Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
По классическому определению сверхтяжелые танки — это танки у которых масса и габариты превышают пределы, общепринятые для тяжелых танков. Обычно сверхтяжелыми танками называют боевые бронированные машины тяжелее 75 тонн и с большими, чем у тяжелых танков размерами.
С момента своего появления на поле боя танки зарекомендовали себя как очень эффективное средство прорыва обороны противника. Однако их возможности были не безграничны, да и успешно бороться с ними научились довольно быстро.
В основу концепции сверхтяжелых танков легло предположение, что при значительном увеличении массы и габаритов можно добиться качественного скачка боевой эффективности. Неуязвимый для стандартной (в том числе и противотанковой) артиллерии и обладающий мощным вооружением танк должен был стать инструментом прорыва особо укрепленной обороны.
Эта концепция оказалась довольно живучей, начиная с Первой и вплоть до окончания Второй мировой войны все ведущие танкостроительные державы разрабатывали подобные машины. Отказались от нее только после появления принципиально нового противотанкового оружия, при котором дальнейшее наращивание защиты стало бессмысленным и других более дешевых и эффективных средств проламывания обороны.
Большинство разработок так и остались на бумаге или, в лучшем случае, ограничились изготовлением масштабных или полноразмерных макетов. Однако несколько проектов были доведены до воплощения в металле, были построены прототипы, а два супертяжа даже выпущены небольшими сериями. Ни одной из этих машин не довелось принять участие в боевых действиях. Тем не менее, они были довольно интересны и о них сейчас и пойдет речь.
№7 Char 2C (FCM 2C), Франция.
- Боевая масса 75 тонн.
 - Экипаж 12 человек.
 - Размеры:
 - Длина 10270 мм
 - Ширина 3000 мм
 - Высота 4090 мм
 - Вооружение:
 - 75-мм пушка APX Canon de
 - 4-5 пулеметов Гочкисса калибром 8 мм.
 - Бронирование:
 - Корпус:
 - Лоб 45 мм
 - Борт 30 мм
 - Корма 25 мм
 - Башня 35 мм по кругу
 - Силовая установка
 - Два двигателя с суммарной мощностью 2х180 л.с.
 - Скорость 15 км/ч
 - Запас хода 150 км
 
Char 2C безусловно стал первым сверхтяжелым танком в мире и единственным из них, принятым на вооружение и выпущенным небольшой серией в 10 экземпляров, отслуживших два десятка лет.
По геометрическим размерам он до сих пор крупнейший в мире из стоявших где-либо на вооружении и второй по величине из когда-либо построенных, уступив первенство «Царь Танку» Лебеденко.
Несмотря на то, что он был разработан в годы Первой мировой войны, он гораздо ближе к современным танкам чем его ровесники, так как в его конструкции реализован ряд перспективных технических решений, не успевших устареть до Второй мировой и прижившихся на танках сороковых годов.
Char 2C стал вторым в мире танком с вращающимися башнями, но у него первого основная орудийная башня была трехместной. Более того, он стал первым танком с длинноствольной 75 мм пушкой, такое мощное вооружение на танках других стран появится только через пару десятилетий.
Противоснарядного бронирования толщиной 45 мм не имел ни один его современник, подобное стало появляться на отдельных образцах только к концу тридцатых.
Char 2C получил пружинную подвеску сгруппированных в тележки катков, обеспечивающую мягкость и плавность хода. Аналогичные схемы применялись на многих танках Второй мировой. Заднее расположение ведущих колес впоследствии признано оптимальным и распространилось практически на всю бронетехнику.
Все технические сложности, возникающие при проектировании таких тяжелых машин, конструктора фирмы FCM решили по-французски легко и изящно.
Поскольку двигателей нужной мощности не существовало, установили два. Чтобы избавиться от проблемы согласования их работы и учитывая, что механическая трансмиссия при таких нагрузках получается слишком большой и тяжелой, выбрали электрическую трансмиссию, в которой каждый двигатель работает на свой генератор, а те, в свою очередь питают ходовые электромоторы.
Управлять танком теперь мог один человек, регулируя силу тока. Кроме того, при выходе из строя одного двигателя танк не терял подвижность, хоть и медленнее, но мог двигаться, что повышало живучесть.
Для тяжелых машин электрическая трансмиссия оказалась оптимальным решением. Подобная была реализована в первой половине сороковых на «Тигре», «Фердинанде» и «Маусе» доктора Порше в Германии и на танке ИС-6 Котина в Советском Союзе.
Отдельно стоит выделить остроумное и нестандартное решение проблемы обзорности. Обе башни оборудовали колпаками для наблюдения, в которых два бронированных цилиндра с узкими прорезями были вставлены один в другой и вращались в разные стороны с большой скоростью. Благодаря стробоскопическому эффекту появлялась видимая прозрачность, дающая почти идеальный круговой обзор, но предохраняющая наблюдателя от пуль и осколков.
В целом, имеющий мощное вооружение и неуязвимый не только для германских полевых 7,7 см орудий того времени, но и большинству появившихся позднее противотанковых пушек вполне мог решать задачи для которых предназначался. Скорость танку прорыва особо не нужна, так что 15 км/ч было вполне приемлемо. Особенно если учесть, что он мог обогнать английский Mk A, получившим за скорость наименование «Whippet» (борзая).
Char 2C без проблем преодолевал четырехметровые рвы и полутораметровые стенки, переходил вброд водные преграды глубиной 1,6 метра, ломал деревья до 30-ти сантиметров в диаметре и сносил стены кирпичных домов, проходя их насквозь.
К началу Второй мировой войны он, разумеется уже устарел, хотя вполне еще мог принять участие в боевых действиях. Довелось же повоевать нашему Т-35, созданному хоть и на десяток лет позже, но в рамках той же концепции. Однако до фронта он просто не доехал.
Своим ходом их гнать не решились, слишком долго получалось, да и ресурс практически выработан. Отправили по железной дороге, но после того как поезда застряли перед разрушенным тоннелем, разгрузить их не получилось. Экипажи взорвали их прямо на платформах. Впрочем, созданный для позиционной войны вряд ли он смог бы оказаться полезен в маневренной.
№6 K-Wagen (Kolossal-wagen). Германская империя
- Боевая масса 150 тонн.
 - Экипаж 22 человека.
 - Размеры:
 - Длина 12 800 мм
 - Ширина 5 900 мм
 - Высота 3 300 мм
 - Вооружение:
 - 4 капонирных 77-мм пушки
 - 6-7 пулеметов MG-08 калибра 7,92 мм.
 - Бронирование:
 - Корпус: 30 мм по кругу
 - Силовая установка
 - Два двигателя с суммарной мощностью 2х650 л.с.
 - Скорость 7,5 км/ч
 
Второй страной, приступившей к разработке сверхтяжелых танков, стала Германская империя. Выданные в марте 1917-го года технические требования отличались поистине имперским размахом, требовался монстр колоссальных размеров, вооруженный артиллерийской и пулеметной батареями для прорыва французских позиций.
Учитывая огромную массу и малую подвижность, ценность его как машины прорыва выглядит весьма сомнительной, это скорее подвижная крепость более пригодная для обороны в позиционной войне нежели для атаки.
Поскольку большинство узлов и агрегатов пришлось разрабатывать практически с нуля, проектирование затянулось почти на год.
Компоновочную схему заимствовали у английских танков, с гусеницами, охватывающими корпус и вооружением в бортовых спонсонах, по два орудия и два пулемета в каждом. Еще три пулемета были установлены в отделении управления, по одному в бортах и лобовом листе.
Впрочем, ходовая часть была довольно оригинальной, катки крепились не к корпусу, а к тракам гусениц и обкатывались по рельсовым направляющим, охватывающим корпус по бокам.
Для удобства транспортировки спонсоны сделали съемными, впрочем, весь танк разбирался на полтора десятка частей: по железной дороге его должны были перевозить в разобранном состоянии.
В апреле 1918-го года был выдан заказ на постройку первых десяти танков, по пять должны были изготовить шарикоподшипниковый завод «Рибе» и вагоностроительный «Вагонфабрик Вегман». Общий объем предполагался порядка сотни танков. Довольно оптимистично, при стоимости каждого не менее 500 тысяч рейхсмарок вся программа тянула на 50 миллионов, сумма для Германии в конце войны нереальная.
К завершению войны «Рибе» практически достроил первый танк, а во второй осталось установить двигатели. Подписание Версальского договора помешало «Колоссалю» стать самым большим по размерам и вторым по массе в истории танком, после заключения мира все пошло на переплавку. Тем не менее, он остается самым крупным из всех, которые когда-либо воплощались в металле.
№5 Panzer VIII Maus. Третий Рейх.
- Боевая масса 188,9 тонн.
 - Экипаж 6 человек.
 - Размеры:
 - Длина 9030 мм
 - Ширина 3670 мм
 - Высота 3660 мм
 - Вооружение:
 - 128-мм пушка KwK-44 L/55
 - 75-мм пушка KwK-40
 - Пулемет MG-34 калибром 7,92 мм.
 - Бронирование:
 - Корпус:
 - Лоб 200 мм
 - Борт 185 мм
 - Корма 160 мм
 - Башня:
 - Лоб 240 мм
 - Борт и корма 210 мм
 - Силовая установка
 - Двигатель мощностью 1250 л.с.
 - Скорость 20 км/ч
 - Запас хода 100 км
 
К теме сверхтяжелых танков в Германии вернулись в начале сороковых годов. Программу инициировало Управление вооружений, разработав в 1941-м году технические требования на 70-ти тонный танк. Основанием послужило знакомство с проектами французских сверхтяжелых танков, которые в сороковом году должны были прийти на смену Char 2C и дезинформация о том, что в Советском Союзе приняты на вооружение танки весом более 100 тонн. Впрочем, требования сразу начали корректироваться, и масса предполагаемого танка стала стремительно расти.
Настоящие страсти разгорелись после совещания, состоявшегося в июле 1942-го года на котором Гитлер пожелал увидеть сверхтяжелый танк прорыва уже в следующем году, причем потребовал еще больше усилить защиту и мощность вооружения.
Включившийся первым в конкурентную борьбу Крупп первым и сошел с дистанции, его 90 тонный «Löwe» (Лев) и 130 тонный W 1641 известный как Tiger-Maus, или Krupp-Maus остались только на бумаге. Предпочтение было отдано почти 190 тонному танку доктора Порше, получившему обозначение Pzkpfw.VIII Maus (Мышь). Впрочем, Крупп в накладе не остался, получив заказ на изготовление корпусов и башен. Электрическую трансмиссию отдали фирме Siemens, контракт на сборку танков получила фирма Alkett.
Деревянный макет «Мауса» в натуральную величину был показан Гитлеру в мае 1943-го года и сразу началась подготовка к его серийному производству. Прототип ожидался к концу сорок третьего года, а в сорок четвертом уже планировалось изготавливать по десятку сверхтяжелых танков в месяц.
Планы серийного производства серьезно подкорректировали союзники. Еще в июле их бомбардировщики так проутюжили заводы Круппа, что возобновить производство корпусов и башен можно было не ранее весны сорок четвертого. А в ноябре серьезно досталось фирмам Alkett и Siemens. Сверхтяжелый танк умер, не успев родиться. Запускать его в серию оказалось негде и не из чего.
Тем не менее, фирма Alkett ухитрилась не сорвать сроки изготовления прототипа. В первый испытательный пробег по развалинам заводской территории он отправился в конце декабря. В марте сорок четвертого приступили к изготовлению второго прототипа, а слегка ожившему Круппу заказали еще четыре корпуса.
Однако к июлю стало понятно, что сверхтяжелый танк лишний, в обозримом будущем никаких прорывов не предвиделось. Гитлер отдал приказ о сворачивании программы. Осталось два прототипа с одной башней на двоих, остальное пошло в переплавку.
Согласно приказа прототипы тоже надо было отправить в металлолом, но кто-то вовремя сообразил, что гораздо приятнее заниматься уже никому не нужными испытаниями на Куммерсдорфском полигоне, чем ползать по развалинам с фаустпатроном, прячась от советских танков. Кстати, доводить испытания до конца не стали.
Проверять, как он поведет себя в бою и сколько танков сумеет подбить, испытатели посчитали излишним и при приближении советских войск оба прототипа взорвали. И то схалтурили, из остатков удалось собрать вполне целый и комплектный экземпляр, который сейчас экспонируется в Кубинке.
Объяснить зачем создавался «Маус» с точки зрения здравого смысла невозможно. Самая расхожая версия, что это очередное «вундерваффе» Гитлера, неуязвимый и всесокрушающий «Железный капут». Он стал самым тяжелым танком в истории из всех когда-либо построенных. И вторым по размерам после Char 2C. Впрочем, француз рядом с ним смотрится худосочным родственником. На его фоне скромно выглядит даже самая крупная и тяжелая САУ войны «Ягдтигр», а ИС-2 кажется безобидной мелочью. Полностью неуязвимым он не стал, его пробивали 8,8 см пушки «Королевского тигра» и 12,8 см «Ягдтигра». Так что противоядие нашлось бы.
Тем не менее, надо отдать должное доктору Порше, ему удалось создать не только уникальную, но и вполне работоспособную машину. На испытаниях он не ломался, был довольно поворотливым и легко управлялся. Мог буксировать собственный вес (таскал за собой второй прототип). Продемонстрировал хорошую проходимость на бездорожье, без проблем двигался, утопая в грязь более чем на полметра. Остановился только когда его загнали в болото по башню, но после окапывания со всех сторон выбрался своим ходом. Спокойно взбирался по подъемам крутизной до 45 градусов.
«Маус» могли транспортировать по железной дороге на специальной платформе, ЖД мосты его держали. По автомобильным ездить не предполагалось, реки он должен был переходить по дну. Делалось это в паре. На загерметизированный и без экипажа переправляющийся танк получал электропитание и управлялся по кабелю от второго, стоящего на берегу.
Под занавес у «Мауса» появился конкурент. Когда он уже бегал по полигону, Крупп, скооперировавшись с Хеншелем попытался реанимировать свой проект супертяжелого танка под новым названием Е-100.
Проект 140 тонного танка активно лоббировал руководитель 6-го (танкового) департамента Управления вооружений Книпкамп, так как он идеально укладывался в его программу «Entwicklung» (развитие) по созданию танков серии Е. Однако до конца войны успели построить только два шасси с незаконченными корпусами и без башен, так что даже прототипом его назвать сложно.
№4 Type 100 O-I. Япония
- Боевая масса 100 тонн.
 - Экипаж 10 человек.
 - Размеры:
 - Длина 10 000 мм
 - Ширина 4 200 мм
 - Высота 4 000 мм
 - Вооружение:
 - 150-мм гаубица Type 96
 - 2 противотанковые пушки Type 1 калибра 47 мм.
 - 3 пулемета Type 97 калибром 7,7 мм.
 - Бронирование:
 - Корпус:
 - Лоб до 110 мм
 - Борт и корма до 70 мм
 - Корма 160 мм
 - Башня:
 - Лоб до 110 мм
 - Борт и корма до 70 мм
 - Силовая установка
 - Два двигателя суммарной мощностью 1100 л.с.
 - Скорость до 25 км/ч
 
Самым загадочным среди сверхтяжелых танков стал японский O-I. Объясняется это довольно просто, разработка носила высшую степень секретности и в конце войны, когда поражение стало неизбежным, вся документация была уничтожена. Сведений о нем очень мало и зачастую они противоречат друг другу. Тем не менее, постараемся собрать воедино все, что считается достоверным.
Разработку японского сверхтяжелого танка инициировал полковник Хидео Ивакуро, в 1939-м году возглавивший Департамент по делам армии, в ведении которого находились разработки всего нового вооружения. После прошлогодних поражений у озера Хасан и реки Халхин-Гол стало понятно, что японская бронетехника не может конкурировать с советской. Выход он нашел в создании гигантского танка, как минимум в два раза больше всех существующих.
За разработку проекта взялись специалисты «Mitsubishi» под руководством инженера Сигэо Отака. В качестве основной была выбрана многобашенная схема. Было разработано несколько проектов, менялась толщина брони, вооружение и количество башен. Первым стал 96-ти тонный Тип 96, потом 150-ти тонный Ми-То и его облегченная до 100 тонн версия O-I. Окончательный вариант 100 тонного танка, получивший обозначение Type 100 O-I был готов в марте 1941-го года.
Четырехбашенный танк оказался крупнее «Мауса», но почти в два раза легче и по защите был примерно равен «Тигру». Построили его к 1943-му году. Испытания «O-I» на полигоне Сагами разочаровали. В грязи он застревал и скидывал гусеницы, на твердом каменистом грунте раскалывались траки. Из-за неработоспособной ходовой части испытания были остановлены.
Военные пришли к выводу, что 100 тонн для танка это перебор и проект закрыли. Танк был разобран. До сегодняшнего дня дожил только поврежденный трак, выставленный в танковом музее Вакадзиси и несколько фотографий японских дотов, оборудованных танковыми башнями, которые по мнению специалистов предназначались для O-I.
№3 TOG II*. Великобритания.
- Боевая масса 82 тонны.
 - Экипаж 6 человек.
 - Размеры:
 - Длина 10 130 мм
 - Ширина 3 124 мм
 - Высота 3 275 мм
 - Вооружение:
 - 94-мм пушка Ordnance QF
 - Пулемет BESA калибром 7,92 мм.
 - Бронирование:
 - Корпус:
 - Лоб 114 мм
 - Борта 88 мм
 - Корма 50 мм
 - Башня:
 - Лоб 152 мм
 - Борт и корма 114 мм
 - Силовая установка
 - Двигатель мощностью 600 л.с.
 - Скорость 13,1 км/ч
 - Запас хода 100 км
 
История танков TOG началась осенью 1939-го года, когда военное ведомство предложило шестидесятилетнему Альберту Стерну, творцу знаменитых английских ромбовидных «Марков» создать «особый танк». За дело он взялся с энтузиазмом и уже через месяц был создан комитет по проектированию, в который он собрал всех, кто проектировал с ним танки в Первую мировую. Комитет получил название «The Old Gang» (старая банда), а создаваемые им танки аббревиатуру TOG.
Старая банда была глубоко убеждена, что смотреть вперед нет никакого смысла, потому что весь опыт сзади. Для начала к марту 1940-го года они выкатили проект TOG I, до боль напоминающий танки Первой мировой: с длинным корпусом-ромбом, который охватывали гусеницы, маленькой башенкой, 2-фунтовыми пушками в спонсонах и орудием во лбу корпуса.
Подвески не было как таковой, катки жестко закреплены на корпусе, скорость 11 км/ч. До сверхтяжелого танка он еще не дотягивал, вес всего около 65 тонн. Хотя военные в ужасе от него отказались, его всё-таки построили и возились с ним еще пару лет.
В начале сорок первого года появился TOG II. Концепция очень длинного танка для преодоления рвов осталась та же самая. Танк получил очень оригинальную ходовую, верхняя ветвь гусеницы пройдя ведущее колесо опускалась в тоннель над нижней и поднималась опять к ленивцу. Это позволило расширить корпус для установки большой башни. Появилась и торсионная подвеска.
Окончательный вид танк приобрел к концу сорок второго года, когда усилили бронирование и установили 17-фунтовое орудие. Он получил индекс TOG II*.
Танк TOG II* стал первым британским танком, который попал в категорию сверхтяжелых танков. Испытания в апреле 1943-го года подтвердили, что это самый тяжелый и мощный танк. Однако по совокупности боевых качеств он уступал даже немецкой «четверке», для современной войны он не годился. Возня с ним продолжалась до конца сорок четвертого года, но на вооружение его принимать отказались. По сути, возрастные джентльмены всю войну страдали ерундой, проектируя танки для войны, которая была два десятка лет назад.
№2 A39 Tortoise. Великобритания.
- Боевая масса 80 тонн.
 - Экипаж 7 человек.
 - Размеры:
 - Длина 10 060 мм
 - Ширина 3 910 мм
 - Высота 3 050 мм
 - Вооружение:
 - 94-мм пушка Ordnance QF 32 pounder
 - 5 пулеметов Besa MG калибром 7,92 мм.
 - Бронирование:
 - Корпус:
 - Лоб 228 мм
 - Борт 152 мм
 - Корма 101 мм
 - Рубка:
 - Лоб 279 мм
 - Борт и корма 228 мм
 - Силовая установка
 - Двигатель мощностью 600 л.с.
 - Скорость 19 км/ч
 - Запас хода 140 км
 
В начале 1943-го года Британский генеральный штаб начал подготовку к предстоящей высадке в Западной Европе. Ожидалось, что в ходе этой операции придется штурмовать сильно укрепленные немецкие позиции. Особенно беспокоила «Линия Зигфрида», насыщенная фортификационными сооружениями и протянувшаяся вдоль западных границ Германии на шесть сотен километров.
Концепция тяжелых танков прорыва опять стала востребована и была реанимирована в слегка измененном виде, так называемых «штурмовых танков». Это техника, в которой на первый план выходила защита, позволяющая выдерживать огонь противотанковой артиллерии и подходить к огневым точкам для их подавления как можно ближе. Мобильностью в этом случае можно было пожертвовать.
«Старую банду» на этот раз привлекать не стали, судя по всему их допотопные представления военных уже разочаровали. Проектирование отдали фирме Newffield mecanization ltd. Поскольку требования военных к защите и мощности вооружения очень быстро росли, разработка вылилась в полтора десятка последовательных проектов от АТ-1 до АТ-15, в которых масса возросла с 40 до 65 тонн, а вооружение усиливалось от 6-ти до 17-ти фунтового орудия. Окончательный вариант, АТ-16, который наконец был одобрен в феврале 1944-го года разъелся до 80-ти тонн и был вооружен 32-х фунтовой пушкой.
Собственно говоря, называть его танком не вполне корректно, вместо вращающейся башни машина получила неподвижную рубку, что переводит ее в разряд САУ.
Машине присвоили обозначение A39 Tortoise (Черепаха) и, отказавшись от изготовления прототипов для ускорения процесса, выдали контракт постройку к сентябрю сорок пятого года 25-ти штук. Война закончилась раньше. Штурмовать стало нечего и заказ урезали до 12-ти штук. В феврале сорок шестого решили, что хватит и шести, в итоге построили всего пять.
Две все-таки добрались до Германии, их покатали по британской оккупационной зоне на трейлере, проверяя возможность транспортировки тяжелой техники. На вооружение принимать не стали, от такого подарка вежливо, но решительно отказались и Королевский бронетанковый корпус, и Королевская артиллерия. Итог закономерен: три порезали на металлолом, одну расстреляли на полигоне, последняя попала в Бовингтонский музей.
№1 T28 — T95 США.
- Боевая масса 86 тонн.
 - Экипаж 4 человека.
 - Размеры:
 - Длина 7 496 мм (с пушкой 11 125 мм)
 - Ширина 4 554 мм
 - Высота 2 855 мм
 - Вооружение:
 - 105-мм пушка Т5Е1
 - Пулемет M2HB калибром 12,7 мм.
 - Бронирование:
 - Корпус:
 - Лоб 305 мм
 - Борт 152 мм
 - Корма 51 мм
 - Маска орудия 406 мм
 - Силовая установка
 - Двигатель мощностью 600 л.с.
 - Скорость 13 км/ч
 - Запас хода 160 км
 
В отличие от осторожных англичан, бравых американских военных никакие немецкие оборонительные линии не беспокоили. Они считали, что вполне хватит и Шерманов. Инициатива шла от Департамента вооружения. В сентябре сорок третьего года по примеру британцев была запущена программа разработки штурмового танка.
Руководство департамента представляло его в виде приземистой безбашенной машины с электротрансмиссией и 105 мм пушкой, защищенной 200 мм броней. По расчетам к началу высадки в Европе можно было успеть построить 25 таких машин.
Командование Американских танковых войск отнеслось к этой идее без энтузиазма, но решило, что раз «яйцеголовые» хотят новую игрушку, то пусть делают. Правда с традиционной механической трансмиссией и всего только три штуки. Препирались до апреля сорок четвертого. Окончательно сошлись на пяти, правда аппетиты выросли, и толщина лобового бронирования увеличилась до фантастических 300 мм.
Первоначально машина получила танковое обозначение Т-28, однако в феврале до Департамента вооружения дошло, что это все-таки САУ и название поменяли на самоходное T95.
За реализацию в мае сорок пятого года взялась компания Pacific Car & Foundry, в надежде на увеличение заказа в дальнейшем. Надежды не оправдались. После капитуляции Японии его урезали до двух машин. Первую в декабре сорок пятого отгрузили на Абердинский полигон, вторую в январе сорок шестого в Форт-Нокс.
Из когда-либо реализованных в металле Т-28 (Т-95) считается второй по массе после «Мауса» и одной из самых тяжелобронированных. На ней довольно оригинально решили проблему высокого удельного давления на грунт.
Копировать немецкую идею с транспортными и боевыми гусеницами не стали, просто с каждой стороны добавили по съемному гусеничному обводу. Тренированный экипаж мог их поставить или снять за пару часов. Прикрыли их такими же съемными 100 мм экранами аналогичными немецким на танке Т-100. Со снятыми экранами машина вписывалась в ЖД габариты, а на твердом грунте возила их за собой на прицепе.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Переплюнуть англичан по грандиозности проекта удалось, но вот по целесообразности и практичности нет. Оба образца ждала судьба английских машин. Хотя в июне сорок шестого года машине опять вернули танковое название Т-28, она по-прежнему не вписывалась в концепцию бронетехники США ни как танк, ни как самоходка. В итоге один прототип еще пару лет гоняли по полигону, пока он благополучно не сгорел и был разрезан на металлолом, второй попал в музей Паттона в Форт-Ноксе.
Поделись видео:
