Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
Сегодня мы снова продолжаем наш большой рассказ о Центральном музее ВВС «Монино» и в этот раз остановимся на дальней стратегической авиации, способной нести ядерное вооружение и не только.
Историю создания музея мы уже рассказывали в первой части, так что повторяться не будем, а сразу перейдём к экспозиции.
И начнём мы со стратегического бомбардировщика Ту-4 «Изделие Р» с бортовым номером 01 красный, производившегося с 1947 по 1952 гг. и являвшегося первым советским серийным носителем ядерного оружия.
Он являлся улучшенной копией американского бомбардировщика B-29 и последним серийным поршневым тяжёлым бомбардировщиком в СССР.
Главным оружием Ту-4 была 1200-килограммовая ядерная бомба «Татьяна» с зарядом РДС-4Т мощностью 30 килотонн.
Также самолёт мог нести либо одну фугасную авиабомбу ФАБ-5000 или ФАБ-6000, либо 4 фугасные бомбы ФАБ-3000, либо 8 ФАБ-1500, либо ещё большее количество ФАБ-1000/ФАБ-500/ФАБ-250, донные якорные мины, химические и бронебойные бомбы.
Из оборонительного пушечного вооружения самолёт имел 10 23-мм скорострельных пушек НР-23.
Собственно подборка различных ФАБ-ов и других авиабомб.
Опытный самолёт-разведчик Ту-16Р-1 с бортовым номером 50 красный, созданный в 1954 г. на базе серийного тяжёлого реактивного многоцелевого самолёта Ту-16 «Изделие Н», производившегося с 1953 по 1963 гг. в различных модификациях.
Он был первым и единственным прототипом выпускавшегося с 1955 г. дальнего разведчика Ту-16Р «изделие 92», оснащённого семью фотокамерами, станцией активных помех и аппаратурой радиотехнической разведки.
А это модернизированная уже ракетоносная модификация Ту-16К-10-26 «Изделие НК-6» с бортовым номером 53 красный.
Он мог брать на борт сразу три вида ракет, причём комбинируя их в разной вариации.
В частности он был носителем крылатой ракеты воздушного базирования К-10С «Изделие 352» авиационного ракетного комплекса К-10, принятого на вооружение в 1961 г. и имевшая модификацию с ядерной боевой частью, испытанной на полигоне Новая Земля.
Крылатой ракеты воздушного базирования КСР-2 «Изделие 085» авиационного ракетного комплекса К-16, принятого на вооружение в 1961 г. и имевшая модификацию с ядерной боевой частью мощностью 1 мегатонна.
И сверхзвуковой крылатой ракеты воздушного базирования дальнего радиуса действия КСР-5 «Изделие Д-5» авиационного ракетного комплекса К-26, принятого на вооружение в 1969 г. и имевшая модификацию с термоядерной боевой частью мощностью 350 килотонн.
Дальний тяжёлый сверхзвуковой бомбардировщик в первоначальном серийном варианте Ту-22А «Изделие А» с бортовым номером 32 красный.
Это последняя двадцатая выпущенная машина базовой серийной версия Ту-22, производившегося с 1959 по 1969 гг. в разных модификациях.
Ту-22А являлся носителем ядерного оружия и мог брать на борт либо одну атомную бомбу 7У-31, либо одну атомную бомбу 246Н.
Всего было построено 2 прототипа и 311 серийных машин Ту-22 различных модификаций,но до наших дней их сохранилось лишь 11 штук в виде памятников и в музеях.
А это самый первый лётный экземпляр дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М0 с бортовым номером 33 красный, построенный в 1969 г. и положивший начало знаменитой серии Ту-22М «Изделие 45».
Свою историю этот проект берёт с постановления Совета Министров СССР № 1098‑378 от 28 ноября 1967 г., когда ОКБ Туполева была поставлена задача о проектировании Ту-22КМ с крылом изменяемой стреловидности на базе модификации ракетоносца Ту-22К.
В итоге вместо модернизированного Ту-22, была разработана совершенно новая машина Ту-22М0 «Изделие 45‑00», которая не имела совершенно ничего общего с Ту-22 кроме названия и впервые поднялась в воздух 30 августа 1969 г.
Всего с 1969 по 1971 гг. было построено 8 лётных экземпляров Ту-22М, один прототип и один планер для статических испытаний, из которых до наших дней сохранилось лишь два — один в Киевском музее авиации и второй здесь в Монино.
Уже позже в 1971 г. на базе Ту-22М0 был разработан Ту-22М1 «Изделие 45-01», в 1972 г. Ту-22М2 «Изделие 45-02», в 1977 г. Ту-22М3 «Изделие 45-03» и его последующие модификации, в 1990 г. Ту-22М4 «Изделие 45-10» не пошедший в серию и в 2012 г. последняя самая совершенная модернизация Ту-22М3М «Изделие 45-03М», которая стоит сегодня на вооружении ВВС России.
Есть на территории и второй лётный экземпляр выше упомянутого легендарного Ту-22М3 «Изделие 45-03» с бортовым номером 33 красный, фотография которого к сожалению не получилась из за сильного солнца и неправильных настроек камеры.
К тому же он ещё и стоит к пешеходной дорожке задом, поэтому посмотреть на него нормально не вышло, ведь теперь за ограждение к самолётам подходить запрещено, что сильно огорчает.
А этот гигант — единственный прототип сверхзвукового стратегического бомбардировщика М-50А с бортовым номером 12 синий, разработанный в ОКБ Мясищева в 1958 г.
Эта громадина весом 118 тонн имела длину 58 метров и размах крыльев 27 метров. Причём изначально по проекту взлётная масса составляла 238 тонн, из которых 70 % была массой топлива.
По проекту в грузоотсеке должно было располагаться бомбовое вооружение массой до 30 тонн или 16-тонная сверхзвуковая управляемая крылатая ракета М-61 со складными крыльями
Также серийные образцы предполагалось оснащать оборонительным вооружением в виде кормовой пушечной установки с дистанционным управлением, но на прототипе это реализовано не было.
Бомбардировщик должен был перемещаться со скоростью около 1000 км/ч без дозаправки на расстояния до 12 000 км, а с дозаправкой на 15 00 км и совершил свой первый полёт в 1959 г., но уже в 1961 г. все работы над ним были прекращены.
Всего М-50А совершил 19 испытательных полётов и даже принимал участие в воздушном параде в Тушине 9 июля 1961 г.
А теперь перейдём к самому интересному ракетоносцу.
Единственный экземпляр экспериментального сверхзвукового ударно-разведывательного бомбардировщика-ракетоносца Т-4 «Изделие 100» с бортовым номером 101 красный.
Он был разработан в ОКБ Сухого в рамках программы истребителя авианосцев «Проект 100» и построен в 1971 г. на Тушинском машиностроительном заводе.
Длина самолёта составляет 44,5 метра, а размах крыльев 22,7 метра. Максимальная взлётная масса составляла до 135 тонн. Экипаж машины при её гигантских размерах состоял всего из двух человек.
Т-4 должен был перемещаться со скоростью до 3200 км/ч на расстояния до 6000 км.
Интересно, что после взлёта, для перехода на сверхзвуковой режим полёта, носовой обтекатель поднимался в рабочее положение и экипаж мог смотреть вперёд только через перископ.
Вооружение ракетоносца должно было состоять из двух гиперзвуковых противокорабельных ракет дальностью действия до 500 км, в том числе и с ядерными боевыми частями, размещаемых на узлах навески под крыльями и свободно падающих бомб в сбрасываемом подфюзеляжном контейнере.
Кстати рядом лежат бомбы ФАБ-5000 М-54 и на заднем плане ФАБ-9000 М-54, о которой мы недавно пислаи отдельную статью.
Впервые Т-4 поднялся в воздух 22 августа 1972 г. и всего совершил 10 испытательных полётов, но уже в 1976 г. от проекта отказались в пользу ракетоносца Ту-160, который по сей день является главным стратегическим ракетоносцем ВВС России и выпускается в модернизированном варианте Ту-160М.
Без сомнения ещё один легендарный и единственный в мире серийный турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС «Изделие ВП-021», он же «Медведь» с бортовым номером 31 красный.
Эта модификация Ту-95 была создана в 1979 г. как носитель крылатых ракет на базе производившегося с 1968 по 1994 гг. дальнего противолодочного самолёта Ту-142МК и производилась до 1992 г.
Размеры самолёта огромные — длина со штангой топливоприёмника более 49 метров, а размах крыла и вовсе более 50 метров. Экипаж машины состоит из чеми человек.
И этот гигант с максимальной взлётной массой до 185 тонн может перемещаться со скоростью до 830 км/ч на расстояния до 10 500 км.
Изначально главным ударным оружием Ту-95МС были стратегические авиационные крылатые ракеты семейства Х-55 «Изделие 120» мощностью от 200 до 50 килотонн, располагавшиеся во внутрифюзеляжной подвеске на многопозиционной катапультной барабанной пусковой установке револьверного типа МКУ-6-5, на которой размещалось до 6 крылатых ракет.
Впоследствии Ту-95МС были модифицированы для применения стратегических крылатых ракет Х-101 и Х-102 класса «воздух-земля», в том числе и с термоядерными боевыми частями мощностью 250 килотонн.
На последующих модернизациях Ту-95МС была предусмотрена подвеска ещё десяти ракет Х-55 на четырёх подкрыльевых держателях, а в последних модификациях увеличен бомбовый отсек и установлено уже восемь наружных балок для размещения до 16 крылатых ракет Х-101.
Из бортового оборонительного вооружения Ту-95МС в зависимости от модификации имеет систему 9-К-037 с кормовой установкой ДК-12 на две 23-мм пушки АМ-23 или систему 9-К-502-II с двумя 23-мм двухствольными пушками ГШ-23.
А это второй опытный лётный прототип «95-2» с бортовым номером 4807 будущего серийного Ту-95 «Изделие-В», который был построен в 1952 г. и впервые поднялся в воздух 16 февраля 1955 г.
В процессе разработки самолёт был переделан в летающую лабораторию Ту-95ЛЛ по отработке и доводке новых турбо-винтовых двигателей ТВ-12, с которыми и было решено летом 1955 г. запускать в серийное производство стратегический бомбардировщик Ту-95.
Стратегический реактивный дозвуковой бомбардировщик 3МД с бортовым номером 30 красный, разработанный в 1960 г. и являвшийся модернизированной версией 3М «Изделие 201», производившегося с 1956 по 1960 гг. и в свою очередь являвшегося модернизированной версией М-4 «Изделие 103», производившегося с 1954 по 1956 гг.
К сожалению он стоит так, что нормально сфотографировать его сложно, Ведь подходить к экспонатам с дорожки теперь нельзя, да и единственный доступный ракурс мы тоже запороли, так что останавливаться на нём не станем, хотя это крайне интересная машина и на базе одной из её модификаций даже собирались испытывать ядерные двигатели, но до дела это так и не дошло.
Ещё на территории стоит первый прототип опытного перехватчика «128» с серийным номером 71281 будущего двухместного тяжёлого барражирующего перехватчика Ту-128 «Самолёт И», производившегося с 1962 по 1970 гг. и который не вписывался в другие подборки авиатехники, поэтому мы добавили его сюда.
Он совершил свой первый полёт 18 марта 1961 г.
На подвесах у него ракеты Р-4Т и Р-4Р.
Ну и в завершении ещё один не вписывавшийся в другие статьи многоразовый оперативно-тактический разведывательный беспилотный летательный аппарат Ту-141 «Стриж», производившийся с 1979 по 1989 гг.
И пусковая установка к нему.
Поделись видео: