Loading...
Уцелевший символ бывшей Краснознамённой Амурской Флотилии: Бронекатер БК-302 проекта 1125 - новости Подоляка

Уцелевший символ бывшей Краснознамённой Амурской Флотилии: Бронекатер БК-302 проекта 1125

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Уцелевший символ бывшей Краснознамённой Амурской Флотилии: Бронекатер БК-302 проекта 1125

Мы неоднократно писали статьи про различные заброшенные объекты бывшей Краснознамённой Амурской Флотилии, расформированной в далёком 1955 г., а сегодня хотим поделиться фотографиями и историей настоящего главного символа базы КАФ, давным-давно ставшей городским жилым Краснофлотским районом, а именно бронекатера БК-302 проекта 1125, который установили на постамент на въезде в район базы КАФ в качестве мемориала Морякам-Амурцам, павшим в годы Великой Отечественной Войны.

Фото 1967 г. однотипного дунайского бронекатера БК-938 проекта 1125 на Амуре из архива мичмана Толстенко.
Фото 1967 г. однотипного дунайского бронекатера БК-938 проекта 1125 на Амуре из архива мичмана Толстенко.

История разработки бронекатера проекта 1125:

Ещё 12 ноября 1931 г. командованием РККФ было утверждено техническое задание на создание сразу двух типов речных бронекатеров — малый для реки Днепр, оснащённый танковой башней от танка Т-28 с 76,2-мм пушкой и большой для реки Амур, оснащённый двумя танковыми башнями с аналогичными орудиями. Оба катера должны были оснащаться дополнительным вооружением в виде башенных установок ПБК-5 с 7,62-мм пулемётами ДТ и умещаться в габарит железнодорожных платформ.

Так 22 июня 1932 г. в «Ленречсудопроекте» началась работа над бронекатерами проектов 1124 (большой) и 1125 (малый) для тактической разведки речных сил противника, тыловых действий, поддержки флангов сухопутных войск переброски десанта и обеспечения разведывательно-диверсионных подразделений. Работу над проектом артиллерийского бронекатера проекта 1125/II типа БКА №111 1938 г. начал конструктор Кюнстлер, а закончил главный конструктор Ю. Ю. Бенуа из «Речсудопроекта».

Не смотря на то, что уже к октябрю того же года проект был готов, оборонный заказ от ВМФ и пограничных войск НКВД на строительство 32-х таких катеров был получен лишь в 1934 г., после чего на Зеленодольском судостроительном заводе №340 им. Горького заложили первый катер. Впоследствии их стали строить и на заводе №344 в г. Молотов (Пермь), заводе № 194 (им. Андре Марти) и Ижорском заводе, а всего за 10 лет производства катеров проекта 1125 было построено 203. Причём большое количество катеров проекта 1125 также пошло на реку Амур в Амурскую флотилию, из за чего ранее принятое условное название «Днепровский тип» стало звучать не логично. Также 10 бронекатеров было построено по улучшенному проекту 1125У. С развитием проекта, на них использовались танковые башни от разных танков.

Помимо Амура и Днепра, эти катера поставлялись для Дуная, Каспия, Амударьи и на Балтийский флот.

Фото 1974 г. БК-302 перед установкой в качестве памятника, сделанное Б. К. Киселёвым.
Фото 1974 г. БК-302 перед установкой в качестве памятника, сделанное Б. К. Киселёвым.

История бронекатера БК-302:

Бронекатер БК-302 был заложен под строительным номером 153 на заводе №344 в июле 1943 г. по проекту 1125/II (тип 1943/IV) и спущен на воду весной 1944 г.

2 апреля 1944 г. он был включен в состав Каспийской военной флотилии и 20 мая ступил в строй, а 6 июня 1944 г. перешёл в состав 1-го отдельного гвардейского Пинского дивизиона БКА Краснознамённой Днепровской военной флотилии.

С 23 июня по 29 августа 1944 г. БК-203 принимал участие в Белорусской, а с 16 апреля по 8 мая 1945 г. в Берлинской наступательных операциях. Принимал участие в освобождении белорусских городов и в сражениях в Западной Европе.

После войны бронекатер вошёл в состав Дунайской Краснознамённой военной флотилии, которая с 1 января 1946 г. начала постепенное переформирование на штаты мирного времени и в начале 1960-х гг. БК-302 вместе с другими катерами этого проекта был поставлен на консервацию.

В 1964 г. БК-302 вместе с другими катерами был перевезён по железной дороге на Дальний Восток на реку Амур в г. Хабаровск, где в 1965 г. вместе с ещё десятком катеров вошёл в состав 12-й бригады 49-й Краснознамённой дивизии речных кораблей Тихоокеанского флота, сформированной в 1955 г. на базе расформированной в том же году Краснознамённой Амурской Флотилии. Причиной этому стали ухудшения отношений с Китаем, когда большинство старых бронекатеров уже было разоружено или попилено.

К слову, Амурская Флотилия была награждена орденом Красного Знамени за проявленные успехи в единственном за всю историю русских и советских речных флотилий полномасштабном артиллерийском бою речных флотилий 12 октября 1929 г. у г. Тунцзян, когда была разгромлена Сунгарийская флотилия и с 27 июня 1931 г. стала именоваться Краснознамённой.

Но уже с 1967 г. состав дивизии стал пополняться новыми катерами АКА проекта 191, в следствие чего оставшиеся старые бронекатера стали сбивать в звенья и постепенно отправлять на консервацию, коснувшейся и этого бронекатера, а с появлением в 1975 г. малых артиллерийских кораблей началась массовая утилизация бронекатеров проектов 1124 и 1125.

Фото 1974 г. БК-302 перед установкой в качестве памятника, сделанное Б. К. Киселёвым.
Фото 1974 г. БК-302 перед установкой в качестве памятника, сделанное Б. К. Киселёвым.

Создание мемориала:

Но БК-302 повезло и ещё в 1974 г. по инициативе Совета ветеранов Ленинского комсомола Краснофлотского района, архитектором В. П. Буркиным был разработан мемориал в честь Моряков-Амурцев, павших в годы Великой Отечественной Войны, основой которого стал БК-302.

В том же году бронекатер доставили в район неподалёку от места строительства для него бетонного постамента, где он лежал на земле на протяжении около полугода.

А 5 мая 1975 г. в преддверии празднования 30-летия Великой Победы, состоялась торжественная церемония открытия мемориала, на котором присутствовали ветераны КАФ, личный состав и командование 49-й ДивРЧК, а также высокопоставленные партийные руководители и представители администрации г. Хабаровск.

Общая концепция памятника представляет собой бронекатер, глиссирующий по волнам, вдоль которого были высажены хвойные саженцы, вымахавшие за прошедшие годы до полноценных деревьев. Сам же памятник внесён в списки выявленных объектов культурного наследия.

Фото 5 мая 1975 г. с моряками 49-й дивизии речных кораблей на открытии памятника, сделанное Николаем Ларичевым.
Фото 5 мая 1975 г. с моряками 49-й дивизии речных кораблей на открытии памятника, сделанное Николаем Ларичевым.
Фото 5 мая 1975 г. с моряками 49-й дивизии речных кораблей на открытии памятника из газеты Тихоокеанская Звезда.
Фото 5 мая 1975 г. с моряками 49-й дивизии речных кораблей на открытии памятника из газеты Тихоокеанская Звезда.
-7

Для начала сделаем круг почёта вокруг.

-8

Длина катера составляет 22,65 метра, ширина 3,54 метра, высота борта 0,91 метра, а осадка 0,6 метра.

-9

Для связи использовалась радиостанция «Ёрш» мощностью 50 ватт, действующая на расстояния до 80 миль. В качестве системы целеуказания использовались оптические прицелы «ПТ-4» и «ТМДФ-7».

-10

Максимальная скорость по течению составляет 13,6 узлов, против течения 10,8 узлов, а полное водоизмещение составляет 31,5 тонны. Дальность плавания до 178 миль по течению и 121 против при автономности до двух суток, а мореходность 3 балла.

-11
-12

В качестве главного двигателя на первых выпусках применялись бензиновые двигатели ГАМ-34БП мощностью 800 л.с. и ГАМ-34БС мощностью 850 л.с., а с 1942 г. поставленные в рамках программы «Ленд-Лиз» четырёхтактные двигатели Hall-Scott мощностью 900 л.с. и Packard мощностью до 1200 л.с.

-13
-14

Непосредственно в Б-302 стоял Packard 4M-2500-W-12 мощностью 1200 л.с. с 24-вольтовым генератором ДГ ГТ-4563-А.

-15

Экипаж катера состоял из 10 человек личного состава и одного офицера. Вместимость десанта до 30 человек.

-16

Вооружение катера составляли 76,2-мм пушка Ф-34 в башенной установке от танка Т-34-76, 12,7-мм пулемёты ДШК образца 1938 г. в турельных морских турельных установках МТУ-2, 7,62-мм пулемёт ДТ, четыре речных мины типа «Р» или шесть типа «Мираб». Для маскировки применялась дымовая аппаратура ДА-Т-4-БК-1125 и МДШ.

-17

Ну а теперь осмотрим палубу с вооружением.

-18

Турельные установки МТУ-2.

-19

Нижняя.

-20
-21
-22

Люки в машинное отделение.

-23

Броневая рубка с бронедверью.

-24
-25

Ещё один люк в трюм.

-26

Верхняя турель.

-27
-28
-29
-30
-31

И главное орудие в танковой башне.

-32
-33

Она до сих пор выглядит внушающей.

-34
-35
-36
-37

А в стволе видны нарезы.

-38

Вот такая история появления этого бронекатера.

-39

Ну а на этом всё.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии