Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Беспилотные летательные аппараты за последние годы стали крайне востребованными в разных целях от наблюдения и корректировки огня до нанесения высокоточных ударов в тыл противника. Концепцию БПЛА для танков тоже разрабатывают, но есть несколько проблем, которые делают дроны бесполезными в контексте танковой техники.
Размещение
Для использования дрона на танке нужно выделить соответствующее место на корпусе или башне машины. На первый взгляд, задача простоя… Проблемы начинаются на практике, когда инженеры смотрят на поверхности основных боевых танков или машин пехоты. Они постоянно чем-то заняты; ящики с инструментами, элементы СУО, люки, поручни, рычаги, классические оптические приборы наблюдения и т.п.
Не взирая на то, будет дрон проводным или беспроводным, сажать его на корпус танка в нынешнем виде будет очень сложно. Проблема решаема, но зачем разрабатывать неизвестно что, если есть проверенные варианты, о которых ниже.
Сложности управления
Здесь речь идёт не о сложности управления БПЛА как отдельным оружием… Проблема заключается в одновременном управлении танком и дроном в параллели. Отдельного оператора дрона в танк не посадят, а это значит, что роль оператора будет выполнять командир.
В современных танках командир перегружен цифровыми и аналоговыми приборами наблюдения, а если добавить БПЛА с присущими для него органами управления, то эффективность подавляющего большинства экипажей может быть снижена.
С БМП и БТР дела обстоят лучше, ведь в машине может находиться экипаж и десант. Среди пехотинцев может быть оператор БПЛА, не отвлекающий экипаж бронированного транспортëра или условных мотострелков.
Отмечу, что наличие БПЛА может усложнить ориентацию на местности, если оператор будет совмещать обязанности, скажем, командира танка. Последний и так получает данные от оптических приборов, мониторов с изображением от панорамы или прицела наводчика.
Альтернативы
В качестве альтернативы могут быть рассмотрены мачтовые устройства, совмещающие функции панорамного прицела. Их плюс в обратной совместимости по основным элементам современных панорамных прицельных комплексов, надëжность сигнала и использование уже существующих фланцев для установки.
Функции мачтовых устройств не ограничиваются наблюдением и разведкой — подобный прицел может выступать средством корректировки ПТУР, артиллерийских и авиационных высокоточных типов боеприпасов.
Несомненным плюсом будет сохранение точки наблюдения относительно машины. Если дроном можно отлететь на некоторое расстояние и сменить ракурс наблюдения (что тоже имеет свои плюсы), тем самым усложнить ориентацию и целеуказание наводчику-оператору, то панорама на мачте сохранит позицию, не сбивая ориентацию и не усложняя указание цели.
Итог
БПЛА имеет плюсы, но про минусы тоже забывать не стоит. Дрон надо где-то разместить, надо обеспечить рабочее место с органами управления, назначить ответственного члена экипажа. Этим членом экипажа станет и без того перегруженный командир. Плюс, изменив ракурс наблюдения относительно танка, экипаж рискует усложнить ориентацию на местности и целеуказание. Это сильно снизит эффективность танковых экипажей.
Поделись видео: