Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Последнее время на проводах с напряжением 35 кВ и выше навешивают круглые шары определённого цвета, явно с добавками стеклянной крошки или люминофора. То есть всё делается для того, чтобы как-то обозначить визуально линию провода, чтобы её можно было разглядеть на довольно большом расстоянии.
Мало того, это изобретение давно превратилось в рекомендацию, которую внесли в отраслевой стандарт ПАО «Россети» СТО 34.01-21.1-001-2017 «Распределительные электрические сети напряжением 0,4-110 кВ…». Так вот, согласно требованиям «Россетей», такой шарик должен быть соответствующих размеров и цвета, чтобы его можно было разглядеть с расстояния не менее 1000 м с воздуха или 300 м для наблюдателя, стоящего на земле.
История появления шаров-маркеров
Кстати, шары появились на ЛЭП относительно недавно — ранее, ещё пару десятков лет назад, таких устройств на высоковольтных проводах никто не ставил. Во всём виновата малая авиация: увлечение парапланеризмом, дельтапланами и полётами на воздушных шарах, аэростатах, дирижаблях.
Шары, или правильнее шары-маркеры, требуются для того, чтобы обозначить линию высоковольтного провода. Их устанавливают обычно на ЛЭП, проходящих вблизи аэродромов, площадок для полётов на безмоторных аппаратах и тех, что легче воздуха. Шары начинают вешать на провода на удалении от аэродрома не менее чем за 6 км. Это так называемая подлётная зона, в пределах которой самолёт маневрирует и готовится к посадке.
Проблема столкновений с ЛЭП
А ещё есть целая плеяда сельскохозяйственной и санитарной лёгкомоторной авиации, дельтапланеристы и энтузиасты беспилотных аппаратов. И все они могут в воздухе наткнуться на линию ЛЭП, травмироваться, часто с печальным исходом, и при этом оборвать провод.
Несмотря на трагизм ситуации с попаданием пилотируемого самолёта в линию, оборванный провод тоже представляет угрозу. Поэтому валяющиеся на земле яркие красные, белые или оранжевые шары — это повод обойти это место стороной, чтобы не получить крайне опасный удар остаточным зарядом электричества.
Виды и характеристики шаров-маркеров
Шары-маркеры могут быть простыми, которые видно лишь днём или в сумерках, либо с подсветкой, то есть с вмонтированными люминесцентными лампами. В данное время всё чаще устанавливают сложные устройства, некоторые даже со встроенным питанием. Если ЛЭП состоит из нескольких параллельных линий, то для каждой из них вешаются шары своего цвета.
Конструктивно шар-маркер — это полая сфера из двух половинок, которые соединяются между собой специальным креплением из нержавейки. Обычно монтажники при установке маркеров на провод дополнительно контрят шары с помощью проволоки. Всё нужно сделать очень прочно и надёжно, чтобы даже в сильный ветер сферу не сорвало с провода.
Особенности монтажа и конструкции
Естественно, установить такой шар — задача непростая и требует от монтажников немалой сноровки и умения. Если уронить такой шар с высоты в 30 м, то стенка может треснуть, а сам маркер может впоследствии разрушиться под ударами ветра или из-за обледенения.
Сам по себе такой шарик может быть размером от 600 мм до 1200 мм. Материал стенок — полиэфирная смола с армированием стекловолокном. Плюс ещё шар окрашивают защитными лаками, предохраняющими смолу от разрушительного ультрафиолета. Толщина стенки такой сферы небольшая, так что вес маркера получается не больше 9 кг.
Требования к производству и качеству
Кстати, шары должны быть изготовлены в условиях специального производства. То есть полиэфирная смола не должна иметь остатков полярного растворителя или водной электропроводящей среды. Иначе после включения высокого напряжения сферу просто разорвёт на части электрическим полем.
Поэтому это оборудование не покупают у случайных производителей, а заказывают у проверенных поставщиков, и все шары перед использованием подвергают проверке.
Кстати, сам шар негерметичен — в нём как минимум два отверстия для удаления водяных паров и конденсата. Это нужно, чтобы избежать накопления внутри полости воды и льда. Любой дополнительный груз может стать причиной поломки шара-маркера.
Срок службы и контроль состояния
Срок службы шара — не менее 10 лет, но если сфера повреждена, то это легко установить по звуку. На высоте деформированный шар начинает гудеть или свистеть, а это значит, что маркер нужно менять. Учётчики регистрируют поломку и планируют замену на ближайший сервисный период.
Поделись видео: