Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Дальний самолет противолодочной обороны — авиационный противолодочный комплекс (АПЛК) Ту-142М предназначен для борьбы с новейшими подводными лодками-ракетоносцами вероятных противников с рубежей обнаружения и уничтожения, превышающих дальность пуска их ракет.
АПЛК Ту-142 принят на вооружение противолодочной авиации ВМФ в 1970 г. как адекватная реакция на развертывание США атомных ПЛ с дальностью полета баллистических ракет до 3700-4600 км. Принятие нового АПЛК в состав противолодочной авиации ВМФ связано, прежде всего, с успехами в создании радиоэлектронных комплексов. Уменьшение их массо-габаритных параметров и энергопотребления позволили перейти к проектированию АПЛК на основе единого самолета-носителя — Ту-142 (изделие «ВП») с размещением на нем всего комплекса оборудования поиска и средств поражения подводных лодок.
Противолодочное вооружение комплекса было аналогично АПЛК Ил-38. В качестве базы для самолета-носителя Ту-142 выбран самолет дальней разведки и целеуказания Ту-95РЦ
Ту-142 имел взлетный вес 182 т, боевая нагрузка составляла 9000 кг, дальность полета -12 тыс.км, продолжительность полета — 14 ч, а тактический радиус при времени патрулирования 4 ч составлял 4000 км.
Основные характеристики самолета Ту-142М
![]() |
|
|
|
В поисково-ударном варианте Ту-142 был способен обследовать площадь акватории в 12-16 тыс.км или осуществлять непрерывное слежение за обнаруженной ПЛ в течение 6-8 ч и поразить цель тремя торпедами с высокой вероятностью.
Большая преемственность конструкции планера должна была облегчить переход серийного завода на новый самолет. Как и Ту-95РЦ, Ту-142 имел обзорный радиолокатор в обтекателе в центральной части фюзеляжа для обнаружения подводных лодок в надводном положении и под перископом, за ним находились грузоотсеки с противолодочным ударным вооружением и буями. Из бортового оборонительного вооружения на Ту-142 оставили только кормовую пушечную установку.
Еще в 1969 году, когда шли заводские испытания первых Ту-142, был подготовлен проект АПЛК Ту-142М с новой поисково-прицельной системой (ППС). За базовую модель был выбран вариант самолета с удлиненной на 2 метра кабиной, что обусловлено значительным увеличением объема нового оборудования.
Внешне Ту-142 с ППС «Коршун-К» (в проекте именовался как Ту-142МК, изделие «ВПМК», эксплуатировался под индексом Ту-142М; кодовое обозначение НАТО — Bear-F Mod 3) отличался от предыдущих Ту-142 («ВП», «ВПМ») наличием на вершине киля магнитометра «Ладога».
На самолете также устанавливались модернизированная пилотажно-навигационная система НПК-142М, обеспечивавшая автоматическое пилотирование в режиме полетов галсами.
Кроме того появилась новая аппаратура связи, улучшенная система РЭП, новые типы радиогидроакустический буев ( РГБ) пассивных и активных.
Первый построенный Ту-142МК имел серийный №4243 (первый полет 4 ноября 1975 года).
В ноябре 1980 года новый комплекс был принят на вооружение.
В 1986 году восемь самолетов Ту-142М под обозначением Ту-142МЭ (Ту-142МК-Э) были поставлены в Индию, где эксплуатируются до настоящего времени. От исходного самолета эти машины отличались только некоторыми изменениями в составе оборудования.
В ноябре 1990 года на Ту-142М было установлено 10 мировых рекордов.
В целях повышения эффективности комплекса Ту-142М с ППС «Коршун-К» по поиску и обнаружению малошумных атомных подводных лодок в середине 80-х годов проведена дальнейшая модернизация комплекса. Были внедрены модернизированная ППС «Коршун-Н» и новая радиогидроакустическая система «Заречье». Новый АПЛК получил обозначение Ту-142МЗ (кодовое обозначение НАТО — Bear-F Mod 4).
Из внешних отличий от предшествующей модели (Mod 3) следует отметить: обтекатель радиолокационной антенны в наконечнике в центре застекленной носовой части; группу новых мультисенсорных антенн под носовой частью; новые антенны дальнего обнаружения под хвостовой частью.
Помимо модернизации элементов поисково-противолодочной системы, на Ту-142МЗ провели работы по дальнейшему повышению эффективности средств РЭП, а также изменили состав самолетного оборудования. Силовая установка была переведена на новую модификацию двигателей НК-12МП, кормовая пушечная установка — на спарку ГШ-23, взятой в комплекте с прицельной станцией с Ту-22М2 (последние серии Ту-142М также выпускались также с НК-12МП и ГШ-23). Кроме того, на самолете появилась заново спроектированная кабина экипажа, усовершенствованная система заправки топливом в воздухе. Некоторые варианты самолетов этой модификации имеют увеличенные размеры люков отсека вооружения.
Самолеты Ту-142МЗ могут нести:

восемь ПКР «Яхонт»Первый модернизированный самолет под новый комплекс начал проходить летно-конструкторские испытания в 1985 году, на государственные испытания комплекс вышел в конце 1987 года. В ходе этих испытаний самолет работал по современным атомным подводным лодкам Северного и Тихоокеанского флотов и показал значительно возросшую эффективность их обнаружения. Вскоре Ту-142МЗ начали поступать в части авиации ВМФ.
На вооружение модернизированный комплекс официально был принят в 1993 году. Ту-142МЗ стал последним в ряду противолодочных систем, созданных на базе Ту-142. Последняя машина Ту-142МЗ покинула сборочный цех в 1994 году, поставив точку в производстве семейства самолетов Ту-95 и Ту-142.
Всего было построено более сотни самолетов типа Ту-142.
Ту-142МЗ несут службу в составе Северного и Тихоокенских флотов. Самолеты этой модификации были представлены на двух последних авиационных выставках в Жуковском на аэродроме в ЛИИ.
Самолет Ту-142М послужил основой для других типов вооружений. Начиная с 1977 года часть серийных самолетов Ту-142М переоборудуется и поставляется в авиацию ВМФ в варианте самолета-ретранслятора для обеспечения дальней связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении. Машина получила наименование Ту-142МР «Орел» (кодовое обозначение НАТО — Bear-J). Первый полет самолета состоялся в июле 1977 года.
На базе серийного самолета противолодочной обороны Ту-142М был создан стратегический ракетоносец Ту-95МС.