Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сразу несколько Телеграм-каналов опубликовали фотографии автосвалки в одном из штатов США. Кто конкретно автор снимков, сказать сложно, но видимо СМИ вытащили фото на одной из социальных сетей, популярных в Америке и Европе.
Что нашли на свалке?
На фото можно разглядеть несколько экземпляров советской «Оки» ВАЗ-1111. Фотографии были сделаны в этом году, но машины «отдыхают» на свалке видимо довольно давно. Кузова, колеса и даже отделка салона в принципе сохранились неплохо. Хотя по информации автора снимков «Ока» на свалке находится не менее 20 лет.
Причиной отсутствия массовых очагов коррозии стал сухой и жаркий климат Колорадо. Одна ВАЗ-1111 как-то была связана с гонками, бывшие владельцы сделали интригующую надпись на капоте и установили в салоне дополнительную штангу усиления.
Некоторые из автомобилей, такие как фургончик «Тойма», это грузовая версия «Оки», видимо даже успели поработать по специальности. И именно эта машина, возможно, объяснит некоторые темные пятна в истории.
Как они оказались в США?
Хотя, несмотря на некоторую интригу ситуации, никаких тайн в появлении Оки в Штатах нет. Все довольно просто.
Чуть больше 20-ти лет назад, а именно в 2003 году тема микролитражек, собираемых в России, стала неожиданно вновь популярной. До этого, с 1988 г по 1998 г микролитражку ВАЗ-1111 собирали на АвтоВАЗе и Серпуховском автозаводе в качестве «общественной нагрузки».
То есть по указанию вышестоящих инстанций заводы делали «социальные» машины для инвалидов и чуть более и лучше укомплектованные ВАЗ-1111 для продажи населению.
Оба завода практически ничего не зарабатывали на ВАЗ-1111. Норма прибыли на «Оке» была чуть ли не вдвое меньше в случае ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109. Но ко всему прочему для сборки социальных машин приходилось отдавать полноценный двигатель «восьмерки», но с двумя цилиндрами.
А в то время на АвтоВАЗе моторов для Самары явно не хватало. Так что нужно было поднимать норму прибыли и искать оптового покупателя на «Оку» по более высокой цене.
В то время, в начале «нулевых», очень популярной была тема налаживания совместного производства с американскими фирмами. Неожиданно для всех нашлась одна такая компания — Mirox Corporation из Невады. Она взялась поставлять в США «Оку» с целью дальнейших продаж на американском и канадском рынке.
Больше всего американцам «глянулся» именно фургончик «Тойма». Это был очень неплохой вариант доставки продуктовых заказов от супермаркетов по ближайшим спальным районам. И даже был проект чего-то, напоминающего гольф-кар, был вариант электрокара.
В то время на электромобили смотрели как на причуды, но Mirox Corporation в принципе все просчитала. Это должен был быть вариант тихохода со щелочной батареей и мотором на 12 В. Что-то типа небольшого транспортного средства для поездок по ближайшим магазинам.
Мало того, российский АвтоВАЗ был готов поставлять безмоторную Оку в США с громадной скидкой. Тут важно было застолбить в Америке свой бренд и наладить локальную сборку нескольких стартовых партий.
В качестве пробной была отправлена небольшая группа машин разного типа, в том числе фургончик и «люксовая» версия. Но на этом все остановилось.
Вопрос — почему?
Обычно ситуацию объясняют целым ворохом причин, законодательных, организационных и экономических, которые помешали «взлететь» американской «Оке».
Возможно, что так оно и было. А еще можно вспомнить, что специальные автомобили в Америке попадают под дополнительное оснащение целым рядом сервисных опций. Вплоть до встроенного радиотелефона для вызова помощи.
Была еще одна версия, с которой никто не соглашается и все считают надуманной. Уже в 2005 г один из инженеров АвтоВАЗа, участвовавших в проектировании и испытаниях новой ВАЗ-1121 «Ока-2» сделал небольшое признание.
Он с удивлением заметил, что новый кузов «Ока-2» практически с первого раза прошел все испытания на продольную и поперечную жесткость, скручивание, усталостную деформацию. Отклонение реальных характеристик от расчетных составило буквально несколько процентов.
А вот на первой «Оке» удалось получить лишь 75% от требуемого. Ну и уровень безопасности получался чуть меньше, чем это было написано в документах.
Жаль, что энтузиастам «Ока-2» не удалось завершить начатое дело и поставить красивую микролитражку на конвейер. После смерти Полякова АвтоВАЗ потерял интерес к проекту, после чего нишу машин класса «А» заполнили китайские и корейские «маломерки».
Поделись видео: