Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Ракетоносец — бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами морских и наземных целей днем и ночью, в любых метеоусловиях.
История создания
Работы по созданию дальнего бомбардировщика-ракетоносца «145» (Ту-22М) с крылом изменяемой геометрии были начаты в ОКБ А.Н. Туполева в 1965 году. Машина рассматривалась как дальнейшее развитие линии самолета «105» (Ту-22), «106» направленное на увеличение скорости, дальности и улучшение взлетно-посадочных характеристик исходного самолета. Замысел создателей самолета «145» состоял в интеграции хорошо отработанного планера, бортовых систем и вооружения бомбардировщика Ту-22 с крылом изменяемой стреловидности и перспективными двигателями, создававшимися для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.
Основным вариантом боевого применения самолета «145» являлся вариант ударного самолета, способный атаковать цели на средних и больших высотах во всем диапазоне достижимых скоростей. В условиях сильной ПВО самолет должен был действовать как маловысотный носитель ракет или бомбардировщик, преодолевая зону ПВО на высотах до 200 м со скоростью 1 200 км/ч, что гарантировало ему высокую неуязвимость и возможность с большой точностью поражать малоразмерные неподвижные и подвижные цели бомбами или ракетами (самолет можно было использовать для борьбы с шахтными или мобильными ракетными установками). Обладая значительной дальностью полета на сверхзвуковой и дозвуковой крейсерской скоростях самолет мог использоваться в условиях локального размещения средств ПВО как высотный ракетоносец-носитель одной ракеты Х-22 с различными типами ГСН (самолет «145К»), в том числе и с пассивными ГСН для уничтожения стационарных и мобильных РЛС, а также самолетов ДРЛО.
Было создано несколько модификаций машины: Ту-22М-0 — опытный самолет («145», 1969); Ту-22М-1 — малосерийный самолет (1971); Ту-22М-2 (1973), Ту-22М3 (1977) — серийные бомбардировщики; Ту-22МП — самолет радиоэлектронного противодействия; Ту-22МР — разведывательный самолет (1989).
Бомбардировщик — ракетоносец Ту-22М3 в отличие от предшественников имел новые двигатели, воздухозаборники с горизонтальным клином, усовершенствованное шасси, бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение, а также увеличенный угол стреловидности крыла. Кроме того, в соответствии с протоколом договора ОСВ-2, была снята штанга топливоприемника системы дозаправки в воздухе. Демонтаж со всех Ту-22М, находившихся на стапелях и в строю, оборудования заправки топливом в полете значительно ограничил возможности всего авиационно-ракетного комплекса.
Самолеты типа Ту-22М выполнены по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой геометрии, цельноповоротным стабилизатором и однокилевым вертикальным оперением. Конструкция планера изготовлена, в основном, из алюминиевых сплавов. Крыло состоит из неподвижной части и поворотных консолей.
Силовая установка Ту-22М3 имеет два турбореактивных двигателя ДТРДФ НК-25, выполненных по трехвальной схеме и оборудованный новейшими системами электронной автоматики, позволявшими максимально оптимизировать работу двигателя на различных режимах.
Топливо размещено в интегральных баках, расположенных в центральной части фюзеляжа, в нижней части киля, центроплане, неподвижной и подвижной частях крыла. Общая емкость баков — 50 000 л, заправка выполняется в течение 25-30 мин.
В форкиле размещена ВСУ. В хвостовой части фюзеляжа имеются узлы навески двух стартовых ускорителей.
Экипаж размещается в 4-х катапультных креслах КТ-1. В передней части установлены кресла первого и второго
На самолете установлен комплекс пилотажно-навигационного оборудования, включающее инерциальную навигационную систему повышенной точности. Система автоматического управления полетом обеспечивает полет по заданному маршруту с выдерживанием запрограммированного профиля. В состав бортового комплекса включена ЦВМ. Кроме того комплект оборудования включает: РЛС «ПНА», обеспечивающая обнаружение наземных и морских целей; оптический бомбардировочный прицел с ТВ каналом; инерциальную навигационную систему. Имеется комплекс РЭП.
Ту-22М не имеет системы автоматического огибания рельефа местности, как его американский аналог В-1, однако он способен совершать относительно продолжительный маловысотный полет для уклонения от поражения средствами ПВО противника. Так, в 1975 г. группа самолетов Ту-22М-2 совершила длительный маловысотный полет, на участках которого высота уменьшалась до 40-60 м.
Ракетное вооружение Ту-22М3 включает высокоскоростные (до М=3) крылатые ракеты Х-22МА (одну полуутопленную под фюзеляжем и две под крылом) и гиперзвуковые (М=5) управляемые ракетами малой дальности типа Х-15 (6 — на многопозиционной барабанной пусковой установке в фюзеляже и 4 — на внешних узлах подвески под крылом и фюзеляжем).
Бомбовое вооружение, состоящее из обычных и ядерных свободнопадающих бомб, располагается в фюзеляже (до 12000 кг) и в отсеке вооружения, на двух подфюзеляжных и двух подкрыльных многозамковых бомбодержателя (69 бомб по 250 кг или 8 бомб по 1500 кг).
Оборонительное вооружение включает пушку ГШ-23 (калибр 23 мм, 4000 выстр./мин) с дистанционной системой управления, имеющие телевизионный и радиолокационный каналы.
Самолет Ту-22М3 начали поступать в части ВВС и ВМС в середине 80-х г.г. В течении 6 лет налаживание производства Ту-22М3, его освоение и эксплуатация велось параллельно с его предшественником Ту-22М-2.
Рассматривалась возможность продажи экспортного варианта самолета Ту-22М3 зарубежным странам (в качестве потенциальных покупателей назывались такие страны, как Иран и Китай), однако по ряду политических причин до настоящего времени ни одного контракта так и не было заключено.
Самолеты Ту-22М-2 и Ту-22М3 применялись на заключительном этапе войны в Афганистане в 1987-1989 гг., где они наносили мощные бомбовые удары по скоплениям войск противника (использовались, в частности, бомбы большой мощности ФАБ-3000).
В настоящее время АНТК им А.Н.Туполева ведет работы по дальнейшей модернизации бомбардировщика Ту-22М3. Предусматривается оснащение самолета новыми системами высокоточного оружия (новые КР, корректируемые бомбы), обеспечивающее поражение не только стационарных стратегических и крупных подвижных целей, но и малоразмерных тактических целей. Совершенствуется БРЭО (в частности, установка новой БРЛС), снижение радиолокационной заметности.
Ведутся работы по продлению срока службы самолетов до 35 лет. Таким образом, Ту-22М еще долго будет составлять основу ударной мощи наших Дальней авиации и авиации ВМФ.
В 2018 году в рамках масштабной программы модернизации авиационных комплексов стратегической и дальней авиации был создан первый глубоко модернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М. В результате глубокой модернизации на самолете был установлен новый комплекс современного цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. Результатом проведенных работ стало значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса, включая повышение боевой эффективности и увеличение боевого радиуса. Первый полет глубоко модернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М совершил 28 декабря 2018 года.
Основные характеристики Ту-22М3
| Экипаж, чел | 4 |
| Максимальная боевая нагрузка, т | 24 |
| Масса , т пустого самолета максимальная взлетная | 126 |
| Дальность полета, км: дозвуковая действия(нагрузка 12 т, сверхзвук) действия (нагрузка 12 т, дозвук) | 7 000 до 1 850 2 410 |
| Скорость, км/ч максимальная максимальная у земли крейсерская взлетная посадочная | 2 300 1 050 930 370 285 |
| Практический потолок, м | 13 300 |
| Силовая установка Двигатели ТРДДФ Тяга одного двигателя, кгс Удельный расход топлива, кг/кгс*час | 2 x НК-25 до 25 000 до 1,7 |
| Длина разбега, м Длина пробега, м | до 2 100 до 1 300 |
| Габариты самолета, м: длина высота размах крыла | 42,46 11,08 34,28/23,30 |
| Вооружение Крылатые ракеты Х-22М Аэробаллистические ракеты Х-15 Бомбовая нагрузка (норма/макс), т Пушка ГШ-23 | 3 10 12/24 1 |
Фото
Производство и эксплуатация
Программа производства и эксплуатации Ту-22М3 готовилась и выполняется на основе «жизненного цикла» машины Ту-22М-2. Длительное время Ту-22М-2 и Ту-22М3 строились и эксплуатировались параллельно.
Головной Ту-22М-2 совершил первый полет 7 мая 1973 года, совместные испытания и доводки проводились на нескольких машинах до 1975 года. На основании полученных результатов летных испытаний Ту-22М-2, а также большого объема проведенных доводок и испытаний систем оборудования и вооружения, комплекс К-22М в августе 1976 года принимается на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ. Ту-22М2 находился в серийном производстве до 1983 года, всего построено 211 Ту-22М2.

Испытания первых Ту-22М3 показали, что по своим летно-тактическим характеристикам самолеты новой модификации значительно превосходят Ту-22М2: максимальная скорость увеличилась до 2000-2300 км/ч, тактические радиусы действия — на 14-45 % в зависимости от режима полета. Суммарная боевая эффективность Ту-22М3 возросла по сравнению с Ту-22М2 в 2,2 раза. Совместные государственные испытания Ту-22М3 завершились в 1981 году и самолет был рекомендован к принятию на вооружение. С 1981 по 1984 годы самолет проходил дополнительный комплекс испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями. Новые системы вооружения потребовали дополнительного времени на их доводку и испытания, поэтому в окончательном виде Ту-22М3 официально принимается на вооружение только в марте 1989 года.
Первыми из строевых частей в Дальней авиации Ту-22М получил 185-й Гвардейский ТБАП в Полтаве. В сентябре 1974 года в Полтаву пришли две машины, а в сентябре три машины. Личный состав полка переучивался на Ту-22М2 с Ту-16, что было типично, полки вооруженные Ту-22 не перевооружались на новую технику, а еще долго продолжали летать на своих «аннушках». Полк достаточно быстро освоил новые машины и комплекс, начались первые пуски ракет Х-22М. В том же 1974 году Ту-22М2 начали поступать в строевые части авиации ВМФ. В течение 70-х и 80-х годов еще несколько полков ДА и авиации ВМФ перешли на Ту-22М2 и Ту-22М3.


Согласно официальным данным на 1990 год в Европейской части СССР базировалось 257 Ту-22М2 и Ту-22М3, которые состояли на вооружении 12 полков ДА и авиации ВМФ (4 полка базировались в России, 5 полков — на Украине, 2 — в Белоруссии и 1 полк — в Эстонии). Еще около 60 машин эксплуатировались в полках, находившихся в Азиатской части СССР (полк ДА в Белой и два полка в составе ТОФ). После развала СССР самолеты Ту-22М остались только в составе ВВС России и Украины, из Белоруссии самолеты вывели на территорию России.
На 1992 г. в ВВС СНГ насчитывалось 380 Ту-22М-2 и Ту-22М3. ВВС России располагает 130 самолетами Ту-22М. Еще 105 машин этого типа имелось в морской авиации. В результате сокращения российской авиации в строю сохранятся лишь бомбардировщики Ту-22М3 и их варианты. Украина имеет в составе своих ВВС 55 самолетов типа Ту-22М.
Поделись видео:



















