Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
7 ноября 1977 года танки Т-72 «Урал» впервые были продемонстрированы мировой общественности на параде в Москве, посвященном 60- летию Октябрьской Революции. В этом же году машина была представлена для осмотра различным зарубежным военным делегациям ( в том числе французской ) на базе одной из подмосковных войсковых частей.
Работы по созданию модификации Т-72, ориентированной на экспортные поставки, стартовали в УКБТМ в 1975 году. При этом комплектация машины, в зависимости от страны-импортера могла несколько отличаться. Кроме того, на экспортном танке не применялись некоторые новые конструктивные решения, внедрявшиеся на машинах для Советской Армии ( в основном , касавшиеся элементов комплекса управления вооружением, боеприпасов новых типов, конструкций броневой защиты и системы коллективной защиты от оружия массового поражения).
Летом 1976 года Совет Министров СССР принял решение о передаче лицензии и технической документации на производство Т-72 Польше и ЧССР. Совместный протокол с ЦК КПСС по этому поводу появился в начале 1978 года. Помимо лицензионного производства, предусматривались также поставки танков в другие страны, как входящие в ОВД, так и развивающиеся, дружественные СССР. Экспортные варианты «Урала» выполнялись по спецификации » Изделие 172М-Э», «-Э1» и «-Э2». Все машины комплектовались башней с монолитным бронированием скул и упрощенной системой коллективной защиты , причем последняя имела два варианта исполнения , в зависимости от группы стран- импортеров. В состав боекомплекта входили выстрелы с БОПС 3БМ9 и 3БМ12, КС 3БК12 со стальной воронкой , а также штатные ОФС 3ОФ19. На танках спецификации «-Э1» и «-Э2» отсутствовали ( предположительно) крепления для монтажа колейных минных тралов, ставшее в дальнейшем характерной чертой экспортных машин УКБТМ.
Поставки танков «-Э» и «-Э1», предположительно, носили больше ознакомительный характер. Связано это было как с затягиванием сроков по организации лицензионного производства , так и неполным соответствием машины современным требованиям ( в частности , это касалось, например , прицела-дальномера ТПД2-49, чья эффективность очень сильно зависела от квалификации и зрительных возможностей наводчика). Тем не менее, машины этого типа, кроме уже упоминавшихся Польши и ЧССР , получили Югославия , а также Ливия, Алжир, Сирия, Ирак и Индия. Интересно, что в приведенных в конце статьи источниках имеются разночтения как по датам поставок, так и типам поставляемых машин. В этом отношении, например, сомнения вызывают поставки танков в Югославию- по другим данным, туда поставлялись уже танки спецификации «-Э2». Кроме того, в приведенных таблицах не указаны ряд стран, в которых 72-ки тоже находились на вооружении ( например, ГДР, Венгрия или Румыния).
Ответ можно найти в приведенных ниже источников. Помимо вновь выпущенных , за рубеж также поставлялись танки, находившиеся на вооружение Советской Армии. Для этого машины проходили соответствующую доработку, после чего передавались заказчику. Что касается спецификации «-Э2» , то эти машины оснащались уже лазерным прицелом-дальномером наводчика ТПД-К1. Именно такие машины по лицензии с 1981 года производились в ЧССР, а с 1982-в Польше . В дальнейшем они могли поставляться вышеназванным странам. «-Э2» сохранил броневую защиту на уровне базовой машины, а также, например, поворотные бортовые противокумулятивные щитки. Боекомплект пушки был увеличен с 39 до 44 выстрелов. В МТО устанавливался дизельный двигатель В-46-6 и доработанная трансмиссия.
В начале 80-х машина была доработана , в частности , устанавливались дымовые гранатометы системы «Туча», сплошные бортовые резинотканевые экраны. В дальнейшем была введена ходовая часть с увеличенным динамическим ходом опорных катков.
Доработанный образец в 1981 году получил обозначение Т-72М и изготавливался по спецификациям «-Э2», «-Э3» и «-4″. Что касается лицензионного производства этих машин, то в разных источниках также имеются разночтения. Например, согласно книги Д. Колмакова и С. Устьянцева » УКБТМ. 75 лет Тагильской школе танкостроения» в ЧССР и Польше указано, что Т-72М ( «-Э3») был поставлен на конвейер в ЧССР и Польше как раз в 1981 и 1982 году соответственно. Однако , существуют данные (3) что в эти годы на производство был поставлен все таки танк спецификации «-Э2». Косвенно это подтверждается также тем, что Т-72М стали мелькать в репортажах с парадов и учений только в конце 80-х годов. Производство «классических» Т-72М было начато только в 1985 году; год спустя на конвейер встал уже Т-72М1. В общем , здесь нет полной ясности развития событий. Танки Т-72М поставлялись на экспорт во все вышеуказанные страны ( кроме Румынии) , кроме того , среди импортеров во всех источниках указывается Финляндия, хотя в большинстве фото из этой страны фигурируют Т-72М1.
P.S. Кстати, по поводу Румынии. Получив примерно батальонный комплект 72-ек, Румыны передали несколько машин Китаю, с которым, кстати , у СССР в те годы были достаточно напряженные отношения. В Поднебесной «Урал» подробнейшим образом изучили и в дальнейшем его отдельные конструктивные решения использовались при создании современных китайских танков.
Поделись видео: