Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

Недавнее ЧП в проливе с участием двух танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» вновь поставило вопрос о безопасности старых судов и готовности к штормам.
Оба танкера были построены еще в 60-е годы и рассчитаны на волны не выше двух метров. Семибалльный шторм превысил эти пределы — и история повторилась: такие суда уже разрушались в 1999 и 2007 годах.
Почему суда вышли в море?
Главный вопрос, который задают эксперты: зачем экипажи отправились в рейс в условиях явной угрозы?
- Возможно, у моряков не было полной информации о прогнозе.
- Есть версия, что решение приняли под давлением обстоятельств.
- По имеющимся данным, капитанов предупреждали лишь о сильном ветре, который обычно не мешает выходу в море.
Масштабы аварии
В воду попало около 3700 тонн мазута — это втрое больше, чем в 2007 году (1300 тонн) и почти в пять раз больше разлива 1999 года (800 тонн). Для региона это рекордное загрязнение.
Особенность нынешней катастрофы — в типе топлива. Впервые в таких количествах в море оказался мазут М-100: тяжелое топливо, относящееся к одной из самых трудных для ликвидации групп.
Почему М-100 так опасен
У этого мазута двойственная природа:
- плотность снижает токсичность в воде — он хуже испаряется и растворяется;
- но именно из-за тяжести он оседает на дно или распределяется в толще воды, а не остается на поверхности.
Это означает, что страдает не только поверхность моря, но и дно. Донные организмы гибнут, рыбы задыхаются из-за забитых жабр. Бактерии начнут разрушать мазут, но процесс растянется на годы.
Долгосрочные последствия
- Штормы поднимают мазут со дна и выбрасывают его на берег, загрязняя пляжи.
- Сера и ванадий из мазута делают почву токсичной.
- Животные и птицы оказываются в ловушке: мазут прилипает к шерсти и перьям, мешает летать и плавать. Пытаясь очиститься, птицы заглатывают яд. Даже выжившие особи могут давать ослабленное потомство.
После аварии в Новороссийске в реабилитационные центры поступали десятки птиц с химическими ожогами — нынешняя ситуация грозит повторением.
Кто и как будет убирать мазут
- В море часть работы сделают бактерии и микроорганизмы, но процесс занимает до десяти лет.
- На берегах без людей не обойтись: липкие массы приходится собирать вручную, вместе с загрязненным слоем грунта.
- Чтобы поднять тысячи тонн мазута со дна, нужны сотни водолазов и годы усилий.
Что говорят ученые
Мнения разделились. Одни считают, что экосистема справится за 1–2 года, другие называют сроки в десятилетие. Эколог Каваносян, анализируя последствия аварии 2007 года, отмечал: «бактериям требуется около десяти лет для завершения очистки». Вероятно, нынешний разлив станет проверкой этой оценки.
Удар по рыбе и донным экосистемам
Первые последствия заметят рыбаки: пострадают бычок, кефаль, камбала, ставрида. Мазут оседает в донных отложениях, где накапливаются токсичные вещества, включая полициклические ароматические углеводороды (ПАУ). Эти соединения канцерогенны и опасны даже в малых концентрациях.
Экологи уже обсуждают биотехнологические методы ускоренной очистки — внесение в воду специализированных бактерий-деструкторов нефти. Но масштаб задачи огромен.
История повторяется
Разливы мазута — не редкость для Черноморского побережья. Волонтеры не раз собирали сотни мешков загрязненного грунта на пляжах от Анапы до Тамани. Но нынешний случай выделяется не только масштабом, но и сложностью: последствия будут ощущаться годами, пишет источник.
Фото: sibkray.ru
Поделись видео:








