Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Все мы знаем о существовании множества прототипов, каждый из которых, так или иначе мог добраться до серийного производства. Но как сказал классик – «повезло не только лишь всем». Оглядываясь в прошлое невольно задаёшь вопрос – почему такая замечательная машина не была принята на вооружение? А ведь сейчас можно вспомнить много таких проектов… Часть из них были бы очень кстати прямо здесь и сейчас. Речь идёт не только о нахваленном «Чёрном орле», но и совершенно новых классах техники для армии России.
Современные потребности
В актуальном конфликте, бронетехника испытывает проблемы с защитой и новыми высокоточными средствами поражения. Для танков главной проблемой стала защита крыши корпуса и башни, а для БМП – общая защита. Из-за этого использовать танки и БМП одновременно с пехотой стало практически невозможно – бронегруппу быстро находят и уничтожают, нанося потери не только в технике, но и в людях.
Следовательно, старые танки дорабатывают «козырьками», они же «мангалы», системы подавления и РЭБ. Для защиты БМП этих средств мало – нужно усиление основной брони, что не всегда возможно. Причина в том, что подвеска БМП не рассчитана на серьёзное увеличение боевой массы, а тонкая основная броня не даёт установить динамическую защиту безопасно – при попадании снаряда в блок ДЗ, сила взрыва условной кумулятивной гранаты и самого модуля буквально проламывают броню, или сильно её деформируют.
Тяжёлые БТР и БМП
О тяжёлых бронетранспортёрах и машинах пехоты говорят давно, но на практике, тяжёлые БТР смог реализовать только Израиль, но в двух вариантах – доработка Т-54 и Т-55 с демонтажем башни (тяжёлый БТР «Ахзарит») и более современный вариант на шасси ОБТ Merkava Mk 4 (тяжёлый БТР «Номер»).
Чем отличается тяжёлый БТР и БМП? В основном вооружением. Бронетранспортёр не обязан выходить на первую линию, из-за чего угроза поражения в разы ниже, а необходимость даже в автоматической пушке отпадает. БТР должен иметь возможность защититься от ДРГ противника, для чего крупнокалиберного пулемёта зачастую хватит с головой. БМП в отличие от бронетранспортёра, обязана работать на передке, из-за чего требования к орудийным системам выше. Тут можно увидеть автоматические пушки, иногда тяжёлые орудия и ПТРК.
Разработки России
Одна из самых известных боевых машин – Т-15 «Барбарис» на тяжёлой гусеничной платформе «Армата». Главная проблема – техническая сложность, стоимость и относительно низкая надёжность, которые мешают пустить машину в массовое производство. К тому же, есть более простые и не менее интересные альтернативы. Например – БМО-Т. Боевая машина огнемётчиков тяжёлая сделана на шасси танка Т-72 со всеми его преимуществами и недостатками, правда башню заменили на рубку, в которой сидит экипаж, вооружённый крупнокалиберным пулемётом, и десантным отделением. Если заменить пулемёт на автоматическую пушку, то можно получить пусть и компромиссную, но относительно не плохую тяжёлую БМП, для производства которой можно брать Т-72А.
Есть и более простой вариант – БТР-Т. Его разрабатывали в 90-е годы и в отличие от машины огнемётчиков, БТР-Т не пошёл даже в малую серию. В качестве шасси использовали Т-54, Т-55 или Т-62. Башню меняли на рубку с десантным отделением, а сверху размещался перспективный боевой модуль с несколькими вариантами вооружения – пулемётами, автоматической пушкой и мог дополняться ПТРК. Примечательно, что саму башню потом доработали и отправили в серию для модернизации БТР-80 до уровня БТР-82А. Кроме того, башню сранвительно давно используют для модернизации БМП-1 до уровня БМП-1АМ, соответствующей в некоторой степени БМП-2.
Главная проблема тяжёлого БТР или БМП в стоимости доработки, если полностью переделывать компоновку – переносить двигатель вперёд, дорабатывать корму под десантное отделение и так далее… Но если обойтись без столь радикальных изменений, то ценник за одну единицу можно снизить, но получим ситуацию аналогичную с БМП-3, где посадка и высадка десанта далеко не идеальная. Справедливости ради, противоснарядная броня стоит того, чтобы пожертвовать некоторыми аспектами комфорта, вместо того, чтобы не иметь ни комфорта, ни возможности выжить при активных боевых действиях на фронте.
Итог
Россия имеет опыт разработки и постройки тяжёлых БТР и БМП, правда ни одина из них не стала массовой. Малые серии были, но парой десятков машин, а то и меньше, «сыт не будешь». Нужно что-то простое, дешёвое и массовое, способное поражать цели на фронте и выдержать удар гранатомёта и дрона. Вопрос цены и простоты производства необходим как раз для того, чтобы насытить войска новым классом техники как можно быстрее и насколько это возможно, качественние.
Поделись видео:

