Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В период Второй Мировой войны появилось множество техники, которая специально разрабатывалась для военных.
Первым серийным внедорожником многоцелевого использования автомобилем стал разработанный американцами джип, который позже стал прототипом целой линии внедорожников, используемых военными в войсковых подразделениях.
Советский автопром с начала войны выпускал технику, как для военных, так и для гражданских целей, но в большинстве своем модели были обычного типа.
Разработками первых проектов внедорожников начали заниматься уже в период боевых действий с Германией, с большими финансовыми ограничениями.
Наличие легковых марок автомобилей, способных перемещаться в условиях бездорожья все чаще помогали решать боевые задачи.
ГАЗ-61-73
Почему-то многие думают, что первые модели легковых внедорожников начали создаваться сразу после войны и отчасти это так, ведь именно военные варианты проектов начали разрабатываться в этот период, но первый легковой автомобиль из этой серии, ГАЗ-21, был создан в 1936 году.
Первенец выпустили серией в 100 экземпляров, но проект был признан бесперспективным по ряду причин.
Отсутствие переднего привода, слишком удлиненная база и сложная конструкция, стали причиной закрытия проекта, но инженер-конструктор Грачев, который занимался разработкой внедорожника, уже тогда понял, как изменить и улучшить технические характеристики будущего внедорожника.
Некоторые узлы, такие как карданные шарниры, выпускаемые американцами и немцами, считались более качественными отечественных узлов.
Советский автопром по ряду причин рассчитывал только на собственный производственный потенциал. Это же касалось и переднего моста и КПП, которые также разрабатывались исключительно советскими инженерами, Кирсановым и Мазохиным.
Единственное, что действительно разрабатывалось с оглядкой на западные проекты, являлся американский двигатель Dodge D5, специально закупленный для изучения в количестве 10 штук.
Первые советские двигатели не рискнули устанавливать на испытательные образцы, решив изначально опробовать модель с американским мотором Dodge D5, справедливо решив, что так будет легче обнаружить недостатки в собственных разработках.
После испытаний было принято решение начать серийный выпуск модели, и коллектив Горьковского автозавода даже успел собрать первые две сотни автомобилей.
Все экземпляры сразу были отправлены в воинские части, при этом внедорожники полностью оправдали надежды создателей: модель получилась качественной в сборке и отвечала всем требованиям военного времени.
Сразу после победы вопрос о возобновлении выпуска модели вызвал много споров.
Да, модель действительно получилась качественной, но, к сожалению, технически устаревшей. Инженеры Горьковского автозавода получили указание разрабатывать новую модель внедорожника, используя в качестве прототипа американские аналоги.
ГАЗ-69
Несмотря на простоту конструкции, и минимальностью комфортности, этот советский внедорожник серийно выпускали в период 1953-1973 года. Модель прошла ряд этапов по модификации, хотя изначально никто не планировал использовать разработку как долгоиграющий проект.
Заказ на модель легкого артиллерийского тягача, который можно было бы дополнительно использовать как штабную машину, поступил от Министерства обороны практически сразу по окончанию войны с Германией.
Советским военным чинам высшего эшелона, имевшим возможность ознакомится с американскими джипами, попавших в СССР в качестве помощи, очень понравилась эта маневренная и легкая в управлении и ремонте машина.
Разрабатывалась сразу несколько вариантов легкого внедорожника, который согласно заказу, поступившему по специальному распоряжению Совета Министров СССР от 21 апреля 1947 года, должен отвечать всем техническим требованиям для техники класса легких артиллерийских тягачей.
Индекс 69, или как его называли, «перевертыш» был взят с разработки модели легкого бронированного легкового автомобиля.
Начальником над разработкой проекта был назначен инженер Вассерман, который уже имел солидный стаж и прекрасно зарекомендовал себя при создании автомобиля «Победа».
Проектанты сразу начали работать в нескольких направлениях, примером чего является вариант вездехода на гусеничном ходу, созданный в 1959 году.
Инженеры провели немалую работу, подыскивая готовые варианты узлов и агрегатов под новую модель.
Делалось это специально для того, чтобы уменьшить финансовые затраты на сборку вездеходов при серийном выпуске. «Козлик» как называли в народе модель, в нескольких вариантах был готов к серийному выпуску уже в 1951 году, но испытания показали, что недоработки по силовому агрегату и другие технические не горазды затормозили продвижения проекта.
И все же, эта модель уже усиленно рекламировалась везде, где только можно было, поэтому инженерам пришлось ускорить работы по устранению неполадок.
Как только разработку разрешили запускать в серию, модель начали собирать не только для нужд собственной армии, но и на экспорт.
Имеется весьма интересная информация, что экспортный вариант для поставок за границу серийно был налажен даже раньше, чем официально ГАЗ-69 начали выпускать для нужд советской армии и народного хозяйства.
К примеру, в 1958 году велась переписка, которая сбереглась в архивах, что советский внешторг Автоэкспорт заключил договор на поставку ГАЗ-69 в Индонезию.
Простота в конструкции, ремонтоспособность в самых экстремальных условиях и малые затраты на производство быстро сделали внедорожник популярным в СССР и странах, куда экспортировали модель.
ГАЗ-64
Эта модель является ответвлением в разработке внедорожников, предназначавшиеся для военных.
Для военных, чем проще в конструкции транспорт, тем он качественнее и важнее для боевых условий. Первые серийные сборки модели были начаты еще в 1941 году, при том, это был единственный вариант легкой техники, которую можно было использовать в условиях отсутствия дорог, выпускаемый для армейцев серийно.
Внедорожник полностью отвечал тем требованиям, которые на него возлагались: его можно было использовать и в качестве тягача для легких орудий и как штабную машину.
Единственным недостатком, который имел внедорожник, являлась узкая колея в 1,3 м, что часто становилось причиной опрокидывания машины вовремя передвижения по наклонным участкам.
Весной в 42-м на модель «примеряли» бронированный корпус, превратив, таким образом, обычный легковой автомобиль в броневик.
Интересный факт, который имеется относительно выпуска модели: простых ГАЗ-64 собрали всего 672 машины, зато бронированных собрали 3900 экземпляров.
В этом же году было решено модернизировать модель, усилив раму и увеличив ширину колеи до 1,4 м, что собственно усилило технические характеристики.
После модернизации модель получила условный индекс ГАЗ-67 и выпускалась серийно не только во время войны, но и после, доведя общее количество собранных экземпляров до 92 843 тыс. единиц.
Я-12
Здесь относительно классификации модели этого внедорожника даже сейчас возникает множество споров.
В 1942 году Красная армия столкнулась с острым дефицитом тягачей, предназначавшихся для буксировки артиллерийских орудий.
С доставкой легких орудий проблем практически не было, их можно было буксировать с помощью обычных грузовиков. Относительно гаубиц и другого тяжелого вооружения техники кроме обычных тракторов и танков не было.
Первый тягач Я-11, на котором для мощности установили два мотора с модели ГАЗ-ММ, с использованием ходовой части легкого танка Т-60, был готов к концу 42-го года.
До 1943 года сборкой внедорожника занимался коллектив Ярославского автомобильного завода, но после бомбежки, которая привела к разрушению моторного цеха, производство на некоторое время приостановили.
Отсутствие моторов могло полностью остановить сборку тягача. Но здесь помогли американцы, выделив 1500 моторов GMC-4-71, мощностью в 110 л. с..
Дополнительно американцы в комплектации передали примерно такое же количество 5-и ступенчатых КПП, после чего пройдя модернизацию, модель тягача получила название Я-12.
Для военного времени конструкторы не заморачивались ни оформлением дизайна, ни элементами комфорта, справедливо считая, что для страны, которая воюет с таким сильным врагом, каждая копейка была на счету.
Я-12 очень выгодно отличался от других советских тягачей, как скоростью, так и в техническом плане.
За один раз по пересеченной местности тягач мог брать на буксир груз весом в 8 тонн, при этом он мог двигаться со скоростью в 13-15 км/ч.
Тягач редко когда можно было увидеть порожним, так как его грузовая платформа была приспособлена для транспортировки не только грузов, но и военнослужащих.
Эта модель, одна из немногих просуществовала практически с самого начала войны, до ее окончания, войдя в поверженный Берлин в качестве победителя.