц был не просто биологом, он был эстет. И он считал, что человек нуждается в красоте так же, как в кислороде. Уничтожая природу и заменяя её на бетонные коробки и парковки, мы отрезаем себя от своих глубинных чувств и корней.
Когда зелёный луг меняется на торговый центр, внутри нас что-то умирает. Особенно если торговый центр называется «Мега-Лайф-Парк», но все деревья в нем — пластиковые.
Утрата связи с природой — это не просто про экологию, это про душевное здоровье. Лоренц писал, что без благоговения перед красотой мира человек превращается в потребителя. А дальше — все та же моральная и интеллектуальная деградация.
Психологи отмечают, что человек, когда смотрит на зеленую природу — успокаивается, на душе ему и правда становится лучше и это не какая-то метафора.
Грех №8: Ядерное оружие
Ядерное оружие влияет на человечество не только прямой угрозой. Оно и психологически разрушает общество.
Лоренц называл это «инфантильной угрозой» — человечество создало нечто, способное уничтожить всё живое, и при этом ведёт себя так, будто эта кнопка — просто декорация.
Но даже если её никогда не нажмут — сам факт её существования уже меняет общество. Люди становятся равнодушными к будущему. Потому что какое «долгосрочное планирование», если мир может исчезнуть за 20 минут?
Конрад Лоренц не был мизантропом. Он любил людей, но как биолог понимал: любить — не значит закрывать глаза на проблемы. Его «восемь грехов» — не обвинение, а предупреждение.
Диагноз, но не приговор.
Многие из его мыслей кажутся пугающе современными. Алгоритмы, которые «переучивают» нас думать. Бетонные джунгли. Отсутствие эмоциональной глубины, тревога, выгорание.
Но у нас есть кое-что, чего нет у уток и дрозофил: способность осознавать, что с нами происходит. И менять поведение. И, если верить Лоренцу, пока мы ещё способны выбирать в сторону добра, разума и… простых человеческих ценностей.
Поделись видео: