Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В начале апреля 2025 года в ряде российских СМИ и блогов появилась информация о возобновлении серийного производства многоцелевого вертолета Ми-38 на Казанском вертолетном заводе. Причем речь идет о сборке сразу 9 новых машин данного типа в варианте Ми-38ПС для МЧС РФ в течение 2025 года с выходом на постоянный серийный выпуск новых вертолетов в последующие годы. «Техносфера. Россия» уже писала, что первым коммерческим эксплуатантом двух новых Ми-38 в начале 2024 года стал региональный перевозчик из Магаданской области — госпредприятие «Авиация Колымы» https://tehnoomsk.ru/archives/11911. При этом тогда в российских специализированных СМИ и блогах звучали сомнения о будущем данного вертолета и спекулятивные заключения о якобы возможном прекращении его производства. Почему Ми-38 снова стал актуален?
Начнем с того, что Ми-38 часто называют «долгостроем» в российской авиационной промышленности. Разработка его началась в 1980-х годах, в начале 1990-х начали изготовление двух первых образцов, но первый полет состоялся только в 2003 году. Причем в процессе изготовления и испытаний 6 опытных машин наблюдались метания, характерные для всего российского авиапрома тех лет: от отечественных двигателей ТВ7-117В к иностранным PW127TS (Pratt & Whitney Canada) и обратно.
Так или иначе, но более-менее понятные планы по Ми-38 оформились только к концу 2010-х годов. Тогда появилась модификация Ми-38Т (2018 год) полностью из отечественных комплектующих, ее стартовым заказчиком выступило Минобороны России. Всего к концу 2021 года было выпущено на Казанском вертолётном заводе 10 серийных машин.
Параллельно велась доработка российского двигателя ТВ7-117В. При модернизации, которая заняла несколько лет, удалось повысить характеристики вертолетного двигателя, увеличить назначенный ресурс основных деталей в 2 раза. Обновленная силовая установка успешно прошла летные испытания и сертификацию в 2023 году. В течение 2023 года были получены все соответствующие одобрения на изменения, и обновленный ТВ7-117В был запущен в производство в 2024 году. В том же 2024 году 2 Ми-38 были переданы для начала перевозок госпредприятию «Авиация Колымы». Машины показывают себя хорошо, что также повлияло на дальнейшее развитие программы.
Кроме того, стоит обратить внимание читателей, что ТВ7-117В представляет собой развитие турбовинтового авиадвигателя ТВ7-117СТ, который является одним из важных проектов российского двигателестроения последних лет, так как один его вариант используется на самолете Ил-114-300, а другой вариант создан — для нового самолета ТВРС-44 «Ладога». По вертолетному двигателю все испытания пройдены, и это уже серийное изделие для Ми-38. Производитель ТВ7-117В, российское предприятие «ОДК-Климов», отмечает, что у этого силового агрегата самый низкий расход топлива в своем классе двигателей (до 4 000 л.с.), имеется новая цифровая система автоматического управления и контроля типа FADEC, реализован объективный контроль основных параметров (мощность, топливная система, масляная система, вибрации и пр.) с выводом в кабину пилота.
Еще немного характеристик. Ми-38 имеет максимальную взлетную массу около 15,6 тонны, он может перевозить до 5 тонн груза (или 30 пассажиров) со скоростью до 300 км/ч. Дальность полета варьируется в зависимости от массы нагрузки — от 420 до 1200 км. Параметры салона вертолета — при длине 7 метров ширина составляет 2,36 метра, а высота — 1,84 метра (общий объем салона — 29,5 кубических метров). Экипаж машины составляет 2 человека.
Теперь к серийному производству Ми-38. Если для многих российских СМИ информация о плане по выпуску 9 Ми-38 в 2025 году стала неожиданной, то для нашего медиаресурса — нет. Еще в декабре 2023 года «Техносфера. Россия» рассказывала о том, что в 2024-2030 годах выпуск двигателей ТВ7-117В составит 86 единиц, из них 78 будут установлены на вертолеты Ми-38, а еще 8 будут использоваться в качестве подменных и запасных. Таким образом, с учетом того факта, что на каждом Ми-38 используются 2 двигателя ТВ7-117В, то можно легко понять, что имеется фиксированный заказ на 39 таких вертолетов до 2030 года.
Из новых данных, появившихся в апреле 2025 года по производству Ми-38, стоит обратить внимание, что приоритет сделан в пользу модификации Ми-38ПС (поисково-спасательный) для МЧС РФ. Российские спасатели планируют приобрести до 25 таких вертолетов для использования в Арктике, в том числе вдоль Северного морского пути.
Ми-38 часто ошибочно позиционируется как некая «долгожданная замена» семейству вертолетов Ми-8/Ми-17. Между тем, пока до серьезной замены этих машин еще очень далеко, да и выход на такие масштабы производства более крупного и грузоподъемного вертолета — дело небыстрое. Но, как уже говорилось, заказчики есть: для начала МЧС и военные, а дальше дойдет и до гражданских. Главное, что производственная программа начинает развиваться.
На фото: российский вертолет Ми-38. Источник фото: «Вертолеты России»