Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Проблема с двигателями в танках СССР, а позже и России наблюдается давно и от части, в своё время она же стала причиной появления нескольких ОБТ, похожих по боевым возможностям, но сильно отличающихся друг от друга технически. Но не смотря на опыт прошлого, проблемы сохраняются. Газотурбинные двигатели не занимают нишу основного мотора, а двигатели серии В92 буквально «упёрлись» в потолок по мощности. Чем их заменят и почему ГТД-1 250 лучший из всех вариантов?
Замена «передутому» В92
Начнём с того, что В92 это потомок того самого легендарного двигателя В2, устанавливаемого ещё в БТ-7М, Т-34, КВ, ИС и т.д… С тех пор появилось множество модификаций, а первоначальная мощность в 500 лошадиных сил выросла до 1 130 лошадей. Из-за этого появились сложности с моторесурсом – агрегат банально стал чуть менее надёжным. В общем-то логично, если двигатель давно работает благодаря турбине, а рост мощности обеспечивается увеличением объёма воздушной смеси в моторе.
Понимая это, ещё в СССР искали варианты замены двигателей семейства В2 на более перспективные силовые агрегаты. Вариантов было достаточно… Оппозитные двигатели семейства 5ТД и 6ТД, газотурбинный ГТД и Х-образный 2В-16, позже сменившийся на А-85. С первым и последним вариантом всё понятно – 6ТД производили в Харькове, а на территории РСФСР производство так и не наладили. Х-образные моторы оказались во-первых не надёжными, а при устранении проблем с «капризами» возникли сложности с охлаждением в уже серийных ОБТ даже после изменений в моторно-трансмиссионном отделении. Получается, что единственным вариантом, разработанным ранее, остаётся ГТД-1 250.
Перспективы газотурбинного двигателя
Если мы внимательно посмотрим на историю танков из УВЗ, то можем заметить почти полное игнорирование ГТД в большинстве проектов, кроме редких исключений. Наводит на мысли, не так ли? Тем более, если мы учтём монополию УВЗ и поглощением им Омсктрансмаша. Но есть ли выбор у предприятия из Нижнего Тагила?
С одной стороны да, с другой нет, ведь в долгосрочной перспективе можно разработать новый силовой агрегат и скорее всего, это будет очередная разработка Челябинского Тракторного Завода, но более простая, чем Х-образный компоновка. Есть ли время у УВЗ на разработку нового силового агрегата? Однозначно нет. Нужно улучшать существующие машины, а двигатели В92 уже дошли до своего предела.
ГТД-1 250 и проекты его модернизации одни из немногих рациональных несмотря на свои недостатки. В частности – потребление горючего, особые требования к техническому обслуживанию, сложность эксплуатации в пыльных условиях и т.п. Взамен танковая промышленность получает сравнительную надёжность с другими советскими разработками, налаженное не только серийное, но и массовое производство, тактические преимущества при использовании газотурбинных двигателей в танках.
Перейдёт ли УВЗ на газотурбинные двигатели в своих танках – вопрос открытый. Ответить на него получится только после выпуска первых Т-90М2 согласно ОКР «Рывок», в котором заявлены форсированный двигатель, улучшенная коробка передач с большей скоростью заднего хода и рядом других, не менее важных изменений, не имеющих отношения к этому материалу.
Поделись видео:
