Добавь сайт в закладки! Инструкция по ссылке.
12 августа 1955 года СССР запустил амбициозную программу создания ядерной авиационной силовой установки (ЯСУ). Идея — в течение 20–30 лет построить боевые самолёты с реактором, способные находиться в воздухе почти без ограничений.
Разработкой занимались КБ Туполева и Мясищева, реактор создавался в Курчатовском институте под руководством академика Александрова. В качестве летающей лаборатории выбрали стратегический Ту-95М. Его переделали для испытаний влияния работающего реактора на аппаратуру, проверки биологической защиты и отработки эксплуатации ЯСУ.
В 1958 появился наземный стенд и Ту-95ЛАЛ («заказ 247») с реактором в грузоотсеке на гидроподъёмниках. Первые испытания прошли в 1959 году, а в 1961-м самолёт выполнил 34 полёта — как с «горячим», так и с «холодным» реактором. Реактор был заключён в мощную защиту, экипаж сидел в свинцовой кабине с датчиками радиации.
Планы шли далеко: проект Ту-119 с комбинированной установкой, а затем — полноценный противолодочный самолёт с четырьмя ядерными турбовинтовыми двигателями НК-14А.
Но в начале 1960-х годов все работы по ЯСУ атмосферных летательных аппаратов были прекращены. Ту-95ЛАЛ остался впечатляющим напоминанием о времени, когда инженеры всерьёз хотели покорить небо на атомной тяге.
Поделись видео:








