Loading...
Тетрис в СССР придумали не для игры. Наше изобретение, которое до сих пор копирует весь мир - новости Подоляка

Тетрис в СССР придумали не для игры. Наше изобретение, которое до сих пор копирует весь мир

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
1
+1
6
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Вы думаете, Тетрис — это просто игра из детства? Ага, как и водка — просто напиток. На самом деле Тетрис придумали в СССР, чтобы проверить, выдержит ли мозг больше, чем советский процессор.

Но что-то пошло не так: вместо скучного теста родилось то, что захватило планету. Кто бы мог подумать, что из всех советских разработок самой прочной окажется именно падающие кубики?

Спустя 40 лет её используют для терапии травм, реабилитации после инсульта и подготовки пилотов.

Тетрис изначально сделали вовсе не для игры. Алексей Пажитнов, советский программист из Вычислительного центра Академии наук СССР, в 1984 году писал тестовую утилиту.

У программы было две задачи. Первая — проверить быстродействие компьютеров вроде «Электроники 60». Это были компьютеры без графики, с экраном, где всё рисовалось скобками и пробелами.

Алексей Пажитнов
Алексей Пажитнов

Параллельно игра должна была проверять реакцию операторов ЭВМ и их устойчивость к стрессу. Как оператор будет справляться в условиях стресса и вала задач.

Для этого идеально подходила ситуация, когда сверху валится хаос из фигур, и надо быстро принимать решения.

Инженеры шутят: Тетрис придумали не для веселья, а чтобы проверить, как быстро человек сломается, если сверху на него постоянно валится мусор разных форм.

-3

У моего папы, который работал программистом в вычислительном центре, игра сразу же появилась на домашнем компьютере. Называл он ее «Стакан» — из-за внешнего вида, так ее тогда у него на работе и прозвали. Мне тогда было пять лет и эта игра меня особо не заинтересовала, интерес пришел позже.

Неожиданно, программа с простым рабочим функционалом быстро увлекла сотрудников. Коллеги по институту стали массово залипать.

«Я думал, поиграют пару минут и забудут. А они не могли остановиться», — признается Пажитнов.

По его воспоминаниям, сотрудники центра «локтями отталкивали друг друга, чтобы поиграть».

-4

Программке быстро придумали элегантное название, которое стало сочетанием двух слов:

«Тетра» (от греческого «четыре») — потому что все игровые фигуры состоят из четырёх квадратов (тетромино);

«Теннис» — любимый вид спорта автора игры, Алексея Пажитнова.

800 строк кода и вся планета на крючке

Первая версия Тетриса — это всего 800 строк кода на Паскале. Сравните: типичная игра 2020-х — миллионы строк. А тут 800. И весь мир играет.

Шутка начала нулевых: Мама играла в Тетрис в юности. Теперь умеет складывать 28 разных кастрюль в один шкаф и 14 чемоданов в багажник «Лады».

Пажитнов писал код две недели. Без команды, бюджета, движка, маркетинга. В итоге — мировой рекордсмен по количеству версий, платформ и игроков.

Скобки на экране: как выглядел первый Тетрис

Оригинальный Тетрис выглядел примерно как плохой ASCII-арт. Никакой графики, только символы. Каждая фигурка — это набор скобок или пробелов. Геймплей? Простейший: блоки падают, ты их крутишь, пытаешься сложить ряд. Если собрал строку — она исчезает. Нет строки — фигуры накапливаются, пока стакан не заполнится и ты не проиграл.

-5

Но даже такой аскетичный вид не остановил игру от вирусного распространения. В институте игра ходила на флоппи-дисках как подпольная музыка. Люди устраивали соревнования. Операторы ЭВМ «гоняли в Тетрис» вместо работы — кто быстрее уложит строчки и останется жив.

А потом игра «утекла» за границу… и началось.

Побег через Венгрию: как Тетрис захватил мир

В 1986 году Тетрис попал в руки венгерских программистов. Они портировали его на западные платформы, и тут на сцену вышел Роберт Стайн — британец, который по переписке попытался получить права. Пажитнов вежливо ответил: «в принципе интересно», а Стайн уже продал лицензии в США и Великобританию. Права причем принадлежали не лично Пажитнову, а его организации, поэтому даже такой формальный его ответ не имел значения.

-6

Началась юридическая вакханалия. Советская организация ЭЛОРГ, Nintendo, Atari, Mirrorsoft, Tengen — все бились за права. В итоге выиграла Nintendo: Game Boy с Тетрисом стал хитом. Только этих консолей с игрой продали больше 30 миллионов. А копий всех версий Тетриса — более 520 миллионов.

Интересный факт: суд обязал Atari уничтожить свои картриджи с Тетрисом.

Нейробиология Тетриса. Почему мозг любит падение фигурок

Оказалось, что Тетрис не так прост, как кажется. Поэтому и захватил внимания такого количества людей.

Учёные обнаружили, что он тренирует мозг. Активируются зоны планирования, координации, визуального мышления. Мозг буквально входит в состояние потока.

Тетрис позитивно влияет на объём гиппокампа (зоны мозга, связанной с памятью и эмоциями).

Космонавт Александр Серебров играл в Тетрис в невесомости.
Космонавт Александр Серебров играл в Тетрис в невесомости.

Тетрис активирует зоны планирования, пространственного мышления и координации движений. После 12 недель игры кора головного мозга утолщается в лобных и теменных долях. Эти отделы связаны с развитием когнитивных функций, критического мышления и многозадачности.

После нескольких недель регулярной игры мозг начинает работать более эффективно: снижаются энергозатраты при решении сложных задач. Заметно улучшается скорость обработки информации.

Эффект сравним с регулярной игрой в шахматы! Которые считаются главной интеллектуальной игрой в человеческой истории.

-8

Его использовали в психологических целях. Например:

  • После аварии? Играй в Тетрис — поможет не зафиксировать флешбэк.
  • Не можешь уснуть? Несколько линий Тетриса и мысли уложатся, как блоки в стакане.
  • Видишь падающие фигурки с закрытыми глазами? Поздравляю, у тебя «эффект Тетриса». Его описали даже у людей с амнезией.

В экспериментах с солдатами и медиками Тетрис снижал тревожность и частоту навязчивых воспоминаний до 70%. Мозг занят построением, значит, не пережёвывает травму. Тетрис стал официальным инструментом в терапии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Злободневное: Тетрис — это когда ты строишь-строишь, стараешься, складываешь… а потом всё исчезает. Привет, зарплата!

-9

Кроме этого Тетрис используют в профессиональных целях. Например, как:

  • частью реабилитации после инсульта,
  • тренировочный симулятор для пилотов,
  • алгоритм для упаковки на складах,
  • развлечением на орбите (Game Boy с Тетрисом летал на «Мир»).

Современные логисты используют «принципы Тетриса» для планирования загрузки фур.

Самая копируемая игра в истории

-10

Тетрис есть везде до сих пор: от старых калькуляторов до умных часов. На сегодняшний день — более 200 официальных версий, тысячи клонов, десятки фанатских модификаций.

Самые безумные:

  • Bastet — алгоритм, который специально мешает.
  • Tetris 99 — баттл-рояль на 99 игроков.
  • Tetriller — в стакане живёт человечек, и ты должен его спасти.

Но суть осталась прежней: собираем порядок из хаоса. За это игру и любят.

Как сложилась судьба автора Тетриса

Алексей Пажитнов с сыном, 1989 год, Москва
Алексей Пажитнов с сыном, 1989 год, Москва

12 лет Алексей Пажитнов не получал с игры ни копейки. Работал простым научным сотрудником.

В 90-е государственная лицензия на Тетрис истекла. И Пажитнов переехал в США и, наконец, стал получать доход от своего изобретения.

Работал в Microsoft, делал новые головоломки — Pandora’s Box, Hexic HD и другие. Сегодня ему 70. Живёт в Сиэтле, пишет стихи и придумывает игры «для души».

«Я делал это не ради славы. Просто хотел хорошую задачу для компьютера», — говорит он.

-12

Он регулярно бывает в России, выступает на конференциях, у него квартира в Москве. Пажитнов женат у него двое детей. В 2017 году его сын Дмитрий трагически погиб в горнолыжном происшествии

Забавно, но принцип «создать порядок из хаоса» — это не чисто человеческое явление.

Сама Вселенная в свое время произошла именно так. После Большого взрыва тогда еще совсем юная Вселенная была вместилищем хаоса, бурной неконтрольной энергии. И потом в ней стали проявляться первые элементарные частицы, да и появились законы физики, которые стали организовывать материю. Все это привело к появлению первых звезд, планет, галактик. А в итоге — и нас с вами.

-13

Получается, что Тетрис в своем абстрактно-схематичном виде уловил этот красивый принцип мироздания.

Человечество любит порядок, даже если он из фигурок. Потому что в мире, где всё валится сверху, у тебя есть одна кнопка — повернуть. И ты жмёшь.

Вот почему весь мир до сих пор копирует Тетрис. Потому что он — про нас.

+1
1
+1
6
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии