Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Одной из интересных новостей технической сферы нашей страны стала растиражированная в начале апреля 2025 года российскими специализированными СМИ и блогами информация о запуске в производство опытной партии легких вертолетов Ми-34М1 в этом году и создании еще одной модификации — Ми-34М2. Все машины получат новый отечественный двигатель ВК-650В, а сборка будет осуществляться на Казанском вертолётном заводе (не путать с Казанским авиазаводом, где делают самолеты!).
Начнем с того, что про историю Ми-34 и перезапуск проекта в виде Ми-34М1 с новым мотором ВК-650В «Техносфера. Россия» публиковала достаточно объемный и подробный рассказ в 2024 году:
Зачем в России решили возродить программу по выпуску вертолета Ми-34 — ТЕХНОСФЕРА РОССИЯ
В этом же материале на основании всех имевшихся данных по Ми-34М1 были сделаны логичные выводы о том, что «использование нового двигателя влечет за собой перепроектирование планера вертолета, шасси, рулевого винта, топливной системы. Обещают и новый редуктор для двигателя. В связи с этим, делать оптимистические планы по скорому появлению нового Ми-34 в серийном производстве рано». Но представители Казанского вертолетного завода, на которых ссылается местное издание «БИЗНЕС Онлайн», удивили весной 2025 года пока еще не подтверждённым официально на уровне пресс-службы производственным планом на 15 Ми-34М1 (4-местная версия) с началом сборки партии в текущем году.
Звучит как некая авантюра, и нет никакой 100%-уверенности, что все 15 машин соберут в 2025 году, хотя бы пять было бы уже очень круто. Тем более, что вертолет после установки ВК-650В изменился достаточно серьезно. Получается, что надо бы сертифицировать новую модель, а этом, как мы видим по нашим гражданским самолетам, процесс долгий. Источник утверждает, что якобы есть шанс пройти через «досертификацию» как будто перед нами просто модернизированный Ми-34.
Не беремся утверждать, что этот путь будет результативным, но если даже дойдет до этой самой «досертификации» летом 2025 года, то своеобразная лазейка для ускорения запуска серийного производства появится. Главное, чтобы не в ущерб безопасности готового продукта.
Насколько хорош новый Ми-34М1 пока говорить трудно: машина, собранная из сохранившегося Ми-34С1 2011 года выпуска, впервые поднялась в воздух осенью 2024 года, об испытаниях мало информации. Пока понятно, что завод выдаст две модификации — 4-местную М1 (готова) и 5-местную М2 (проект). Цель такого двойного захода на рынок — занять освобождающуюся после ухода американского «Робинсона» (модели R44 и R66) нишу легких вертолетов. Впрочем, возможности конструкции и нового двигателя позволяют и 6-местный Ми-34 (назовем его Ми-34М3) в скором времени создать.
В общем, очень амбициозный и хороший производственный проект получается. В России рынок легких вертолетов, в том числе частных, конечно, маленький по сравнению с нашими главными противниками на мировой арене, но зато для начала можно на нем неплохо порезвиться — это несколько сотен машин. Ждем официальных новостей по Ми-34М1 в ближайшие недели или месяцы.