Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Когда заходит разговор о советских танках времен войны, меньше всего внимания уделяют легким танкам, отдавая предпочтение Т-34, КВ и ИС. Одним из самых малоизвестных и незаслуженно забытых стал танк Т-70.
Это тем более удивительно, что по объему выпущенных машин (8 231 шт.) он уверенно занимает второе место, уступив первенство только «тридцатьчетверкам». Даже его предшественника, танка Т-60, прозванного немцами «неистребимой саранчой», сделали по количеству в полтора раза меньше.
Разумеется, десятитонная машина с относительно слабым бронированием и вооруженная 45 мм пушкой не могла на равных бороться с PzKpfw III и PzKpfw IV, тем более с «Тиграми» и «Пантерами».
Почему же он был так нужен войскам, что его запустили в массовое производство? И почему его боевая биография оказалась такой продолжительной? Ведь, несмотря на то, что его производство прекратилось осенью сорок третьего года, он воевал до конца войны, даже весной сорок пятого в частях числилось около двух тысяч этих машин, из которых как минимум три сотни продолжали принимать участие в боевых действиях.
Об этом я обязательно расскажу, но немного позже. Начать, пожалуй, стоит с истории его появления.
Не секрет, что танк Т-60 был вынужденным и временным решением. Его спроектировали за пару недель в конце июля срок первого года просто потому, что завод №37 не мог освоить выпуск предписанного ему танка Т-50 без полной реконструкции завода и предложил Т-60 в качестве альтернативного варианта.
Единственным его достоинством была простота и максимальное использование уже отлаженных и массово выпускающихся автомобильных узлов и агрегатов, что позволяло приступить к серийному производству практически сразу, причем даже на заводах, не считающихся танкостроительными. Это и стало определяющим при принятии решения, с учетом катастрофических потерь бронетехники в первый месяц войны танков, причем любых, требовалось много и немедленно.
Т-60, вооруженный 20 мм пушкой и одним пулеметом имел бронирование 10-30 мм, двигатель мощностью 70 л.с. обеспечивал шести тонной машине удельную мощность всего 11 л.с/тн. Он мог довольно успешно бороться с пехотой, но против бронетехники был практически бесполезен.
То, что он не отвечает современным требованием и, по сути, является шагом назад, понимал даже его главный конструктор Астров. Поэтому уже в сентябре сорок первого года, одновременно с запуском «шестидесятки» в серию он приступил к проектированию ее модернизированного варианта.
Прототип танка Т-70, был готов в феврале сорок второго года. Танк вооружили 45 мм пушкой 20-К, которая перед войной устанавливалась на танки Т-26 и БТ, так что не было проблем ни с ними, ни с боеприпасами к ним. С двигателем проблем было больше, подходящего по мощности просто не существовало. Астров нашел довольно простое и красивое решение, «спарка» из двух штатных для Т-60 двигателей ГАЗ-202, установленных последовательно.
Удалось и немного усилить бронирование, доведя толщину броневых листов до 35-45 мм во лбу и 15 мм по бортам и в корме. Несмотря на то, что машина потяжелела более чем на три тонны (до 9,8 тн.), удельная мощность поднялась до вполне приемлемых 15 л.с/тн.
Астров, разумеется планировал больше, но его довольно серьезно ограничили по срокам и по преемственности с предшественником. В частности, хотя и добавился лишний каток, основные узлы ходовой остались по наследству от Т-60. Это не позволило установить двухместную башню. С ней танк потяжелел бы до 11,5 тонн, но у догруженной до этой массы «семидесятки» на испытаниях ломались траки, скручивались торсионы и летели бандажи опорных катков. Пришлось от этой идеи отказаться.
Тем не менее, Астров останавливаться на достигнутом не собирался и попытался довести машину. Уже в августе испытывался вариант с двухместной башней, усиленной ходовой и форсированной до 170 л.с. спаркой.
Однако, хотя комиссия и рекомендовала этот танк к принятию на вооружение, руководство решило, что новинок слишком много и в серию пошел Т-70М только с доработанной ходовой (стали шире траки и опорные катки, толще торсионы, усилены бортовые редукторы). Соломоновым решением это назвать сложно. В войсках параллельно эксплуатировались два одинаковых танка, разунифицированные по ходовой части. Незначительное улучшение проходимости и надежности вряд ли компенсировало проблемы, вставшие перед ремонтными службами.
Боевое крещение Т-70 получил летом сорок второго года, отражая немецкое наступление на юге. Первое впечатление советских танкистов было скорее негативным, основные претензии были к недостаточной боевой эффективности. Генерал-майор Кутуков, докладывая Сталину сказал, что он, конечно, имеет более солидное вооружение и бронирование, чем Т-60, но пока себя особенно ни в чем не проявил, и от него больше канители, нежели пользы. Действительно, у него было слишком слабое вооружение для борьбы с немецкими танками и недостаточное бронирование для поддержки пехоты.
Однако фронт требовал как можно больше танков и простой и технологичный в производстве Т-70 вполне себя оправдал, компенсируя недостаток средних и тяжелых машин. В схватках с танками и при атаках насыщенной противотанковой артиллерией оборонительных позиций они несли серьезные потери, но в действиях против пехоты, особенно союзников Рейха Италии, Венгрии, Румынии они были очень полезны. Это не раз подтверждалось в боях под Воронежем, Ростовом и Сталинградом.
Пик его применения пришелся на Курскую битву, более пятой части всех танков Центрального фронта (22%) были именно Т-70. Разумеется, во встречных боях с танками шансов у них практически не было, да и в борьбе с пехотой их эффективность упала, вермахт уже был достаточно насыщен противотанковыми 7,5 cm Pak. 40, пробивающими их на любой дистанции в любой проекции. Самую жесткую характеристику танку Т-70 дал командующий танковой армии Ротмистров:
«Танки Т-70 просто нельзя допускать к танковому бою, так как они более чем легко уничтожаются огнем немецких танков»
Справедливости ради, надо сказать, что в равной мере это можно отнести и к Т-34-76, от огня немецких PzKpfw IV с длинной пушкой, «Пантер», «Тигров» и Pak. 40 они горели не хуже. Что и продемонстрировал тот же Ротмистров, положив за один день более половины своей танковой армии во встречном бою с двумя неполными танковыми дивизиями вермахта.
Любопытно, что процент потерь при равной интенсивности применения у Т-70 оказался гораздо ниже, чем у более защищенного Т-34, а подлежащих восстановлению оказалось в полтора раза больше.
Совершенно другое мнение было у генерал-лейтенанта танковых войск Богданова. В отчете ГАБТУ он без обиняков написал:
«Все имеющиеся случаи больших потерь подразделений танков Т-70 объясняются большей частью неграмотным применением, но не конструктивными недостатками самого танка. Считаю решение о прекращении производства танков Т-70 преждевременным».
И для этого у него были довольно веские основания. Он был на полметра ниже и уже Т-34, если немецкие артиллеристы могли вести огонь по Т-34 с полутора километров, то малый силуэт Т-70 снижал эту дистанцию до 600 метров. Кроме того, в отличие от Т-34 он был малошумным, его звук не превышал автомобильный. Если Т-34 было слышно за несколько километров, то Т-70 мог подобраться к немецким позициям практически вплотную, реально на 300-400 метров которые мог преодолеть менее чем за минуту.
Т-70 был проще в управлении и обслуживании, легко поддавался ремонту в полевых условиях даже не очень подготовленными механиками и водителями. Он был гораздо более надежен, легко выдерживал длинные марши и был идеальным средством для преследования отступающего противника.
Он отлично зарекомендовал себя в городских боях, в основном из-за отличной маневренности и малых габаритов, позволяющих пролазить в узких местах. В конце концов, из-за малого веса его было легче транспортировать к полю боя и эвакуировать в случае подбития.
Кроме того, и в борьбе с танками он не был таким уж бесполезным. Подкалиберным снарядом он мог пробить 50 мм броню с полукилометра. Этого вполне хватало для поражения немецких танков (кроме «Тигра») в борт.
Его легче было замаскировать в засаде, и тут он был смертельно опасен. Известно много подобных случаев. Так в январе сорок третьего лейтенант Зуйкин из засады подбил PzKpfw IV, в первый день Курского сражения лейтенант Павлович подбил две «четверки» и «Пантеру», а в марте сорок четвертого лейтенант Пегов, так же из засады уничтожил две «Пантеры» на Житомирском шоссе, за что получил Звезду Героя.
В целом, бронированный малыш был вполне боеспособной боевой единицей и в умелых руках являлся грозным оружием до конца войны, несмотря на то, что время легких танков, по общему мнению, закончилось в сорок третьем году.
После снятия с производства (его место на конвейере заняла более необходимая СУ-76 на его базе) и насыщения танковых частей средними танками его стали использовать в основном как разведывательные и командирские машины, но окончательно отправили в отставку только через год после окончания войны.
За каждым танком, самолётом или заводом всегда стоял человек труда. И сегодня он создает технологии для чистого будущего. В Подмосковье запущен новый завод, который превращает мусор в энергию.
Теперь электроэнергию получают даже из отходов, которые раньше просто гнили на свалках. В Подмосковье открыт первый завод полного безотходного цикла: весь мусор здесь перерабатывается в электричество.
Предприятие расположено в Воскресенске и вырабатывает до 1,5 миллиона киловатт-часов в сутки, утилизируя около 2200 тонн отходов. Принцип работы прост и надёжен: мусор сжигается, выделяемое тепло превращает воду в пар, а тот вращает турбину, производящую энергию. Все выбросы проходят многоступенчатую фильтрацию, что делает процесс безопасным для экологии.
До конца года ещё пять таких предприятий откроются в Московской области и Татарстане. Новые заводы не только обеспечат миллионы гигаватт дешёвой электроэнергии, но и помогут очистить страну от старых свалок, превращая отходы в источник будущего.
Поделись видео:
