Loading...
"Тор". Мобильный ЗРК ( система) ПВО дивизионного звена сухопутных войск - новости Подоляка

«Тор». Мобильный ЗРК ( система) ПВО дивизионного звена сухопутных войск

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
"Тор". Мобильный ЗРК ( система) ПВО дивизионного звена сухопутных войск

Одним из направлений НИР «Бином», заданной 3 НИИ ГРАУ МО СССР являлась разработка мобильного ЗРК малой дальности , предназначенного для решения задач ПВО мотострелковых ( танковых) дивизий. Комплекс со временем должен был заменить серийные ЗРК семейства «Оса», которые рассматривались как недостаточно эффективные в ближайшей перспективе. Комплекс должен был быть максимально автономным, с размещением средств обнаружения, наведения и поражения на единой самоходной базе, обеспечивать минимально возможное время реакции, работу средств обнаружения и наведения в сложной помеховой обстановке. В перспективе планировалось обеспечить многоканальность действия по целям. Требовалось обеспечить эффективное поражение не только самолетов и вертолетов ( в том числе «зависающих), но и крылатых ракет ASALM, AGM-86 ALCM, а также БПЛА типа BGM-34 и планирующих авиабомб типа AGM-62 Walley. Работы по созданию нового ЗРК стартовали в 1975 году. Головным разработчиком комплекса назначался НИЭМИ Минрадиопрома ( в дальнейшем вошедшим в Концерн ПВО «Алмаз-Антей» , ( Гл. конструкторы- В.П. Ефремов и И.М. Дризе). Кроме того , в создании «Тора» были задействованы многочисленные предприятия- смежники. Испытания начались в 1983 году, а в 1986-м ЗРК ( система) 9К330 «Тор» был принят на вооружение Советской Армии. Основным боевым средством комплекса являлась боевая машина 9А330, серийное производство которой было развернуто на Ижевском Электромеханическом Заводе «Купол».

Боевая машина ЗРК "Оса-АК".  Музейная площадка №1 Парка "Патриот".
Боевая машина ЗРК "Тор".  Антенна СОЦ в походном положении.                                                                                                                           Фото: AP

Экипаж боевой машины составлял 4 человека; боевая масса-32 тонны. В качестве базы используется гусеничный самоход ГМ-352 разработки Минского Тракторного Завода ( на аналогичном шасси размещался также ЗПРК «Тунгуска»). Во вращающейся башне размещаются:

  • станция обнаружения цели (СОЦ);
  • станция наведения (СН);
  • бортовая цифровая вычислительная машина ( БЦВМ);
  • пусковое устройство.

СОЦ представляла собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора , работающую в сантиметровом диапазоне волн с частотным управлением лучом по углу места. Отметки с координатами обнаруженных целей ( до 24) передавались в БЦВМ, которая завязывала их в трассы ( до 10) , оценивая степень опасности каждой цели, расставляла в очередь , исходя из приоритетности той или иной цели и выводила информацию на индикатор командира БМ с одновременным отображением курсовых параметров цели. Типовая воздушная цель- «ударный истребитель F-15E» обнаруживалась на дальности до 25…27км на высотах от 30 до 6000 метров ; цель типа «БПЛА»- соответственно 9…15км; «ударный вертолет»- 13…20км ( в режиме зависания) и до 12 км- внезапно появляющихся ( в режиме подскока). Станция способна была обнаруживать указанные цели также, прикрытые пассивными и активными помехами. Антенна кругового вращения монтируется на крыше башни и в походной конфигурации фиксируется в горизонтальном положении.

Антенна СОЦ в боевом положении.

СН также представляла собой когерентно-импульсную РЛС сантиметрового диапазона, нос малоэлементной фазированной антенной решеткой ( ФАР), обеспечивающей электронное сканирование луча по азимуту и углу места. СН обеспечивала поиск целей по данным целеуказания от СОЦ, захват одной цели на автосопровождение, пуск одной или последовательно двух зенитных управляемых ракет ( ЗУР) по сопровождаемой цели, ввод ЗУР в луч ФАР и дальнейшее управление ЗУР на траектории ( через ФАР). Дальность взятия на автосопровождение цели типа «F-15E» составляла 20…23км.

Антенна ФАР СН монтируется в передней части башни.

Визуальное сопровождение цели по угловым координатом осуществляется с помощью телевизионно-оптического визира ( ТОВ), смонтированного на правом борту башни.

-6

ПУ предназначено для размещения и пуска восьми ЗУР 9М330. Пуск ЗУР осуществлялся вертикально ( впервые на советских ЗРК ПВО СВ) с помощью пороховых катапульт, сопрягавшихся с ракетами, после чего включается маршевый двигатель ЗУР, происходит захват ракеты ФАР СН и осуществляется ее наведение на цель .

ЗУР 9М330 — одноступенчатая ракета, выполненная по схеме «утка» со складными рулями и крыльями. Управление ракетой на маршевом участке, а также стабилизация по крену осуществлялись с помощью аэродинамических рулей. Ракета имела радиовзрыватель активного типа, осколочно-фугасную боевую часть ( БЧ) с предохранительным механизмом, автопилот с приводами рулей , радиоблок, систему электропитания. При старте ракета выстреливалась вертикально с помощью пороховой катапульты со скоростью ~25м/c, после чего, на высоте ~20 метров запускался маршевый двигатель, ракета выводилась на заданный угол тангажа и с дальности 250 метров осуществлялось командное наведение до момента встречи ракеты с целью. Общий боекомплект ЗУР на боевой машине составлял 8 штук ( у ЗРК «Оса- АК/АКМ- 6 штук). Загрузка ракет в боевую машину осуществлялась с помощью транспортно-заряжающей машины, входившей в состав ЗРК.

-7
ЗУР 9М330.

Комплекс «Тор» обеспечивал поражение целей, летящих со скоростью до 700м/c на дальностях от 1,5 до 12км и на высотах от 10 до 6000метров. Вероятность поражения цели типа «F-15E» составляла ~0,5. Время реакции ~8…11 секунд( «Оса-АКМ»- 26…34 секунды).

Боевая машина имела противопульную броневую защиту, многотопливный дизельный двигатель мощностью 710 л.с. с гидромеханической трансмиссией, ходовую часть с регулируемой гидропневматической подвеской, вспомогательную силовую установку с газотурбинным двигателем. Максимальная скорость БМ по шоссе составляла 65км/ч; запас хода- 500 км.

-9

ЗРК «Тор» организационно сводились в зенитно-ракетные полки мотострелковых ( танковых) дивизий. Полки состояли из командного пункта, четырех зенитных ракетных батарей , подразделений обеспечения и обслуживания. Каждая батарея состояла из четырех БМ 9А330 и батарейного пункта управления ПУ-12М. Батареи могли работать автономно или управлялись начальником ПВО дивизии и командиром полка.

Пункт управления ПУ-12М.

Параллельно с принятием на вооружение ЗРК «Тор» , стартовали работы по его модернизации. Испытания доработанного ЗРК велись с 1989 года, а в 1991-м он был принят на вооружение Советской Армии под обозначением «Тор-М1» (9К331). Основными направлениями модернизации являлись :

  • введение в аппаратуру БМ второго целевого канала, обеспечивающего одновременный захват и обстрел двух выбранных целей из числа обнаруженных;
  • применение новой ЗУР 9М331 , имеющей боевую часть повышенной эффективности и усовершенствованную конструкцию радиовзрывателя;
  • совершенствование аппаратуры СОЦ, СН в части повышения эффективности работы, помехозащищенности и надежности;
  • обновлена элементная база БЦВМ;
  • телевизионно-оптический визир дооснащен автоматом сопровождения цели по углу места, что повысило точность сопровождения низколетящей цели;
  • применен четырехместный транспортно-пусковой модуль , что упростило загрузку и выгрузку ЗУР в БМ;
  • сопряжение БМ с батарейным командным пунктом 9С737 «Ранжир», что повысило эффективность боевой работы батареи ( «Ранжир» также мог использоваться для управления батареями ЗПРК «Тунгуска-М» и ЗРК «Стрела-10). Повышение степени автоматизации боевой работы комплекса позволило сократить экипаж до трех человек. Вероятность поражения цели возросла до ~0,62; время реакции сократилось до ~7…10секунд.
Унифицированный БКП управления ЗРК полкового и дивизионного звена 9С737 "Ранжир".

Распад Советского Союза не позволил развернуть полномасштабное производство ЗРК «Тор-М1» для Российской Армии. Комплекс поставлялся преимущественно на экспорт. При этом, в связи с локализацией производства на российских предприятиях, комплекс базировался на новом гусеничном самоходе ГМ-5955, производство которого было развернуто на Мытищинском Машиностроительном Заводе. В МТО установлен многотопливный дизель В-84ДТ мощностью 840 л.с. В ходовой части используется по семь опорных и четыре поддерживающих катка на борт. Это позволило сохранить показатели подвижности и проходимости на уровне базового образца, не смотря на увеличение боевой массы до 35..36 тонн.

БМ 9А331-1 ЗРК "Тор-М1" ВС РФ на Параде Победы в Москве 9 мая 2008 года.                                              Фото: Леонид Джепко.
БМ 9А331-1 ЗРК "Тор-М1" ВС Греции...
..и ВС Ирана.                                                                                                                                                  Фото: IranMilitаryForum.net

Комплекс экспортировался в Китай, Иран, Египет, Грецию и на Кипр. В 2016 году на вооружение Российской Армии был принят усовершенствованный ЗРК «Тор-М2» (9К332).

БМ 9А331М2 ЗРК "Тор-М2". Форум "Армия-2024".

Боевая машина оснащена новой БЦВМ повышенной производительности, выполненной на современной элементной базе. Обеспечена возможность одновременного обстрела до 4 целей. Применяется также новая СОЦ с щелевой антенной решеткой , имеющая увеличенную дальность обнаружения цели и точность определения курсовых параметров, усовершенствованная СН с расширенным диапазоном секторов углов сканирования луча.

-16
-17

В состав телевизионно-оптического визира дополнительно введены лазерный дальномерный и тепловизионный каналы, что повысило эффективность и обеспечило всепогодность и всесуточность визуального сопровождения цели.

-18

Новая ЗУР имеет увеличенную полетную скорость, боевую часть повышенной эффективности и усовершенствованный взрыватель. Боекомплект БМ увеличен до 16 ракет, а емкость транспортно-пускового модуля- до 8 ракет.

Максимальная дальность поражения цели возросла с 12 до 16 км; высота- с 6 до 12км. Максимальная скорость поражаемых целей возросла до 850…1000м/c.

-19

Замене подверглись средства связи; установлена новая навигационная аппаратура с приемником СНС ГЛОНАСС/GPS, а также система кругового видеонаблюдения. В составе вспомогательной силовой установки применяется более экономичный дизельный двигатель. Масса БМ достигла 37 тонн.

-20
-21
-22
-23

Комплексы «Тор-М1» и «Тор-М2» приняли активное участие в боевых действиях в зоне СВО, прикрывая колонны российских войск на марше или действуя автономно. По заявлениям представителей Минобороны, «Тор-М2» можно рассматривать, как одно из наиболее эффективных средств борьбы с ударными БПЛА TB2 BAYRAKTAR турецкого производства, состоявших на вооружении ВСУ. Это, естественно, не означает, что комплекс является неким неуязвимым супероружием- потери в конфликтах такой интенсивности практически неизбежны. Тем не менее, «Тор» и его модификации все-таки действительно можно считать во многом уникальным комплексом . Не случайно США и другие западные страны в свое время всеми силами пытались добыть ЗРК данного типа с целью изучения его боевых возможностей. Да и Китай с Грецией абы что покупать вряд ли стали бы…

-24
Фото: mil.ru
+1
0
+1
3
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии