Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Сегодня мы опять продолжаем большой цикл статей про Центральный музей вооружённых сил. В прошлых частях мы рассказывали его историю и показывали залы внутренних экспозиций музея, а в этой девятой части перейдём к осмотру уличной экспозиции и начнём мы с бронетехники.
Как обычно начнём осмотр с самых маленьких бронемашин и закончим брутальными монстрами.
Лёгкий пулемётный бронеавтомобиль «Фиат-Ижорский» на базе шасси легкового итальянского автомобиля Фиат, производившийся с 1917 по 1918 гг.
Средний бронеавтомобиль БА-6 на базе трёхосного шасси ГАЗ-ААА, производившийся с 1937 по 1939 гг.
Лёгкий бронеавтомобиль БА-64 на базе легкового автомобиля ГАЗ-64, производившийся с 1942 по 1946 гг.
Лёгкий бронетранспортёр БТР-40 он же ГАЗ-40, производившийся с 1950 по 1960 гг.
Бронетранспортёр БТР-152В1, разработанный в 1957 г. и производившийся до 1962 г., являющийся модификацией базовой версии БТР-152 на базе ЗИС-151, производившегося с 1947 г., но отличающийся системой регулировки давления в шинах и оснащением прибором ночного видения.
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 она же ГАЗ-41, производившаяся с 1963 по 1989 гг.
Колесный бронетранспортёр БТР-80, производившийся с 1984 по 2011 гг.
Авиадесантный бронетранспортёр БТР-Д, производящийся с 1974 г. в разных модификациях.
Передвижной пункт разведки и управления огнём артиллерии САО 1В119 «Реостат» на базе БТР-Д, производящаяся с 1982 г.
Гусеничная плавающая боевая машина пехоты БМП-1, производившаяся с 1966 по 1983 гг. Ныне производится вновь в более современных модернизированных версиях.
Гусеничная боевая машина пехоты БМП-2Д, разработанная в 1981 г. специально для боевых действий в Афганистане с усиленной бронёй как модификация стандартной БМП-2, производившейся с 1980 по 2008 гг.
Гусеничная плавающая боевая машина десанта БМД-1, производившаяся с 1968 по 1987 гг.
Теперь перейдём к танкам.
Первым стоит малый плавающий танк Т-38, разработанный в 1936 г. на базе танка Т-37А и производившийся до 1939 г.
Их сохранилось в мире меньше десятка.
Однобашенный лёгкий танк Т-26 образца 1933 г., являвшийся дальнейшим развитием двухбашенного Т-26 образца 1931 г., созданного на базе английского танка «Vickers» Mk.E.
Производился он до 1941 г.
Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7, производившийся с 1935 по 1940 гг.
Трёхбашенный средний танк Т-28, производившийся с 1933 по 1940 гг.
Всего в мире сохранилось около пяти танков Т-28 и несколько башен с элементами корпусов.
Но представленный здесь танк единственный, сохранившийся с родным орудием КТ-28, которые устанавливались на первые 360 танков выпуска.
Тяжёлый танк КВ-1, названный в честь Климента Ворошилова и производившийся с 1939 по 1942 гг.
Конечно же здесь есть и легендарный средний «Танк Победы» Т-34-76, производившийся с 1940 по 1944 гг., но его фотография не получилась и слева виден лишь его борт.
Рядом стоит и тяжёлый штурмовой танк КВ-2, производившийся с 1939 по 1943 гг.
Тяжёлый танк ИС-2М, названный в честь Иосифа Сталина, являющийся модернизацией 1957 г. штатной машины ИС-2, производившийся с 1943 по 1945 гг.
Средний танк Т-54-3 образца 1951 г., производившийся с 1952 по 1957 гг. и являющийся второй модернизацией Т-54, производившегося с 1945 по 1974 гг. в различных модификациях.
Плавающий танк ПТ-76, производившийся с 1951 по 1967 гг.
Модернизированный тяжёлый танк Т-10М, созданный в 1957 г. на базе танка Т-10 (он же ИС-5, он же ИС-8), производившегося с 1953 по 1966 гг. в разных модификациях.
Это был последний тяжёлый танк в отечественной истории танкостроения и с тех пор их больше не разрабатывали.
Средний основной танк Т-64А, производившийся с 1972 г. как модификация танка Т-64, производившегося с 1963 по 1969 гг.
Основной танк Т-80, производящийся с 1976 г.
Переходим к самоходной артиллерии.
76,2-мм самоходная артиллерийская установка СУ-76, производившаяся с 1942 по 1945 гг.
Средняя 85-мм противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-85, производившаяся с 1943 по 1944 гг.
100-мм противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-100, производившаяся с 1944 по 1956 гг.
122-мм тяжёлая самоходная артиллерийская установка ИСУ-122, производившаяся с 1943 по 1945 гг.
152-мм тяжёлая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152, производившаяся с 1943 по 1947 гг.
120-мм самоходно-артиллерийское орудие 2С9 «Нона», производившееся с 1979 по 1987 гг.
120-мм дивизионно-полковая авиадесантная самоходная артиллерийско-миномётная установка 2С9 «Нона-С», принятая на вооружение как основная модификация САУ «Нона», производивейся с 1979 по 1987 гг.
122-мм полковая самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика», производившаяся с 1968 по 1991 гг.
152-мм дивизионная самоходная артиллерийская установка 2С3 «Акация», производящаяся с 1968 г. по наше время в различных модификациях. Для неё были разработаны ядерные боеприпасы мощностью 1 килотонна.
240-мм самоходный миномёт особой мощности 2С4 «Тюльпан», производившийся с 1969 по 1988 гг. Для него также были разработаны ядерные боеприпасы мощностью 2 килотонны.
152-мм армейская самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С», производившаяся с 1976 по 1993 гг.
Для неё было разработано целое семейство ядерных боеприпасов мощностью от 0,1 до 2 килотонн.
203-мм самоходная пушка большой мощности 2С7 «Пион», производившаяся с 1975 по 1985 гг.
И конечно для неё тоже было разработано несколько видов ядерных боеприпасов разной мощности.
А эта громадина настоящая уникальность — сохранившаяся единственная опытная 406-мм самоходная артиллерийская установка особой мощности 2А3 «Конденсатор-2П», разработанная в 1957 г. на базе узлов шасси тяжёлого танка Т-10М.
Всего было построено четыре таких установки и один прототип.
Мощность его 406-мм орудия СМ-54 оказалось настолько большой, что при испытаниях при выстреле САУ откатывалась на несколько метров с разрушением узлов оборудования, а при выстреле имитатором ядерного боеприпаса такого калибра повреждались ведомые колёса. После попыток устранения недостатков конструкции, в 1960 г. разработка проекта была прекращена.
Ну а это настоящий унифицированный бронепоезд БеПо-43, разработанный в 1943 г. и ставший самым удачным проектом бронепоездов военного периода.
Типовой БП-43 состоял из одного бронепаровоза серии Ов, четырёх орудийных площадок ПЛ-43 на базе 20-тонных двуосных платформ с одной башней от танка Т-34 на каждой и бронёй толщиной до 45-мм, одной зенитной платформы ПВО-4 с двумя 37-мм зенитными автоматами 61-К и бронёй до 30-мм, а также четырёх контрольных двуосных платформ.
Здесь же на самом деле сборная солянка из сохранившихся до наших дней двух броневагонов и локомотива от этого типа бронепоездов.
Базой для непосредственно этого бронепаровоза служил паровоз Ов.5067, выпущенный в 1896 г. и прозванный «Овечка». На его тендере размещалась рубка командира и башня зенитной установки с пулемётом ДШК.
Более того, эта сохранившаяся часть бронепоезда снималась в двух фильмах — «Крепость на Колесах» с Михаилом Пуговкиным 1960 г. и «Армия Трясогузки» 1964 г., во время съёмок которого на башню и борта понаварили бутафории, чтобы придать вид бронепоезда времён Гражданской войны.
А в 1965 г. БП-43 стал одним из главных экспонатом Центрального музея Вооружённых Сил.
В 1995 г. открывшийся музей на Поклонной горе попросил на время у музея платформы ПЛ-43 и ПВО-4, но в срок не вернул и они оставались стоять там на протяжении 24-х лет, пока в 2019 г. ЦМВС за свой счёт всё-таки забрал их обратно в экспозицию. Весь 2019 г. сотрудники музея, волонтёры, железнодорожники и прочие неравнодушные люди работали над восстановлением исторического вида и приводили в порядок бронепоезд. Срезали всю наваренную бутафорию, разблокировали танковую башню, произведённую в 1942 г. и вообще провели колоссальную работу.
И теперь этот красавец снова открыт для посещения в своём историческом обличии.
А напоследок ещё небольшая площадка, посвящённая инженерным войскам.
Площадка с бетонными пулемётными колпаками.
Колейный механизированный мост КММ, разработанный в 1959 г. на шасси ЗИЛ-157Е.
Танковый мостоукладчик МТУ-12 на базе танка Т-54, производившийся с 1955 г.
Гусеничный плавающий транспортёр К-61, производившийся с 1950 по 1965 гг.
И пара (левый и правый) гусеничных самоходных полу-паромов, образующих самоходный паром ГСП-55, производившийся с 1957 по 1979 гг.
В следующих частях мы покажем другие площадки военной техники, а на этом пока что всё.
Поделись видео: