Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
На самом деле привычную для многих игру Тетрис в великом СССР придумали вовсе не ради забавы. Эта программа была написана советским программистом из вычислительного центра Академии наук СССР А. Пажитновым, чтобы проверить работоспособность советских компьютеров.
А также параллельно проверить, как операторы ЭВМ способны противостоять стрессу и многозадачности. Ну а сейчас Тетрис — это не просто игра, в которую играл почти каждый ребенок и взрослый, но и еще программа, которую используют для подготовки пилотов и для терапии и т.п. Ну а теперь об этом уникальном изобретении СССР немного подробней.
Всего 800 строк кода, которые покорили весь мир
Сейчас для того чтобы написать современные игры, нужно нанять штат программистов и других экспертов, которые напишут миллионы строк кода, запустят рекламу и будут всячески продвигать игру.
Однако в далеком 1984 году советскому программисту Алексею Пажитнову потребовалось две недели рабочего времени и 800 строк программного кода, написанного на Паскале, чтобы написать тестовую утилиту.
В оригинальном Тетрисе каждая фигурка представляла собой набор скобок и пробелов. При этом, так сказать, геймплей был предельно прост:
Блоки падали сверху. Вы их крутили, чтобы попытаться сложить в ряд. И если это получалось, то строка исчезала. Если нет, то фигуры накапливались до тех пор, пока стакан не заполнялся, и вы не проигрывали.
При этом сам Пажитнов думал, что в его «игру» поиграют пару минут и забудут. Но это оказалось далеко не так.
По воспоминаниям Пажитнова сотрудники центра «локтями отталкивали друг друга, чтобы поиграть».
Созданной программе довольно быстро придумали оригинальное название, которое было сочетанием двух слов:
«Тетра» — что в переводе с греческого означает «четыре», так как все игровые фигуры были реализованы из четырех квадратов (тетромино).
«Теннис» — любимый вид спорта самого Алексея Пажитнова.
При этом, как сейчас модно говорить, игра по-настоящему «завирусилась». Так, в институте игра ходила на флоппи-дисках, устраивались соревнования, а операторы ЭВМ играли в Тетрис вместо работы – кто быстрее уложит строки и при этом останется жив.
Однако потом игра утекла за кордон. И вот тогда только все по-настоящему началось.
Как Тетрис захватил мир
Уже в 1986 году тетрис попадает в руки венгерских программистов, и именно они выполняют портирование его уже на западные платформы. И вот тут на сцене появляется британец Роберт Стайн, который по переписке желает получить права на Тетрис.
На это Пажитнов довольно вежливо отвечает, что это «в принципе интересно». Однако Стайн уже продает лицензию не только в Великобританию, но и в США.
Нужно отметить, что в принципе права принадлежали не лично Пажитнову, а организации, поэтому даже такой ответ не имел под собой никакой юридической силы в принципе.
И вот тут началась настоящая юридическая вакханалия. Советская организация ЭЛОРГ, Nintendo, Atari, Mirrorsoft, Tengen вступили в сражение за права на Тетрис. И в конечном итоге в этой борьбе вдруг одерживает победу Nintendo, а Game Boy с Тетрисом становится настоящим мировым хитом. При этом копий Тетриса всех версий более 520 миллионов.
Кстати, есть один любопытный исторический факт. Суд обязал компанию «Атари» уничтожить все свои картриджи с Тетрисом.
Тетрис оказался не так прост, как казался
Почему эта, казалось бы, очень простая игра, так полюбилась миллионам? Все дело в том, что ученые обнаружили, что Тетрис тренирует мозг, активизируя зоны головного мозга, отвечающие за планирование, координацию и визуальное мышление. Можно сказать, что при игре в Тетрис мозг как бы входил в состояние потока.
По мнению экспертов, уже через несколько недель регулярной игры в тетрис мозг работает эффективнее, снижая энергозатраты на принятие решения по сложным задачам, и при этом возрастает скорость обработки информации.
Эффект сравнили с эффектом, который наблюдается при игре в такую игру, как шахматы – пожалуй, главной интеллектуальной игрой в истории человечества.
Также тетрис использовали в и психологических тестах. В проведенных исследованиях удалось установить, что использование Тетриса позволяло снизить тревожность и частоту навязчивых воспоминаний почти на 70%. Логика такова, что раз мозг увлечен построением, значит отвлечен от переживаний травмы.
Тетрис стал официальным инструментом в терапии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
Тетрис – самая копируемая игра в истории
На сегодняшний день существует свыше 200 официальных версий, тысячи клонов и десятки тысяч фанатских модификаций Тетриса. Но при этом суть у всех разновидностей остается одна и та же – уложить из рандомно падающих сверху разных фигур линию и стереть ее.
Вот так тестовая утилита из великого СССР превратилась в культовую игру, которая стала больше, чем игра, и буквально захватила умы миллионов людей на Земле.
Поделись видео: