Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сегодня мы расскажем про заброшенный недостроенный коллектор, где навсегда застрял горно-проходческий щит, завязший в плывуне и можно посмотреть весь технологический процесс строительства таких подземных сооружений.
Строилось это подземное сооружение в 1990-х гг. в качестве главного канализационного коллектора крупного города, но то ли из за выхода плывуна при аварии, то ли из за недостатка финансирования, объект так и не был достроен и был заброшен около 30 лет назад.
Так выглядит портал коллектора изнутри. За воротами видны складированные блоки сборной крепи, которыми когда-то перекрыли решётчатые ворота портала, по бокам которых осыпался грунт.
Осыпавшийся грунт создал импровизированную плотину, которая держит воду у входа. Глубина её здесь примерно по пояс.
Чуть ближе к порталу в своде была пробурена скважина и смонтирована труба бетоноспуска для наполнения вагонеток бетоном из автобетоносмесителя, который подъезжал на специально оборудованную площадку на поверхности. К сожалению фото торчащей трубы мы не сделали.
Практически сразу начинают попадаться смотанные остатки проводки временного освещения, питающегося от 36 вольт.
Коллектор должен был быть устроен самотёчным способом, поэтому тоннель имеет уклон.
И соответственно чем дальше мы уходим — тем меньше становится уровень воды в нём.
Спустя примерно 260 метров пути мы выходим к временным строительным переборкам с герметическими дверями кессона.
Для того, чтобы при строительстве предотвратить выход грунтовых вод в строящийся тоннель, в кессоне нагнеталось избыточное давление воздуха, которое выталкивало воду обратно в грунт. А чтобы рабочие при выходе из забоя не подвергались кессонной болезни, были устроены такие переборки тамбуров, обеспечивавших шлюзование при помощи поочерёдного открытия и закрытия гермодверей и постепенного выравнивания давления.
Сквозь переборку проходили трубы с шаровыми кранами и кабеля.
За первой гермодверью располагался длинный грузовой шлюз для состава с вагонетками, которыми откатывали вынутую пустую породу и подвозили бетонные блоки крепи с бетонным раствором. В самом полотне двери был предусмотрен небольшой глазок для визуального наблюдения.
С обратной стороны на гермодвери была двойная поворотная петля, обеспечивавшая лучшее прижатие её уплотнительной резинки к проёму.
Сам шлюз.
Который оканчивался ещё одной переборкой с гермодверью следующего шлюза для декомпрессии, где рабочие пережидали выравнивание давления и выход азота из крови.
Впоследствии все эти переборки должны были демонтировать.
Этот шлюз оканчивался третьей переборкой с ещё двумя гермодверями.
На дверных проёмах видны остатки рельс узкоколейки.
Вид на все шлюзы с четырьмя гермодверями. В нормальном положении при работах все они должны были быть закрытыми.
На стене кстати видна надпись ПК30, что означает 30-й пикет. Один пикет здесь равен 10 метрам, а это означает, что шлюзы заканчиваются на расстоянии 300 метров от портала.
Дальше тоннель уходит с небольшим уклоном практически по прямой в темноту.
Начинает появляться временная проводка.
Спустя ещё метров 100 уклон становится сильнее и воды практически не остаётся.
А ещё через несколько десятков метров тоннель плавно поворачивает налево и появляются сами рельсы узкоколейной железной дороги.
Здесь вид уже поинтереснее.
С отверстий для нагнетания бетонного раствора после сборки крепи текут ручьи грунтовых вод.
Появляются сталактиты.
А под ногами появляются следы выхода плывуна.
Представляющего собой песчано-глиняную довольно твёрдую смесь.
А в этом месте оканчивается готовый участок тоннеля, где хорошо виден переход дополнительного усиления железобетонной рубашкой.
При строительстве коллектора горно-проходческим щитом вынимается грунт и укладываются бетонные блоки сборной крепи, которые формируют свод тоннеля, а впоследствии во внутреннем диаметре тоннель усиливается железобетонной рубашкой толщиной около 15 см.
Дальше следов выхода плывуна становится всё больше. Грунты здесь оказались очень нестабильными и даже через мелкие технологические отверстия за годы намыло целые кучи песка с глиной.
И вот мы подходим к забою, где навсегда застрял горно-проходческий щит.
Под ногами валяется оставленная рабочими лопата.
Далее подходим к масляному баку, необходимому для работы гидравлики проходческого щита.
Рядом с ним стоят остатки электрощита с пускателями и автоматами для питания масляного насоса.
За ними из плывуна торчат остатки конвейерной ленты для загрузки вынутой при проходке породы в вагонетки.
Сам щит имел длину метров 10 и почти полностью похоронен в твёрдой песчано-глиняной смеси.
По какой причине в коллектор вышел плывун точной информации нам найти не удалось. Возможно это произошло уже после остановки строительства, когда объект был обесточен и прекратилось нагнетание избыточного давления, а может быть это случилось и во время работ при выходе из строя воздушных систем высокого давления.
Тем не менее часть щита ещё видна.
В частности видно балку с тельфером для подъёма блоков и цепной привод для их перемещения по горизонтали.
И в самом конце в небольшом пролазе видны домкраты, которые толкали щит при проходке.
Вот такая судьба сложилась у этого недостроенного коллектора, ну а на этом всё.
Поделись видео: