Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Великая Отечественная война, ставшая для всего человечества страшной бедой, для советского народа была еще и периодом испытаний на выживание.
В послевоенное время было особенно тяжело: нужны были специалисты и техника для восстановления городов и сел, пострадавших в борьбе с фашистскими оккупантами.
Гитлеровцы, отступая, жгли и уничтожали, все что могли, поэтому техника требовалась практически на всех направлениях: нужно было восстанавливать сельское хозяйство, налаживать строительство и развитие всех индустрий и главное: обеспечить защиту Советского Союза от новых посягательств на суверенитет и целостность государства.
Требовалась техника, много и самой различной. Во время войны большинство заводов и предприятий, занимавшихся сборкой автомобилей, тракторов и механизмов, перешли на выпуск танков, самолетов и боеприпасов. Часть техники, остававшейся еще с периода начала войны, износилась и технически стала устаревшей.
Инженерам было дано поручение модифицировать более ранние проекты машин и тракторов, в которых особо чувствовалась нужда, а также разработать новые, перспективные и с широким спектром использования.
Особое место занимала техника на гусеничном ходу, которая могла бы работать в условиях бездорожья, и поэтому ее можно было бы использовать в самых различных направлениях.
За весь период существования СССР были созданы уникальные модели техники на гусеничном ходу, с помощью которой налаживалась экономика страны.
Особый интерес вызывают проекты, где техника выпускалась в ограниченном количестве.
Некоторые гусеничные трактора, к примеру, выпускались в единичном экземпляре, специально для масштабных строительств, и об их существовании знали в большинстве своем только проектировщики, создававшие проект, коллектив предприятий, где их собирали и люди, работавшие на этих машинах.
А-40
Эту модель боевого летающего танка, выпустили всего в одном экземпляре еще в период Великой Отечественной войны. Разработка была предоставлена в 1942 году и была названа А-40, или как ее еще называли ЛТ, где прототипом проекта был взят серийно выпускаемая модель танка Т-60.
На корпус танка закрепили двухблочное хвостовое оперение и коробка биоплана с крыльями, размахом в 18 м.
Взлет осуществлялся с помощью бомбардировщика ТБ-3РН, который буксируя, разгонял танк и помогал ему взлететь на необходимую высоту. По замыслу инженеров после посадки танк требовалось освободить от ненужных крыльев, и выполнял возложенную на экипаж задачу.
Первый пробный полет был совершен в начале сентября 1942 года, но когда бомбардировщик поднял танк в небо, двигатели самолета неожиданно начали сильно перегреваться, и буксировочный трос пришлось отсоединить.
Тем не менее, танк, планируя смог долететь до ближайшего аэродрома и совершить на нем посадку.
Переполох учиненный на аэродроме невозможно было передать словами: летчики, никогда не видевшие до этого гибрид танка и самолета были вынуждены поднять в небо свои машины по тревоге и только после того как все выяснилось, посадили самолеты на взлетные площадки.
Собственно, на этом все и закончилось по разработке проекта, но идея оказалась настолько хорошей, что инженеры еще неоднократно пытались довести интересное решение до конца.
Урал-5920
В конце 60-х годов одновременно несколько советских машиностроительных проектных институтов начали разработки по созданию грузового автомобиля повышенной проходимостью с возможностью доставки грузов в труднодоступные места.
Предоставленный в 1972 году готовый проект грузового вездехода Московским проектным институтом НАМИ на гусеничном ходу больше напоминал своим внешним видом трактор, чем автомобиль.
Ураловская кабина, установленная на двухсекционной раме, с двумя упорными тележками на гусеницах, «раздатка» с модели «Урал»-5920, ЗиЛовский силовой агрегат и ведущие мосты, вот все что коротко можно сказать об основных системах и оборудовании.
Проектанты назвали эту машину снегоболотоход на гусеничном ходу, и модель действительно хорошо показала себя на испытаниях в условиях полной непроходимости.
Преодолевая рвы глубиной в 2 м., и обладая грузоподъемностью в 8 т., такие машины легко продвигались в условиях полного бездорожья и потому идеально подходили для неосвоенных регионов Сибири.
Машины этой серии собирали поштучно, специально для работников осваивавших нефтяные разработки в глубинах Сибири, поэтому об их существовании знали совсем мало.
БТ361А-01 «Тюмень»
Еще один вездеход на гусеничном ходу, созданный в 1978 году, спроектированный специально для регионов крайнего Севера Специальным КБ «Газстроймашина», разработали по заказу работников обслуживавших газовые и нефтяные разработки в дальних регионах Сибири.
С грузоподъемностью до 36 т. вездеход предназначался для транспортировки негабаритных грузов в условиях отсутствия дорог и их собирали по специальным заказам, поступающим из Министерства газовой и нефтяной промышленности в единичных экземплярах.
В этом случае проектировщики приняли решение создавать машину сочлененного типа тележек на гусеничном ходу, усиливающих проходимость в самых сложных местах бездорожья.
Одна тележка находилась непосредственно под кабиной, другая под грузовой платформой и это был первый по своим техническим характеристикам проект с использованием прицепных устройств.
Для сборки вездехода конструкторы использовали агрегаты и узлы, которые уже выпускали другие автопредприятия, поэтому нечему удивляться, что проект во многом напоминал сразу несколько машин, выпуск которых уже был налажен автопромом.
Инженеры взяли практически ни в чем не измененный трактор «Кировец», установили под капотом дизельный двигатель ЯМЗ-240БМ мощностью в 300 л. с., разместили 16-и скоростную КПП, и с помощью карданных валов «опустили» крутящий момент к тележкам.
Ведущие колеса, благодаря одновременному крутящему моменту обеспечивали требуемую проходимость и возможность маневрировать даже в местах, где имелись провисы: ямах и канавах.
Благодаря удачно выбранной ширине гусениц, необходимой мощности и специальной разработке катков, машина обладала требуемой амортизацией и устойчивостью при передвижении.
Для перевозки грузов конструкторы собрали грузовую платформу, где на передней части закрепили лебедку с возможностью использовать устройство для погрузки-разгрузки грузов.
Машину использовали для транспортировки самых различных грузов, начиная от обычных контейнеров и заканчивая цистернами с горючим.
ДТ-10 «Витязь»
Проект двухзвенного вездехода на гусеничном ходу разрабатывали специально для регионов Сибири, для освоения и добычи различных природных ресурсов.
Несмотря на ряд сложностей, эта машина получила разрешение на серийный выпуск, но ввиду сложностей с оборудованием вездеходов этой серии успели собрать мало, всего несколько сот единиц.
Гусеничный транспортер сочлененного типа являл собой тягач, с кабиной, отсеком для перевозки людей и грузов и прицеп, в котором можно было перевозить как оборудование, так и обычные грузы.
Многотопливный мотор V12, мощностью в 710 л. с. запускался с помощью специальной пневмосистемы, для которой отдельно было закреплено несколько баллонов со сжатым воздухом.
Мотор такой мощности был рассчитан на доставку грузом весом до 10 т, при этом учитывалось, что машину будут эксплуатировать в условиях отсутствия дорог, на самых сложных участках.
«Витязь» является проектом, который до сих пор считается уникальным и не имеет аналогов. Проектанты учли, что машины подобного типа будут востребованы и для эксплуатации в других регионах, поэтому моторный отсек и бункер для перевозки людей и оборудования сделали закрытого типа.
К сожалению, выпуск этого вездехода был прекращен с распадом СССР, хотя после ряда модернизаций на ее изготовление пришло множество запросов.