Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Статистика – вещь, с которой не поспоришь. На днях агентство «Автостат» выдало очередной ободряющий отчет, согласно которому продажи новых авто в России за февраль текущего года опустились на 24,9%. Подогрела и отчетность Минпромторга по динамике российского авторынка за февраль 2024–2025. Весь авторынок, а не только ниша легковых авто, сбавил обороты. Общее уменьшение продаж в феврале оказалось даже выше «Автостата», сейчас это 27%.
Казалось бы, автомобильный рынок пошел в «резкое пике»
Мало того, многие издания начинают намекать, что авторынок «обрушился». Но это не совсем так, Сравнение, что у «Автостата», что у Минпромторга выполнены в условиях сравнения с февралем 2024 г. Так что аналитика говорит: это скорее не пикирование, а устойчивое планирование. Правда, ситуация по разным категориям автотранспорта несколько отличается.
Итак, легковые автомобили в сравнении с февралем 2024 г снизились на 25%, и это, в целом, один из лучших результатов. Более стабильным выглядит только рынок легковых коммерческих авто, их показатель – снижение на 22%. Самыми провальными оказались автобусы — снижение на 60%, а также грузовики уменьшение на 48%.
Более детализированная аналитика Минпромторга приведена в таблице ниже
Это сведения, в целом, по России. И, кстати, ситуация не так уж и плоха. Разумеется, снижение продаж за год — это не очень приятный момент. Но, в принципе, процентный показатель ничего не говорит о динамике. Это средний показатель, у кого-то хуже, у кого-то лучше, а все сведения свалены в одну кипу. За год много чего было, и удешевление, и подорожание.
Гораздо интереснее сравнить данные за больший период, взять хотя бы два месяца: январь-февраль за 2024 г и за 2025 г. Это третья колонка данных таблицы. Уже видно, что легковые авто «упали» всего на 10%, легковые «коммерсы» на 8%, только грузовики и автобусы выглядят по-прежнему 40% и 49% соответственно.
Эксперты говорят, что самым показательным будет сравнение с предыдущим месяцем. То есть, сравнить февраль 2025 г с январем 2025 г. Хотя тут нужно учесть, что январь всегда был «ленивым» месяцем, чуть ли не половина трудовых дней занимают праздники. Но и февраль короче на 3 дня, что несколько компенсирует сравнение.
Теперь, если посмотреть внимательно на последнюю колонку, то окажется, что серьезные проблемы только у легковых автомобилей. В этой нише падение продаж составило 13%. Все остальные легковые коммерческие авто, автобусы и грузовики находятся в пределах статистической погрешности +-2%. То есть, скорее всего, составители отчета не владеют информацией о реальном положении вещей.
Уменьшение продаж на 13 % — это очень много
При том, что в январе количество дней работы автосалонов гораздо меньше, чем в феврале. То есть, реальная цифра февральского спада еще выше, где–то на уровне 15–18%. Об этом, кстати, говорит и поведение основных игроков на авторынке России – китайских брендов и российского АвтоВАЗа.
Двенадцать основных автопроизводителей из Китая неожиданно начали предлагать большие скидки на свои авто. Причем на машины 2024 г дисконт доходит до 10% от стоимости нового автомобиля. А в некоторых случаях, гибриды-кроссоверы премиум-класса предлагают с рекордной скидкой — до 20%. То есть, именно, эта группа и является основной. Но с точки зрения экономики ситуация не является, чем-то серьезным. Полтора года китайские автомобильные компании-производители демонстрировали рост продаж не менее 100%, в некоторых случаях даже до 400%. Теперь рынок просто приходит в норму.
А вот с АвтоВАЗом ситуация интереснее
По данным российской компании, если сравнивать с 2024 г, реализация снизилась всего на 4%. Но если сравнивать февраль 2025 г с январем 2025 г, то объем продаж машин бренда Lada даже увеличился на 28,4%. Эти сведения приводит ресурс «NTV.ru». То есть, АвтоВАЗ только чуть снизил цены на свои машины и одновременно выставил на рынок новинки с новой трансмиссией. Что, конечно, привело к росту продаж.
Еще одна интересная таблица из отчета Минпромторга. Это рейтинг продаж по регионам. Скорее всего, речь идет о показателях официальных автосалонов компаний в регионах.
Самым интересным является последняя строчка. Это процент проданных авто за пределами официальных дилеров. То есть машины, привезенные по параллельному импорту под заказ. И можно со 100% уверенностью утверждать, что это не китайские авто. Так что, похоже, что миф о полном засилье китайских машин на российском авторынке преувеличен.