Трофейный тягач RSO инженеры СССР хотели копировать, но вдруг передумали

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Уже осенью сорок первого года командование вермахта стало понимать, что знаменитая линейка полугусеничных тягачей слишком переоценена и для войны в подобных природно-климатических условиях не очень пригодна. Они создавались для блицкрига, и в приоритете была максимально высокая скорость при движении по хорошим дорогам.

Немецкие проектировщики с задачей справились. Их полугусы безусловно шедевр инженерной мысли. Высокооборотные двигатели, полуавтоматические коробки, продвинутая ходовая Книпкампа с торсионной подвеской расположенных в шахматном порядке катков и гусеницами с резиновыми подушками и смазываемыми игольчатами подшипниками. Характеристики выдающиеся.

Трофейный тягач RSO инженеры СССР хотели копировать, но вдруг передумали

Однако на Восточном фронте все это оказалось не нужно. Разгоняться до 65 км/ч оказалось просто негде, здесь требовалось в первую очередь высокая проходимость и способность сохранять работоспособность в экстремальных условиях эксплуатации. После провала блицкрига война приобрела затяжной характер, что определило новые требования. Требовалась максимально простая и дешевая техника, которую можно было выпускать крупными сериями, несложная в ремонте, обслуживании и эксплуатации. И при этом проходимая и надежная. Полугусы оказались слишком сложными, дорогими и капризными.

В конце сорок первого года на Восточный фронт прибыла внушительная комиссия, в которую входили военные, представители Управления вооружений и Танковой комиссии, руководители и проектировщики ведущих немецких фирм. Осматривали, в основном, трофейную технику.

Советский трактор СТЗ-5 чиновники Управления вооружений во главе с Книпкампом проигнорировали. По их мнению, из-за невысокой скорости к маневренной войне он был непригоден. Однако главу Танковой комиссии Порше и директора фирмы «Штейр» Хакера, который был у него заместителем, СТЗ-5 очень впечатлил. Простой и проходимый «русский трактор» в условиях бездорожья зарекомендовал себя превосходно, трофейные экземпляры с удовольствием использовали в вермахте.

Уже к середине сорок второго года совместными усилиями фирм «Porsche» и «Steyr» был разработан проект гусеничного тягача по концепции СТЗ-5. Возможно он и не пошел бы в серию, так как Управление вооружений по-прежнему было против машин такого класса.

Но Порше и Хакеру удалось убедить Гитлера, что это как раз то, в чем жизненно нуждается вермахт. С поддержкой фюрера новый тягач без особых проблем был запущен в серию, более того, после первых же положительных отзывов с фронта к производству подключили еще три фирмы: «Грэф унд Штифт», «Вандерер» и «Магирус». До конца войны успели выпустить 26 000 тягачей «Raupenschlepper Ost» (гусеничный тягач Восток) или сокращённо RSO. Он стал самым массовым немецким тягачом Второй мировой войны.

Тягач RSO. Фото в открытом доступе.
Тягач RSO. Фото в открытом доступе.

Поскольку проектирование велось без контроля Управления вооружений, по традиции навязывавшего проектировщикам свои креативные и заумные идеи удалось создать простую как мычание машину с высокой степенью унификации, идеально подходившую для производства в условиях военного времени.

Компоновочную схему с размещением кабины над двигателем заимствовали у СТЗ-5. Двигатель воздушного охлаждения, коробку передач и блокируемый дифференциал взяли от хорошо освоенного в производстве полуторатонного грузовика «Steyr 1500». Поскольку кабина размещалась над двигателем, не было и проблем с ее обогревом в зимнее время, хватило специального окна для теплого воздуха.

Прекрасно обошлись и без патентованной подвески Книпкампа, которую он, пользуясь своей должностью начальника отдела Управления вооружений, усердно лоббировал и был готов оснастить ею любые транспортные средства, включая садовые тачки и детские коляски.

Четыре опорных катка по каждому борту были сблокированы попарно и подвешены на рессорах. Их изготавливали штамповкой из листовой стали, резиновых бандажей они не имели. Не было ни резиновых полушек, ни игольчатых подшипников в траках, их тоже штамповали, причем даже из нелегированной стали.

Разумеется, скоростными качествами он не блистал, разгонялся всего до 20 км/ч, но с проходимостью у него все было в порядке. Ее обеспечивали довольно широкие (340 мм) для такой маленькой и легкой машины (3,5 тн) траки и внушительный клиренс 550 мм.

Трофейный СТЗ-5. Фото в открытом доступе.
Трофейный СТЗ-5. Фото в открытом доступе.

Он мог перевозить в кузове 1,7 тонны и буксировать 3-х тонный прицеп (на пониженных передачах раза в полтора больше). Он успешно таскал 75-мм противотанковые пушки, 149 мм орудия и легкие зенитки вместе с расчетом и боекомплектом. Впрягали его в пехотные повозки, использовали вместо грузовиков. Пробовали превратить его и в «эрзац САУ», но дальше прототипов дело не пошло.

Конструкция получилась очень удачной, дальнейшие доработки сводились лишь к упрощению. RSO/01 имел цельнометаллическую округлую кабину, RSO/02 значительно упрощенной прямоугольной формы из листовой стали и дерева. RSO/03 в дополнение к упрощенной кабине получил дизельный двигатель.

В Советском Союзе трофейные тягачи RSO начали изучать еще в сорок третьем году. Представители артуправления дали ему очень высокую оценку. В отчете отметили высокую проходимость, неприхотливость и простоту обслуживания.

Разумеется, в нем узнали концепцию СТЗ-5, причем немецкая реплика по характеристикам уступала прототипу. У нее было меньше тяговое усилие на крюке и скорость. Тем не менее, улучшения в конструкции подвески, которые внесли немцы, не остались без внимания, были по достоинству оценены и рекомендованы к внедрению.

Дело в том, что СТЗ-5 получил подвеску по образу своего прототипа, трактора «Виккерс-Карден-Ллойд». Это спаренные катки малого диаметра, сгруппированные в пружинно-балансирные тележки по классической английской схеме с горизонтальным расположением пружин. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на поддерживающие ролики, все катки обрезинены.

Порше и Хакер на испытаниях RSO. Фото в открытом доступе.
Порше и Хакер на испытаниях RSO. Фото в открытом доступе.

Немецкая схема с катками большого диаметра и блокированной подвеской на рессорах не только была намного проще, но и позволяла получить гораздо более высокий клиренс. У СТЗ-5 он был всего 288 мм. Практически полностью штампованная ходовая часть была гораздо технологичнее в производстве, надежнее и проще в обслуживании. Ведущие колеса и ленивцы имели один диаметр и были унифицированы.

Теперь уже конструктора НКТП по заказу артуправления занялись разработкой своего аналога немецкого тягача RSO. С задачей справились, но немного опоздали, в серию уже пошел ярославский тягач Я-12/Я-13 с такими же характеристиками и заказ на аналог RSO был отменен.

Неожиданно,но история RSO на этом не закончилась. После войны началось восстановление разрушенных предприятий и строительство жилья, для которого требовалось много леса. Самым острым был вопрос создания специального трелевочного трактора.

После анализа имеющихся тракторных шасси выяснилось, что наиболее оптимальным является шасси RSO с его высоким клиренсом и простотой изготовления. Разработанный конструкторами НКТП в сорок четвертом году проект артиллерийского тягача с ходовой частью RSO был реанимирован и превратился в трактор КТ-12.

⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars

КТ-12. Фото в открытом доступе.
КТ-12. Фото в открытом доступе.

Он пошел в серию в сорок девятом году и выпускался практически без изменений до пятьдесят шестого года. Впрочем, даже в пошедшем в серию в 1966 году трелевочном тракторе ТДТ-55, который продержался на конвейере до 2003-го года, довольно отчетливо просматривается ходовая часть его австрийского предка.

+1
0
+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
Добавить комментарий