Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Михаил родился и вырос в крестьянской семье одного из сел Запорожской области. Однако тянуло его не к земле, а в небо. После семилетки перебрался в город, устроился работать в фотоателье и записался в аэроклуб. Окончил его в сороковом году, перед призывом в армию. Естественно, его направили на учебу в школу пилотов.
На фронт он попал в феврале сорок второго года. Летал на И-16, И-153 и Як-1. В мае сорок второго в группе из шести истребителей Як-1, прикрывавших переправу, вступил в бой с тремя десятками Ю-88, которые сопровождала восьмерка Ме-109.
Несмотря на явное неравенство сил, советские истребители вынудили немецкие бомбардировщики отбомбиться, не долетев до цели. В этом бою он открыл свой боевой счет, записав на него первый Ю-88. В июле он сбил еще два бомбардировщика Хе-111 и истребитель Ме-109. За эти победы его представили к ордену.
За всю войну он совершил почти 380 боевых вылетов, в которых провел более сотни воздушных боев, сбив полтора десятка самолетов лично и четыре в группе. Последний из них он записал на свой счет 1-го мая сорок пятого года. Войну закончил старшим лейтенантом и заместителем командира эскадрильи. На кителе пять орденов и две медали.
К званию Героя его представили еще весной сорок четвертого года, однако бумаги слишком долго гуляли по инстанциям, указ о награждении вышел только спустя год после войны, в мае сорок шестого. В составе сводной колонны Белорусского фронта прошел по Красной площади на Параде Победы.
В мае сорок девятого года майор Косса окончил высшую офицерскую школу штурманов, однако получил назначение командиром звена в учебном центре ДОСААФ. Это не просто серьезное понижение в должности, фактически это увольнение из ВВС. В конце сентября его арестовали, предъявив обвинение в измене Родине. Спустя полгода он был приговорен к смертной казни и расстрелян. Что же случилось с прославленным летчиком, и почему так неожиданно и трагически оборвалась его карьера?
Причина довольно простая. Было в его фронтовой биографии одно черное пятно, которое наложило несмываемый отпечаток на всю его жизнь и, в итоге, стала косвенной причиной смерти, спровоцировав его на необдуманный поступок, оцененный столь сурово. Вернемся в сорок второй год.
Тот первый орден Красного знамени он так и не успел получить. Уже в начале августа он был сбит над территорией противника и выбросился с парашютом. Приземлился довольно удачно, на крышу сарая в одной из деревушек. Немцы его не заметили. А хозяйка подворья спасла ему жизнь, выдав за своего мужа. Его даже два раза арестовывали местные полицаи, но ей удавалось его отпросить. Только через пять месяцев, когда деревню освободили наши войска он вернулся в свою часть.
Многих после подобных случаев отстраняли от боевой работы, однако его оставили на фронте. Вероятно, еще чувствовался дефицит опытных летчиков. Впрочем, в некоторых источниках пишут, что прежде чем опять полететь он пару месяцев провел в штрафбате.
Несмотря на то, что он прошел проверку (и даже «искупил» вину, повоевав в штрафбате), у бдительных особистов он остался на особом учете. Не помогли и последующие подвиги, и награды, даже то, что он стал Героем. Почти полугодовое пребывание на оккупированной территории ему не забыли. Возможно, поэтому так и тянули с присвоением высшей награды, почти два года на рассмотрении.
После войны все это не закончилось. Несколько лет постоянных вызовов на ночные допросы, где он исписывал горы бумаги, в сотый раз излагая подробности своего нахождения за линией фронта. Начались проблемы с женой, причину, по которой его не бывало дома по ночам она объясняла по-своему. Вершиной кризиса стало его увольнение из вооруженных сил, он понял, что его просто вышибли. Михаил стал пить. Естественно, отношения в семье от этого лучше не стали, более того стала нарастать обида и злость на власть.
После очередной ссоры с женой, будучи крепко выпившим, он пообещал ей, что она этот день еще запомнит ушел на аэродром. Через небольшой промежуток времени учебный Як-9Т поднялся в воздух и полетел в сторону границы с Румынией. Следователю Косса потом объяснил свое состояние:
«Сесть в самолет и улететь… Куда, сам не знал. Когда сел в самолет, то принял решение лететь за границу, так как в этот момент прорвалось мое озлобление за понижение в должности, за переводы из одной части в другую, за недоверие».
В полете он протрезвел и решил вернуться. Однако, он уже настолько далеко залетел вглубь территории Румынии, что бензина на обратную дорогу уже не хватало. Косса сел на румынском аэродроме. Полицейским сказал, что, преследуя самолет нарушителя заблудился и попросил два ведра бензина, чтобы немедленно возвратиться в свою часть, пока его не хватились. Румыны альтруизмом не страдали. Михаила Коссу арестовали и передали советским властям.
На следствии выплыли неприятные факты про родственников. Его родители в войну тоже остались на оккупированной территории. Двоюродный брат служил в полиции и был убит партизанами. Муж сестры тоже пошел в полицаи и находился в розыске. Бывшие сослуживцы вспомнили, что Косса хвалил немецкую технику и дома, говорил, что немцы живут лучше.
В итоге, обвинение разрослось. Суть его заключалась в том, что, оказавшись в сорок втором году на оккупированной территории Косса согласился на сотрудничество с немцами, с сорок третьего года вел антисоветскую пропаганду, а в Румынию бежал не просто так, а с целью выдать США и Англии военные тайны советской авиации.
Косса во всем сознался. Впрочем, на суде от всего отказался, заявив, что признания у него вырвали пытками. Похоже и следователи решили, что немного переборщили, обвинение затребовало по таким серьезным статьям всего двадцать пять лет лагерей. Однако суд приговорил его к смертной казни без права на обжалование. Приговор привели в исполнение в этот же день. Через год посмертно лишили всех званий и наград.
Судя по всему, это была показательная порка в назидание другим авиаторам, чтобы знали, как летать туда, куда не надо.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Михаила Коссу реабилитировали спустя полтора десятка лет, летом шестьдесят шестого года. В его действиях не нашли состава преступления. По решению этого суда Косса только нарушил правила проведения полетов и дисциплину, самовольно подняв в небо самолет, находясь в нетрезвом состоянии. В целом, административно-дисциплинарный проступок. Звания и награды ему вернули. К сожалению, тоже посмертно.
Поделись видео: