Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Уже осенью сорок первого года командование вермахта стало понимать, что знаменитая линейка полугусеничных тягачей слишком переоценена и для войны в подобных природно-климатических условиях не очень пригодна. Они создавались для блицкрига, и в приоритете была максимально высокая скорость при движении по хорошим дорогам.
Немецкие проектировщики с задачей справились. Их полугусы безусловно шедевр инженерной мысли. Высокооборотные двигатели, полуавтоматические коробки, продвинутая ходовая Книпкампа с торсионной подвеской расположенных в шахматном порядке катков и гусеницами с резиновыми подушками и смазываемыми игольчатами подшипниками. Характеристики выдающиеся.
Однако на Восточном фронте все это оказалось не нужно. Разгоняться до 65 км/ч оказалось просто негде, здесь требовалось в первую очередь высокая проходимость и способность сохранять работоспособность в экстремальных условиях эксплуатации. После провала блицкрига война приобрела затяжной характер, что определило новые требования. Требовалась максимально простая и дешевая техника, которую можно было выпускать крупными сериями, несложная в ремонте, обслуживании и эксплуатации. И при этом проходимая и надежная. Полугусы оказались слишком сложными, дорогими и капризными.
В конце сорок первого года на Восточный фронт прибыла внушительная комиссия, в которую входили военные, представители Управления вооружений и Танковой комиссии, руководители и проектировщики ведущих немецких фирм. Осматривали, в основном, трофейную технику.
Советский трактор СТЗ-5 чиновники Управления вооружений во главе с Книпкампом проигнорировали. По их мнению, из-за невысокой скорости к маневренной войне он был непригоден. Однако главу Танковой комиссии Порше и директора фирмы «Штейр» Хакера, который был у него заместителем, СТЗ-5 очень впечатлил. Простой и проходимый «русский трактор» в условиях бездорожья зарекомендовал себя превосходно, трофейные экземпляры с удовольствием использовали в вермахте.
Уже к середине сорок второго года совместными усилиями фирм «Porsche» и «Steyr» был разработан проект гусеничного тягача по концепции СТЗ-5. Возможно он и не пошел бы в серию, так как Управление вооружений по-прежнему было против машин такого класса.
Но Порше и Хакеру удалось убедить Гитлера, что это как раз то, в чем жизненно нуждается вермахт. С поддержкой фюрера новый тягач без особых проблем был запущен в серию, более того, после первых же положительных отзывов с фронта к производству подключили еще три фирмы: «Грэф унд Штифт», «Вандерер» и «Магирус». До конца войны успели выпустить 26 000 тягачей «Raupenschlepper Ost» (гусеничный тягач Восток) или сокращённо RSO. Он стал самым массовым немецким тягачом Второй мировой войны.
Поскольку проектирование велось без контроля Управления вооружений, по традиции навязывавшего проектировщикам свои креативные и заумные идеи удалось создать простую как мычание машину с высокой степенью унификации, идеально подходившую для производства в условиях военного времени.
Компоновочную схему с размещением кабины над двигателем заимствовали у СТЗ-5. Двигатель воздушного охлаждения, коробку передач и блокируемый дифференциал взяли от хорошо освоенного в производстве полуторатонного грузовика «Steyr 1500». Поскольку кабина размещалась над двигателем, не было и проблем с ее обогревом в зимнее время, хватило специального окна для теплого воздуха.
Прекрасно обошлись и без патентованной подвески Книпкампа, которую он, пользуясь своей должностью начальника отдела Управления вооружений, усердно лоббировал и был готов оснастить ею любые транспортные средства, включая садовые тачки и детские коляски.
Четыре опорных катка по каждому борту были сблокированы попарно и подвешены на рессорах. Их изготавливали штамповкой из листовой стали, резиновых бандажей они не имели. Не было ни резиновых полушек, ни игольчатых подшипников в траках, их тоже штамповали, причем даже из нелегированной стали.
Разумеется, скоростными качествами он не блистал, разгонялся всего до 20 км/ч, но с проходимостью у него все было в порядке. Ее обеспечивали довольно широкие (340 мм) для такой маленькой и легкой машины (3,5 тн) траки и внушительный клиренс 550 мм.
Он мог перевозить в кузове 1,7 тонны и буксировать 3-х тонный прицеп (на пониженных передачах раза в полтора больше). Он успешно таскал 75-мм противотанковые пушки, 149 мм орудия и легкие зенитки вместе с расчетом и боекомплектом. Впрягали его в пехотные повозки, использовали вместо грузовиков. Пробовали превратить его и в «эрзац САУ», но дальше прототипов дело не пошло.
Конструкция получилась очень удачной, дальнейшие доработки сводились лишь к упрощению. RSO/01 имел цельнометаллическую округлую кабину, RSO/02 значительно упрощенной прямоугольной формы из листовой стали и дерева. RSO/03 в дополнение к упрощенной кабине получил дизельный двигатель.
В Советском Союзе трофейные тягачи RSO начали изучать еще в сорок третьем году. Представители артуправления дали ему очень высокую оценку. В отчете отметили высокую проходимость, неприхотливость и простоту обслуживания.
Разумеется, в нем узнали концепцию СТЗ-5, причем немецкая реплика по характеристикам уступала прототипу. У нее было меньше тяговое усилие на крюке и скорость. Тем не менее, улучшения в конструкции подвески, которые внесли немцы, не остались без внимания, были по достоинству оценены и рекомендованы к внедрению.
Дело в том, что СТЗ-5 получил подвеску по образу своего прототипа, трактора «Виккерс-Карден-Ллойд». Это спаренные катки малого диаметра, сгруппированные в пружинно-балансирные тележки по классической английской схеме с горизонтальным расположением пружин. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на поддерживающие ролики, все катки обрезинены.
Немецкая схема с катками большого диаметра и блокированной подвеской на рессорах не только была намного проще, но и позволяла получить гораздо более высокий клиренс. У СТЗ-5 он был всего 288 мм. Практически полностью штампованная ходовая часть была гораздо технологичнее в производстве, надежнее и проще в обслуживании. Ведущие колеса и ленивцы имели один диаметр и были унифицированы.
Теперь уже конструктора НКТП по заказу артуправления занялись разработкой своего аналога немецкого тягача RSO. С задачей справились, но немного опоздали, в серию уже пошел ярославский тягач Я-12/Я-13 с такими же характеристиками и заказ на аналог RSO был отменен.
Неожиданно,но история RSO на этом не закончилась. После войны началось восстановление разрушенных предприятий и строительство жилья, для которого требовалось много леса. Самым острым был вопрос создания специального трелевочного трактора.
После анализа имеющихся тракторных шасси выяснилось, что наиболее оптимальным является шасси RSO с его высоким клиренсом и простотой изготовления. Разработанный конструкторами НКТП в сорок четвертом году проект артиллерийского тягача с ходовой частью RSO был реанимирован и превратился в трактор КТ-12.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Он пошел в серию в сорок девятом году и выпускался практически без изменений до пятьдесят шестого года. Впрочем, даже в пошедшем в серию в 1966 году трелевочном тракторе ТДТ-55, который продержался на конвейере до 2003-го года, довольно отчетливо просматривается ходовая часть его австрийского предка.
Поделись видео:
