Межконтинентальный стратегический многорежимный ракетоносец ТУ-160

"160" (Самолет "К", Изделие "70"), BlackJack
Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Межконтинентальный стратегический многорежимный ракетоносец ТУ-160

Стратегический многорежимный ракетоносец Ту-160, самый крупный как из отечественных, так и зарубежных машин,  предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.

Основные характеристики ТУ-160

Экипаж, чел  4
Максимальная боевая нагрузка, т  45
Масса , т
  пустого самолета
максимальная взлетная  

110
275 
Дальность полета, км:
перегоночная
действия 

14 600 

7 300
Скорость, км/ч
  максимальная на высоте 10 км
максимальная на высоте до 3 км
крейсерская

2 230
1 500
950 
Практический потолок, м 18 000
Силовая установка
Двигатели ДТРДФ
Тяга одного двигателя, кгс
Удельный расход топлива, кг/кгс*час 

4 x НК-32
до 25 000
до 1,7
Длина разбега (максимальная масса), м 
Длина пробега (посадочная масса 140 т), м 
2 200
1 800
Габариты самолета, м: 
длина
высота
размах крыла

54,1
13,1 
35,6/55,7 
Вооружение
Крылатые ракеты
Аэробаллистические ракеты
Бомбовая нагрузка (норма/макс), т

12 Х-55
12 Х-15
9/45 (40)

В начале 70-х годов в ответ на американскую программу создания сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-1А я нашей стране был проведен конкурс проектов многорежимного стратегического бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии. Проект ОКБ В. М. Мясищева занял первое место. Однако слабость производственной базы заставила МАЛ передать заказ более мощному ОКБ им. А. Н. Туполева. В 1980г. был построен первый экземпляр нового бомбардировщика, получившего название ТУ-160. Проект впитал в себя многолетний опыт  ОКБ, в частности, проектные решения по аэродинамической компоновке планера, поворотной части крыла, узлов поворота и приводов, типе двигателей, компоновке силовой установки на самолете и др., примененные на  Ту-22М, Ту-144, Ту-244

Ту-160 выполнен по интегральной схеме, с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии (от 20 до 65) обеспечивает полет на различных режимах, сохраняя высокие характеристики как на сверхзвуковой, так и дозвуковой скорости. Бомбардировщик имеет цельноповоротное вертикальное и горизонтальное оперение и аналоговую электродистанционную систему управления, что в сочетании с интегральной компоновкой и низким расположением экипажа снижает радиолокационную заметность.

Планер изготовлен в основном из алюминиевых сплавов. Доля титановых сплавов в массе планера — 20%, использованы КМ и стеклопластики (до 3%). Широко применяются клееные трехслойные конструкции. Особенностью конструкции планера является титановая балка, представляющая собой цельносварной кессон с узлами поворота консолей крыла. К балке, проходящей через весь самолет, крепятся все основные силовые элементы планера.
Шасси трехстоечное, со сдвоенными баллонами на колесах, дополняемое хвостовым колесом и тормозным парашютом.
Силовая установка состоит из четырех двухконтурных трехвальных турбореактивных форсированных двигателей (ДТРДФ) марки НК-32 с максимальной тягой 25 000 кгс, размещенных в двух гондолах под неподвижными частями крыла и имеющих регулируемые воздухозаборники с вертикальным клином. Система управления двигателями — электрическая, с гидромеханическим дублированием.
В качестве топлива используется керосин.

Имеется система дозаправки топливом в воздухе типа «шланг-конус». Приемная штанга топливоприемника в нерабочем положении убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков (самолеты-заправщики — Ил-78 или Ил-78М).
Самолет оснащен комплексной прицельно-навигационной системой, включающей дублированную ИНС, астронавигационную систему, РЛС, предназначенную для обнаружения наземных и морских целей на большом удалении, оптоэлектронный бомбардировочный прицел. Имеется комплекс РЭП: в хвостовом контуре размещены контейнеры с ИК ловушками и дипольными отражателями, а тепловой локатор, размещенный в задней части фюзеляжа, обнаруживает приближающиеся с задней полусферы управляемые ракеты и самолеты противника. Автоматизированная цифровая система связи обеспечивает устойчивую связь на любом удалении от баз вылета. Применены средства снижения радиолокационной заметности самолета.

Межконтинентальный стратегический многорежимный ракетоносец ТУ-160Экипаж Ту-160 размещен в носовой части фюзеляжа в единой гермокабине,  оснащенной 4-я катапультными креслами, позволяющими при авариях автоматически покидать самолет во всем диапазоне высот полета, в том числе и на земле при рулении. Кабины экипажа оборудована электромеханическими индикаторами и индикаторами на мониторах. Рабочее место штурмана оборудовано восемью ЦВМ (всего на борту самолета более 100 ЦВМ). Традиционный для больших машин штурвал заменен на ручку управления самолетом, как на истребителях. На самолете имеется место для отдыха летчиков, туалет, шкаф для разогрева пищи.
В двух отсеках вооружения может размещаться различная целевая нагрузка, в том числе 2 барабанные пусковые установки, каждая из которых может нести 6 стратегических КР типа Х-55 и Х-55М (дальность полета более 3000 км), барабанные пусковые установки с 12 аэробаллистическими УР малой дальности Х-15 на каждой с ядерными и неядерными боевыми частями, КАБ различных типов, термоядерные и обычные бомбы, мины.

Первый полет опытного ТУ-160 состоялся 19 декабря 1981 г., в августе 1987 г. — первый полет на имитацию боевого применения самолета. В ходе государственных испытаниях, завершившихся в середине 1989 года, с Ту-160 было выполнено четыре пуска крылатых ракет Х-55 — основного вооружения самолета. Была достигнута максимальная скорость горизонтального полета 2200 км/ч, однако в ходе эксплуатации скорость была ограничена величиной 2000 км/ч, что было обусловлено требованиями сохранения ресурса.
Самолет состоит на вооружении ВВС России  с 1987 года.  Высокие летные характеристики Ту-160 подтверждены рядом мировых рекордов. В октябре 1989 года и в мае 1990 года экипажи ВВС выполнили несколько полетов на установление мировых рекордов скорости и высоты полета. В частности, полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с полезной нагрузкой 30 т был выполнен со средней скоростью 1720 км/ч. В полете на расстояние 2000 км со взлетной массой 275 т достигнута средняя скорость 1678 км/ч и высота 11 250 м. Всего экипажи ВВС на Ту-160 сумели установить 44 мировых рекорда.

В ходе серийного производства самолет подвергается ряду усовершенствований, обусловленных опытом его эксплуатации, реализации многоэтапной программы снижения радиолокационной заметности, совершенствования вооружения и др. В текущих модернизациях состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения (Х-555 и Х-101), имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов. Имеются планы использования ТУ-160 в качестве стартового космического комплекса. Так под фюзеляжем предусмотрено размещение твердотопливной ракеты-носителя «Бурлак», предназначенной для выведения на околоземную орбиту высотой 500-700 км легких искусственных спутников Земли массой до 500 кг.

В настоящее время бомбардировщик Ту-160 является наиболее мощным боевым самолетов в мире, по основным характеристикам и составу вооружения значительно превосходящим американский аналог- многорежимный бомбардировщик В-1В «Лансер». Ведутся работы по дальнейшему совершенствованию самолета, в частности, установка нового БРЭО, расширение и обновление состава вооружения.

Производство и эксплуатация

Межконтинентальный стратегический многорежимный ракетоносец ТУ-160Программа производства Ту-160 предусматривала выпуск порядка сотни машин в противовес развернутого  к  концу 80-х годов США парка машин В-1в. Всего ВВС США получили от промышленности около 100 машин В-1В, которые до настоящего времени вместе с В-52 и небольшим количеством В-2 составляют костяк авиационных стратегических сил Америки.

Однако уменьшение ассигнований на оборону во второй половине 80-х годов, а затем и развал СССР и вступление СССР, затем и новой России в полосу жесточайшего экономического и политического кризиса, привели к свертыванию программ производства и полномасштабного развертывания данной стратегической системы вооружения. Заказ Министерства обороны был уменьшен до 40 машин. В 1992 г. производство стратегических бомбардировщиков было прекращено (приостановлено) по указанию президента России Б.Н.Ельцина.

Опытное производство ТУ-160 началось в 1977г.  Первый полет первой серийной машины состоялся 10 октября 1984 года,  16 марта 1985 года — вторая серийная, 25 декабря 1986 — третья серийная, фронт испытаний и доводок нового комплекса расширился. 15 августа 1986 года взлетает четвертая серийная машина. Первые серийные машины поступили в войска в 1987 году.

Межконтинентальный стратегический многорежимный ракетоносец ТУ-160

К началу 90-х годов было построено 34 самолета Ту-160, включая планера для ресурсных и прочностных испытаний. 19 самолетов Ту-160 поступили в две эскадрильи 184-го ГвТБАП, базировавшегося в Прилуках на Украине.

На территории России  имелось порядка десятка Ту-160, различных годов выпуска. Одну машину потеряли в авиационной аварии весной 1987 года,  несколько самолетов, в том числе и первые две опытные, использовались ОКБ для работ по различным программам совершенствования Ту-160. На Казанском АПО имелось 6 недостроенных машин в различной степени готовности.

С 1992 года самолеты начали поступать на вооружение 1-го ТБАП ВВС России, базировавшегося на авиабазе Энгельс. К концу 1999 года в составе подразделения насчитывалось 6 самолетов Ту-160, еще несколько машин находилось на аэродроме в Жуковском и в Казани (в стадии постройки).

В 1997 г. на заводе в Казани были начаты работы по возобновлению производства самолетов Ту-160. В 1999 г. МО России выделило средства на достройку одного бомбардировщика. 10 сентября 1999 года достроенная машина № 802 совершила первый полет с аэродрома КАПО.

Распад СССР принес ощутимые потери боевому составу ТУ-160.  Только к осени 1999 года после многолетних переговоров была достигнута договоренность о передаче России восьми «украинских» Ту-160. С декабря 1999 года по апрель 2000 года все самолеты перелетели на аэродром под Энгельсом. Оставшиеся на Украине ТУ-160 были утилизированы на средства США вопреки желанию России вернуть их в боевой состав ВВС.

Межконтинентальный стратегический многорежимный ракетоносец ТУ-160

5 мая 2000 г. достроенный стратегический ракетоносец № 802 поступил на вооружение российской армии. Перед этим бомбардировщик был освящен и получил собственное имя — «Александр Молодчий». Он стал первым стратегическим самолетом, построенным в России за  5 лет и пятнадцатая машина подобного класса, поставленная на вооружение Энгельсской авиабазы. К концу 2000 года 2-й достроенный Ту-160 влился в состав 37-й армии.
К 2002 г. все доведенные до боеспособного состояния ТУ-160 находились в составе 1-го ТБАП Дальней авиации, базирующегося под Энгельсом. Каждый из самолетов полка имеет свое персональное название: «Илья Муромец», «Иван Ярыгин», «Василий Решетников», «Михаил Громов» и т.д.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Юрий Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии