Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Тесты, выполняемые производителями или журналистами, постоянные заезды частников — это Северная петля Нюрбургринга. Требовательная к двигателю и настройкам шасси двадцатикилометровая с хвостиком трасса в горном лесу с более чем семью десятками быстрых и медленных поворотов, ощутимыми перепадами высот. Установить тут рекорд в каком-либо классе — престижно. И основное внимание публика уделяет суперкарам. Или хотя бы следит за лучшими среди переднеприводных моделей, лучшими седанами или кроссоверами, серийными и нет. А как насчёт медленных машин, и вообще необычных транспортных средств? Последить за ними может быть не менее увлекательно.
Иногда автомобиль может быть вполне привычным, но условия заезда — странные. Так в 2016-м хэтчбек Mini Cooper S преодолел Северную петлю за 45 минут. Не подумайте, что мотор был дефорсирован в десять раз. Просто китайский каскадёр Хань Юэ преодолел весь этот путь на двух (левых) колёсах! Для данного трюка Mini пришлось немного доработать. Заварить дифференциал и поставить на левое переднее колесо прочную безвоздушную шину с развитыми зацепами.
Юэ пожаловался, что ему постоянно досаждала вибрация, исходящая от левого заднего колеса, а вдобавок уже на четверти дистанции у водителя заныло левое плечо. В общем, средней скоростью 28 км/ч он остался недоволен.
Другой скромный герой Северной петли — Trabant P50, проехавший трассу (с несколько увеличенной протяжённостью в 22,8 км, в рамках Hanseat-Rallye) за 16:01. Шестнадцать минут — это очень много? Как посмотреть. Это был 1960 год и двухцилиндровый двухтактный воздушник с рабочим объёмом 499 см3 и мощностью всего в 20 “лошадок”! Привод передний, с несинхронизированной четырёхтсупенчатой “механикой”. Максималка у этой модели равнялась всего 100 км/ч, до которых машина добиралась за 25+ с.
Своеобразный рекорд Северной петли для столь маломощной машины записала на свой счёт заводская команда компании VEB Sachsenring, тогдашнего производителя Трабанта. В прессе это достижение иногда называют лучшим временем на Нюрбургринге для автомобиля, сделанного из отходов. Немного обидно за Траби, хотя по сути так и есть. В P50, как и в последующих моделях марки Trabant, внешние панели кузова выполнены из дуропласта. Этот композит немцы получали при смешивании фенольных смол с отходами швейной промышленности (хлопковыми тканями и волокнами).
Само собой, можно отыскать и более медленные, но всё же рекорды. Так самый быстрый трактор, Claas Xerion 5000 Trac VC, проехал Северную петлю за 24:50.57 (дистанция 20,6 км). Не так уж плохо для трактора с массой в 16,6 т и максималкой в 50 км/ч. Вёл необычный аппарат гонщик Кристиан Менцель, который собственно почти всю дорогу максималку из трактора и выжимал, даже в поворотах, хотя в такие моменты высокий монстр заметно кренился. Средняя скорость за весь заезд составила 47,85 км/ч, очень близко к максималке для этой модели. К слову, на спусках трактор развивал до 58 км/ч.
Такой гигант оснащён рядным шестицилиндровым дизелем Mercedes-Benz OM 471 LA с рабочим объёмом 12,8 литра и мощностью 509 “лошадок”, а также максимальным крутящим моментом 2600 Нм при 1100 об/мин. У него полный привод и полноуправляемое шасси, а также шины с внешним диаметром 2,15 м на обеих осях. Водитель сидит в трёх метрах над асфальтом, что оказалось несколько непривычно для пилота, гонявшегося в DTM, “24 часах Нюрбургринга” и Porsche Supercup.
Интересная особенность трактора — поворачиваемая на 180 градусов кабина и реверсируемая трансмиссия, позволяющая ехать одинаково быстро в любую сторону. Во время заезда кабина была повёрнута назад против обычного, для того, чтобы пилот мог хорошо видеть трассу. Да, важно, что Claas ехал в серийном заводском виде.
Ещё медленнее, но не менее увлекательно — покорять Северную петлю на велосипеде. Каждый год на Нордшляйфе проходит велогонка Rad am Ring, точнее даже комплекс из нескольких велогонок. Там есть 24-часовые соревнования на дорожных и горных двухколёсниках, детская гонка или, скажем, гонка на лучшее время трассы (Time Trial, Zeitfahren). Дистанция в ней чуть больше, чем для автомобилей (21,9 км вместо 20,832 км), так как используется и Северная петля, и фрагмент трассы Гран-при (на ней точка старта и финиша). В 2015 году Виктор де ла Парт проехал эту дистанцию за 31:11.17.
Для человека, крутящего педали, испытание серьёзное. Дело не только в расстоянии — общий перепад высот на трассе превышает 500 м. И есть места с подъёмом 17%. Но зато есть и спуски, на которых тренированные велосипедисты могут разгоняться почти до 100 км/ч. Забавно, что продолжительная мощность человека — всего 20 ватт, а тренированный спортсмен может на некое длительное время развивать 75 ватт (0,1 л.с.), на более короткое (минут 20) — 200-300 ватт. Быстрейший на Северной петле серийный автомобиль, гибридный гиперкар Mercedes-AMG ONE, развивает 1063 “лошадки”, то есть примерно в пять-десять тысяч раз больше. А время его (6:30.705) лучше лишь в 4,8 раза.
Снова ускоримся. В 2012 году компания Ford выпустила на Северную петлю французский болид гоночной формулы Ford, Mygale M12-SJ-Ford Ecoboost, модифицированный под дороги общего пользования. Ему добавили зеркала, светотехнику, номерные знаки, звуковой сигнал, крылья над колёсами и дорожные шины. В движение аппарат приводила однолитровая турботройка Ecoboost мощностью 205 “лошадок”, совмещённая с шестиступенчатой “механикой”. Снаряжённая масса болида составила 465 кг, разгон до ста — быстрее четырёх секунд, максималка — 255 км/ч.
Британский гонщик Ник Тенди показал на этом творении время 7:22:00 (на дистанции 20,832 км). Это где-то на уровне Корвета C6 ZR1 или Вайпера ACR и лучше, чем время Ferrari Enzo и Pagani Zonda F Clubsport. До сих пор это один из лучших результатов для трёх- и даже четырёхцилиндровых моторов (две или три нестандартные машины с “четвёрками” были быстрее). И это явно лучшее время для одного литра!
После такого уже не столь захватывающими смотрятся рекорды вэнов. Но о них стоит упомянуть. Четыре выдающихся достижения таковы. Гай Мартин, Ford Transit Supervan, 9:22 полный круг, 8:58 BTG (2018 год). Дейл Ломас, Revo VW T5 Transporter, 9:57 полный круг, 9:22 BTG (2013 год). Роб Остин, VW T5 Project Eifelgeist, 9:58 BTG (2018). Сабина Шмитц, Ford Transit, 10:08 BTG (2005). (Во время туристических заездов вся главная прямая не может быть пройдена на скорости из-за съезда/въезда. Такие круги обычно хронометрируются “от моста у Antoniusbuche до портала на прямой Döttinger Höhe”, bridge to gantry, BTG, на дистанции 19,1 км.)
Transit Сабины располагал всего 130 “лошадками”, но был основательно выпотрошен ради снижения массы. Вэн Project Eifelgeist был 150-сильным и тоже предусматривал облегчение кузова, но в основном машина была серийной. Проект от компании Revo предусматривал форсировку мотора 2.0 TDI до 220+ сил, вдобавок тот T5 получил койловеры Bilstein и полуслики Dunlop Direzza.
Наконец, самый скоростной Transit Supervan и вовсе был перекроен снизу доверху. Начиная с нового шасси на пространственном каркасе с кастомной подвеской, и заканчивая мотором — установленным примерно в середине базы V6 Ecoboost с двумя турбинами и прямоточным выхлопом, раскочегаренным до 700 сил, который приводил заднюю ось с полусликами через гоночную секвенталку.
И казалось бы, что может быть сложнее, чем выжимать максимальную скорость из фургонов, которые не слишком приспособлены к сложной трассе. Но есть одно — зимние заезды. Нет, не просто попытки проехать “Зелёный ад” при обледенении или внезапном снегопаде ранней весной. Но именно заезды в середине зимы, когда трасса покрыта снегом и льдом.
А примеры были. В 2012-м инструктор Академии вождения Нюрбургринга Энди Гюльден покорил Северную петлю на некоем формульном болиде при минус шестнадцати, предварительно проехав по столь же заснеженной трассе Гран-При. Время в “Зелёном (упс) Белом аду” составило 14 минут. Быстрее, чем проехал Trabant летом во время ралли.
Добавим для справки, что абсолютный рекорд Нюрбургринга, 5:19.546, был установлен в 2018 году и принадлежит модифицированному лемановскому спортпрототипу Porsche 919 Hybrid EVO, который вёл немецкий гонщик Тимо Бернхард. У доработанного ради рекорда 919-го заднюю ось приводил турбомотор V4 2.0 мощностью 720 сил, а переднюю — электродвигатель с отдачей в 440 “лошадок”. Сухая масса болида составляла 849 кг. И всё же, почему-то кажется, что пилот 20-сильного Трабанта когда-то был сосредоточен и напряжён ничуть не меньше, чтобы показать своё лучшее время, чем пилот лемановского болида с поголовьем более чем в тысячу скакунов.
Поделись видео: