Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
- Выпускать серийный ЗИЛ-4421С на кольцевую гонку по треку не было никакого смысла
- И уже в 1990 г переоборудованные и перекрашенные в желтый цвет ЗИЛы 4421С «ринулись в гонку»
- Уже в 1993 г на гонках траков А.Маркин, один из лучших советских и российских пилотов, на своем ЗИЛе занял третье место в классе А
У большинства обывателей автогонки ассоциируются со спортивными болидами или по крайней мере с внедорожниками, мчащимися по африканской пустыне. На самом деле, самыми зрелищными, да так, что дух захватывает, остаются гонки грузовых траков – седельных тягачей без полуприцепа. Уже больше сорока лет существует международная гонка для траков — FIA European Truck Racing Championship. Участие в ней — это как олимпийские игры для спортсменов, очень почетно. И советские машины участвовали наравне с западными тягачами.
В 1989 г на Московском Заводе им. Лихачева сделали три экземпляра ЗИЛ-4421С. Хоть в релизе и была указана информация о том, что это серийные машины, на самом деле это были гоночные траки на базе нового тягача, существенно доработанного и «допиленного» вручную.
Выпускать серийный ЗИЛ-4421С на кольцевую гонку по треку не было никакого смысла
В первую очередь, из-за не особо мощного мотора. Дизель с ЗИЛа еще как-то держался на малых и средних оборотах, и этого в принципе хватало для транспортировки полуприцепа. Но на предельных нагрузках дизельный мотор выгорал в считанные часы, а иногда и минуты. Поэтому руководство завода профинансировало закупку моторов с коробками за границей, а это был 1990 г, еще времена СССР. Время сложное, и привезти три американских дизеля Cummins L10 с легендарными трансмиссиями Eaton было очень непросто, даже для московского завода с его связями.
И уже в 1990 г переоборудованные и перекрашенные в желтый цвет ЗИЛы 4421С «ринулись в гонку»
Состоялись первые заезды и гонки. Один из тягачей без ДВС и коробки временно взял в аренду британский фанат траковых гонок – Крис Ходж, он же владел фирмой, продающей подержанные и тюнинговые тягачи. Так что перекрашенный в фиолетовый цвет британский ЗИЛ 4421 С и получивший собственное имя «Никита» вступил в конкуренцию с советской командой. Понятно, что ударение на последнем слоге на французский манер, а не в честь Хрущева, как думали многие.
Как бы там ни было, но крутой мотор и коробка-автомат Allison NT-754 вывели ЗИЛ-Никита в число претендентов на победу. Надо сказать, что опыта у Ходжа было явно побольше, чем у советских мастеров.
Команда СССР просто понадеялась на хваленые Каммингс и коробку Эатон. В целом, «железо» неплохое, но не годилось для гоночных заездов по треку. Плюс механическая коробка хоть и надежная, но не обеспечивала оптимальную передачу. Или просто сказывалось отсутствие опыта у водителя. А опыт в таком деле ничем не заменишь. В общем, наши эксперты как-то определили, что лучшим вариантом будут гидромеханические автоматы на 7 степеней. А это на порядок дороже, плюс нужна валюта, а не советские рубли, и еще нужно было как-то убедить бюрократов в необходимости такой закупки.
В следующем сезоне 1992 г советские ЗИЛ 4421С получили дизель Caterpillar 3176 с наддувом Schwitzer на 900 л.с. и АКПП ZF 5HP-600. Двигатель сдвинули назад, поменяли электронику на Lucas Electronics, поставили ведущий мост Rockwell S-160. Изменилась развесовка, то есть нагрузка на задний мост выросла, значит и уменьшилось проскальзывание покрышек. Машины были переработаны до последней гайки, и это принесло результат.
Уже в 1993 г на гонках траков А.Маркин, один из лучших советских и российских пилотов, на своем ЗИЛе занял третье место в классе А
Если сравнивать достижения Маркина, то это все равно, как городскому футбольному клубу занять третье место на Чемпионате УЕФА. А дальше Завод имени Лихачева фактически потерял способность финансировать команду, и отечественные траки ушли из гонок. По оценкам экспертов, советские траки могли бы претендовать на призовые места в последующих гонках 1994-1995 г.
Надо сказать, что британский ЗИЛ-4421С был доработан Ходжем до немыслимого состояния. От тягача оригинальными осталась лишь рама и передняя часть кабины. Был выброшен весь лишний металл, даже облицовка стала из стеклопластика, новый мотор Caterpillar-TRD, но самое главное, у команды Ходжа появилось очень щедрое финансирование. Правда, теперь команда Ходжа получила пилота из Финляндии (Харри Луостаринена) и фактически полностью перешла под «чужое крыло». В результате еще одного цикла переделок, тягач сумел выиграть чемпионат Европы в 1997 г и обогнал хваленые траки Мерседеса и MAN.
Владимир Воробьёв
Поделись видео: