Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
«Обезглавленный» Генштаб СССР: какая трагедия произошла в Югославии в 1964 году
Катастрофа пассажирского самолета, произошедшая 19 октября 1964 года, безусловно, является одной из самых «высокопрофильных» аварий в истории СССР. В тот день погибли один маршал и пять генералов. Именно поэтому в настоящее время возникла версия о возможном террористическом акте.
Высокопрофильная делегация
На 20 октября 1964 года в Белграде были намечены празднования, посвященные 20-летию освобождения нынешней столицы Сербии, тогдашней столицы Югославии от немецких оккупантов. 19 октября в Белград выехала делегация высшего командования. В числе её участников находился маршал Сергей Бирюзов, начальник Генерального штаба Вооруженных сил СССР, который во время Великой Отечественной войны принимал участие в освобождении Югославии. Следует отметить, что после трагедии югославский лидер Иосип Броз Тито посмертно присвоил Бирюзову звание Народного героя.
Помимо маршала Бирюзова, в состав делегации входили: генерал-полковник, начальник Военной академии бронетанковых войск Владимир Жданов; генерал-лейтенант, заместитель начальника Военной академии имени Фрунзе Николай Шкодунович; генерал-лейтенант запаса Иван Кравцов; генерал-майор в отставке Леонид Бочаров; генерал-майор, заведующий Административным отделом ЦК КПСС Николай Миронов; подполковник, адъютант начальника Генерального штаба Григорий Шелудько и другие. Таким образом, на борту пассажирского самолета Ил-18 находились маршал и 5 генералов, не считая других высокопрофильных делегатов и членов экипажа. Всего на борту, по различным данным, находилось до 33 человек.
Столкновение с горой
Вероятно, самолет Ил-18 для перевозки членов делегации в Белград был выбран не случайно. По словам генерал-полковника Николая Каманина, всего за неделю до трагедии на этом же самолете прибыли на космодром «Байконур» космонавты Владимир Комаров, Константин Феоктистов и Борис Егоров, приземлившиеся 13 октября 1964 года на корабле «Восход-1». Более того, Сергей Бирюзов был куратором программы пилотируемых полетов. Смерть Бирюзова, по мнению некоторых, оказала негативное влияние на советскую космическую программу, что дало повод для множества слухов о том, что авиакатастрофа, унесшая жизнь Бирюзова, могла быть спланирована.
Действительно, в начале полета ничто не предвещало беды: самолет был в исправном состоянии, экипаж имел большой опыт, а метеоусловия были благоприятными. Полет проходил нормально. Проблемы начались только во время посадки. Как сообщает А.П. Коваленко в издании «Главкомы РВСН и космических войск», Ил-18 разбился, столкнувшись с горой Авала, расположенной неподалеку от Белграда. При столкновении самолет взорвался, лишив пассажиров и членов экипажа единственного шанса на спасение. Согласно одной из версий, при посадке погода ухудшилась. Пилот сообщил об этом Сергею Бирюзову, добавив, что место для посадки нужно искать на другом аэродроме. Однако, как утверждает историк спецслужб Геннадий Соколов, маршал, не желая опаздывать к празднику, отдал приказ о посадке.
Причины трагедии
Геннадий Соколов, описывая крушение, в первую очередь упоминает о шторме, разразившемся во время посадки. Неудивительно, что среди наиболее распространенных предположений о причинах авиакатастрофы оказались метеорологические условия, которые помешали пилотам корректно сориентироваться и выполнить посадку. Тем не менее, Алексей Богомолов, автор книги «Легенды первых лиц СССР», утверждает, что основной причиной аварии стала ошибка членов экипажа. Действительно, было установлено, что Ил-18 отклонился от курса и находился ниже глиссады (траектория, по которой снижается летательный аппарат). Именно поэтому самолет столкнулся с невысокой одиночной горой, до вершины которой оставалось 180 метров.
Тем временем, учитывая, что на борту находились высокопрофильные военные, в том числе маршал Бирюзов, многие считают, что авария могла стать результатом настоящего террористического акта. Якобы осуществить этот замысел было несложно именно с помощью горы Авала на подходе к аэропорту, установив на ней необходимое оборудование и оружие. Однако данная теория не имеет серьезных доказательств, кроме того, что все пассажиры и члены экипажа Ил-18 действительно погибли. Впрочем, даже сегодня в этой истории остается больше вопросов, чем ответов. Например, до сих пор точно неизвестно, сколько человек находилось на борту в тот день. В различных источниках упоминается как 11, так и 17, 18 и 20 человек. А некоторые авторы даже говорят о 33 жертвах крушения.
Источник: russian7.ru
Поделись видео:






