Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Ни для кого не секрет, что авиация ВСУ активно применяет американские и французские корректируемые бомбы. Наибольшая часть французских УАБ используется штурмовой авиацией, в частности на самолётах Су-25.
Штурмовики Су-25 ВСУ были адаптированы для применения французских управляемых авиабомб AASM Hammer после незначительной модернизации и интеграции специальных пилонов, аналогичных тем, что использовались для адаптации этих бомб на МиГ-29.
AASM Hammer (Armement Air-Sol Modulaire) — французский навесной комплект, превращающий неуправляемые бомбы в управляемые. Базовая версия AASM Hammer использует бомбы массой 250 кг (например, Mk 82), увеличивая общую массу до 340 кг после установки модулей. Хвостовой комплект с ускорителем позволяет увеличить дальность сброса до 60 км по техническим характеристикам. В реальности этот показатель ниже, но с учётом того, что такие бомбы используются на относительно простых самолётах, решение вполне оправданно.
Механика сброса AASM Hammer с Су-25 схожа с применением этих бомб на МиГ-29: сброс осуществляется с кабрирования. Не всегда эффективно, но в условиях насыщения фронта средствами ПВО — решение интересное.
Любопытно, что на фоне модернизации украинских Су-25 под высокоточные боеприпасы российские штурмовики этого же типа продолжают «наброс карандашей» — применение неуправляемых снарядов (НУРСов) с кабрирования. Спустя три года войны готового, интегрированного и массового решения для применения ФАБов с УМПК на Су-25 по-прежнему нет. Су-25 технически сохраняет возможность применения ракет с лазерным наведением (Х-25МЛ и Х-29Л), но с учётом специфики боевых задач штурмовых подразделений РФ (быстрая зачистка посадок, опорных пунктов и укрепрайонов) основной потребностью остаётся именно применение фугасных авиабомб. Сейчас для использования любого ФАБа с УМПК на передовой приходится привлекать фронтовой бомбардировщик Су-34.
Кроме того, на линии фронта из-за применения «карандашей» (С-8) с кабрирования Су-25СМ/СМ3 часто попадают в зоны действия ПЗРК «Игла», Stinger и Piorun. Ситуация для экипажей Су-25СМ может ухудшиться после передачи ВСУ нескольких сотен британских ПЗРК LMM Martlet с помехозащищённой лазерно-лучевой системой наведения и дальностью пуска до 8 км.
Конечно, ФАБы с УМПК, применяемые с Су-34, решают многие задачи на передовой, но такие решения необходимо масштабировать и распространять на Су-25. Причём делать это следовало ещё вчера.
Очевидно, что процесс переоснащения не будет простым: слабая энергетика полёта Су-25 и другие ограничения не позволяют применять его так же, как Су-34. Однако внедрение в боекомплект Су-25 тех же ФАБ-250 с УМПК или УМПБ Д-30СН (ближайших по характеристикам к французским Hammer) решило бы множество проблем, включая поддержку наземных штурмовых подразделений.
Само собой, разработка и внедрение — это сложный процесс, и написать об этом гораздо проще, чем реализовать на практике. Однако потребность в оснащении Су-25 высокоточными вооружениями появилась ещё в 90-е, а в условиях СВО она стала жизненно необходимой. Тем не менее российские Су-25 по-прежнему не применяют ФАБы с УМПК, и это вызывает как удивление, так и недоумение.
Поделись видео: