Loading...
Тайна гибели советской подводной лодки К-129 с ядерными ракетами на борту. Её тайно подняли со дна американцы - Подоляка

Тайна гибели советской подводной лодки К-129 с ядерными ракетами на борту. Её тайно подняли со дна американцы

Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D

+1
0
+1
3
+1
2
+1
0
+1
0
+1
2
+1
7
Тайна гибели советской подводной лодки К-129 с ядерными ракетами на борту. Её тайно подняли со дна американцы

Сегодня мы снова продолжаем рассказывать про памятники рубкам подводных лодок, встреченные нами в различных уголках страны и в этот раз мы расскажем про крайне необычную рубку из… бетона на заброшенной базе подводных лодок «Ракушка», посвящённую трагической гибели подводной лодки К-129 проекта 629А, затонувшей вместе с ядерным оружием и тайно поднятой американцами.

Фото 1959 г. с подводной лодкой К-129 во время испытаний на Тихоокеанском флоте в заливе Петра Великого, найденное в интернете.

История К-129:

15 марта 1958 г., когда в г.Комсомольск-на-Амуре на заводе № 199 им. Ленинского комсомола была заложена эта подводная лодка проекта 629 под своим первым наименованием Б-103.

2 августа того же года она была зачислена в списки кораблей Военно-Морского Флота как большая подводная лодка, а после сформирования экипажа, он вошёл в подчинение 80-й бригады строящихся кораблей Тихоокеанского флота и в августе 1959 г. приписан к 220-му дивизиону строящихся подводных лодок этой бригады.

6 мая 1959 г. подлодка была спущена на воду и была перевезена в г. Владивосток на «Дальзавод» для дальнейшей достройки и прохождения сдаточных испытаний, где её экипаж был подчинён 4-й отдельной учебной бригаде подводных лодок ТОФ.

31 декабря того же года подводная лодка была достроена и после подписания приёмного акта вступила в строй, а 2 февраля 1960 г. зачислена в состав Тихоокеанского флота и вошла включена в состав 123-й бригады 40-й дивизии подводных лодок с местом базирования в бухте Улисс.

16 июня 1960 г. лодка была причислена к крейсерским подводным лодкам и 30 июня совершила переход на Камчатку в г. Вилючинск, где 1 июля вошла в состав 123-й бригады 10-й дивизии подводных лодок, а приказом Командующего Камчатской военной флотилии № 00294 от 02.08.1960 она получила новое название К-129 и 2 сентября переведена в состав боевого ядра 1-й очереди.

15 июля 1961 г. К-129 перешла в состав 29-й дивизии 15-й эскадры подводных лодок и 18 сентября того же года переведена в резерв, совершив переход в г. Владивосток, где встала на навигационный ремонт до весны 1962 г., а 23 августа 1962 г. была переведена в состав боевого ядра 2-й очереди.

Фото 1967 г. с подводной лодкой К-129 во время ходовых испытаний после модернизации, найденное в интернете.

Модернизация К-129:

С 18 по 25 сентября 1963 г. лодка принимала участие в командно-штабных учениях «Маяк», а 17 декабря снова перешла в г. Владивосток, где на «Дальзаводе» с 4 марта 1964 г. по 10 апреля 1967 г. проходила модернизацию по проекту 629А, став головной лодкой этого проекта и находясь в подчинении 4-й отдельной бригады 6-й эскадры подводных лодок на это время. 31 августа 1964 г. модернизированная подлодка снова вошла в строй.

20 мая 1966 г. К-129 была причислена к подклассу больших подводных лодок, а 30 мая 1967 г. был подписан акт о её приёмке в эксплуатацию и она вернулась на Камчатку, где 13 сентября 1967 г. снова вошла в состав 29-й дивизии 15-й эскадры подводных лодок.

С 22 сентября по 30 ноября 1967 г. К-129 ходила в поход, где выполняла задачи боевой службы под командованием капитана 1-го ранга В. И. Кобзаря, по итогам которого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22.02.1968 г. командир был награждён орденом Красной Звезды.

В декабре 1967 г. экипаж К-129 убыл в отпуск. На это время его заменил резервный 453-й экипаж, но уже в январе 1968 г. экипаж К-129 был отозван из отпуска из за неготовности к плановой боевой службе другой подлодки дивизии, на которую был перенаправлен резервный экипаж. После возвращения экипажа лодка снова вошла в состав боевого ядра 1-й очереди.

В феврале 1968 г. штабом КчВФл под руководством НШ КчВФл контр-адм. Б. Е. Ямкового на лодке была проведена проверка готовности к выполнению боевой службы и она совершила контрольный выход под командованием капитана 2-го ранга В. В. Куренкова, а 24 февраля К-129 вышла на боевую службу в район Гавайских островов под командованием капитана 1-го ранга В. И. Кобзаря.

Смоделированное изображение подъёма К-129, найденное в интернете на сайте sparklogic.ru.

Гибель К-129:

В этот, ставший роковым для экипажа выход на патрулирование, К-129 вышла с Камчатки 24 февраля 1968 г. под командованием капитана 1-го ранга Владимира Кобзаря с 98 членами экипажа на борту, имея на борту три баллистических ракеты подводного старта и две торпеды, оснащённые специальными ядерными боевыми частями. Некоторые командиры других подлодок отмечают, что времени на подготовку к выходу было слишком мало и командующий флотилией был против её выхода в море. Правда это или нет мы не знаем.

Подводная лодка, вооружённая ядерным оружием должна была скрыто произвести патрулирование и вернуться на место базирования 5 мая, но уже 8 марта К-129 пропала со связи и не ответила на контрольную радиограмму штаба Тихоокеанского флота.

В это время шёл самый разгар боевых действий во Вьетнаме и американские ВМС особенно тщательно старались отслеживать каждый замеченный советский корабль, а тем более подводные лодки в Тихом океане.

Тревоги добавило донесение разведки о заходе в японский порт Йокосуко американской подводной лодки «Суордфиш» с повреждениями, где принимались особенно усиленные меры безопасности, что породило подозрение о столкновении советской и американской подлодок, после чего в предполагаемый район по маршруту патруливрования в океане с глубинами около 5000 метров приблизительно в 1230 морских миль от Камчатки, на поиски были направлены корабли и самолёты СССР.

Первым в предполагаемый район прибыл морской буксир СБ-43 с заместителем командира соединения на борту капитан 1-го ранга Валентином Бецем, где он сразу же заметил кружащие американские патрульные самолёты «Орион», что лишь усилило подозрения.

Впоследствии на протяжении двух месяцев с 10 марта по 5 мая 1968 г. корабли прочёсывали район под пристальным наблюдением американцев. Помимо самолётов в районе появлялась и американская подводная лодка, которая была замечена, после чего ушла.

Во время поисков было обнаружено плавающее пятно дизельного топлива, после чего окончательно пришли к выводу, что К-129 погибла в этом районе, а 98 членов экипажа официально признали погибшими, но саму подлодку так найти и не смогли. От семей членов экипажа сколько могли скрывали произошедшее, но долго скрывать исчезновение всей команды было попросту невозможно.

Приказом Командующего Камчатской военной флотилии №00274 от 25.09.1968 К-129 была исключена из состава ВМФ.

Не смотря на подозрение в столкновении, официальной формулировкой возможной причины гибели лодки был назван «провал подводной лодки за предельную глубину вследствие поступления воды при движении под РДП через поплавковый клапан». Это устройство обеспечивало скрытность подлодки, уменьшая звук дизеля и выхлоп газов из воды и после происшествия главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Советского Союза С. Горшков запретил подводникам использовать РДП.

Смоделированное изображение подъёма К-129, найденное в интернете на сайте sparklogic.ru.

Обнаружение затонувшей лодки:

Выявив вероятный район гибели К-129, американцы направили в район поиска атомную подводную лодку специального назначения SSN 587 «Хэлибат», которая после второго выхода в море в августе 1968 г. обнаружила и обследовала советскую подлодку, за что командир «Хэлибат» был награждён медалью «За выдающиеся заслуги» и получил «Благодарность» в приказе Президента США.

Хотя наверняка американцы и так заранее знали точные координаты происшествия. На борту лодки были не только ядерные ракеты и торпеды, но и различная секретная документация и агрегаты, поэтому в американском ЦРУ приняли решение не сообщать СССР о находке и скрытно поднять останки лодки с глубины 5180 метров, хотя до этого в мире ещё никто не производил таких технически сложных операций.

Такая операция грозила международным политическим скандалом, ведь по международному морскому обычаю, корабль затонувший с экипажем на борту, считается братским воинским захоронением, которое нельзя трогать без согласия властей страны владельца корабля.

За осуществление подъёма К-129 со дна в рамках секретного проекта «Дженифер» (в сети его часто называют проектом «Азориан», но мы предпочитаем проверенные источники как Шторм глубины) стоимостью 500 000 000 долларов взялась компания американского бизнесмена Говарда Хьюза «Хьюз Тул», которая в 1970 г. начала переговоры о создании уникальных технологий глубоководных работ с «Глобал Марин Дивелопмент Инк» и «Локхид».

Не смотря на все скрытые меры, в посольстве СССР в Вашингтоне узнали о планах американцев по подъёму затонувшей К-129 благодаря анонимному письму. Все секретные шифры на флоте были изменены в целях безопасности, а в предполагаемый район стали периодически приходить советские разведывательные корабли.

А в 1972 г. с судостроительной верфи в Пенсильвании на воду было спущено для достройки на плаву секретное судно «Гломар Эксплорер», предназначенное для глубоководного подъёма затонувших кораблей, которое было замаскировано под шельфовый нефтеразведчик.

После достройки судно перешло в Реджвуд-Сити в Калифорнии, где к нему добавили баржа-понтон НМВ-1 для транспортировки подъёмных монтажных конструкций, оснащённый 50-метровыми захватами, которыми планировалось поднимать затонувшую советскую подлодку.

Подъём подлодки со дна и вскрытие тайны:

А в ночь с 4 на 5 июня 1974 г. произошёл случай, который сделал тайный проект достоянием общественности. Тогда в Лос-Анжилесе местные грабители смогли пробраться в помещение офиса Г. Хьюза, где вскрыли сейф и украли секретные документы о операции по строительству судна для подъёма подлодки. Не придумав ничего лучше, грабители начали шантажировать ЦРУ, требуя 500 000 долларов за возвращение документов.

Тем временем в целях маскировки в районе, затонувшей К-129 постоянно находилось исследовательское судно «Гломар Челленджер», однотипное с секретным «Гломар Эксплорер», поэтому при его появлении в районе работ, советская разведка посчитала его тем же судном.

Пока в ЦРУ тянули время на переговорах и искали грабителей, в августе 1974 г. судно «Гломар Эксплорер» смогло поднять часть подлодки с шестью телами погибших советских моряков-подводников, которых с почестями захоронили в море. Позже в 1992 г. видеозапись этого события была передана России.

Подъём подлодки осуществлялся таким способом: В район пришли судно «Гломар Эксплорер» и баржа-понтон НМВ-1, который в притопленном виде завели под судно и стали спускать на глубину автоматически свинчивающиеся под наблюдением камер под водой 9-метровые трубы в количестве 600 штук. После сборки и спуска захвата, под управлением главного конструктора платформы началась процедура подъёма лодки, в ходе которой один из захватов треснул при ударе об океанское дно, но всё таки смог захватить лодку.

Тем не менее при подъёме лодки трещина окончательно лопнула и захваты в носовой части лодки отвалились. Корпус лодки переломился и его часть вместе стала уходить обратно на дно. Тем не менее часть лодки американцы всё-таки смогли поднять.

После завершения операции в ЦРУ выдвинули свои условия грабителям, на которые они не согласились и продали их журналистам, а 8 февраля 1975 г. в газете «Лос-Анжилес таймс» вышла сенсационная статья о секретном проекте этого судна для подъёма подлодки. Тогдашний директор ЦРУ Уильям Колби пробовал замять произошедший слив и призывал журналистов забыть об этом деле в интересах национальной безопасности, но в ответ журналисты выпустили ещё ряд статей с большими подробностями. Тогда Москва сделала официальный запрос и получила уклончивый ответ.

Смоделированное изображение подъёма К-129, найденное в интернете на сайте sparklogic.ru.

Противоречия версий и ядерные ракеты:

Существует несколько версий гибели К-129, и некоторые из них до сих пор вызывают споры. Правительственная комиссия рассмотрела множество возможных причин гибели подводной лодки, включая взрыв боезапаса или аккумуляторной батареи, проникновение воды из-за неисправности системы подачи воздуха к дизелям, работающим на большой глубине или через пробоину, образовавшуюся в результате столкновения с другой подлодкой. Могли также играть роль другие внешние причины, такие как малоизученные внутренние волны в океане.

Версия США:

Когда до лодки оставалось всего несколько десятков метров, главный конструктор подводной платформы занял место за рычагами управления захватом. Даже он, опытный и уважаемый специалист, не устоял перед соблазном стать не только теоретиком, но и исполнителем главной части операции. Однако его неопытная рука привела к тому, что захват ударился о грунт. Оператор неправильно рассчитал расстояние до лодки, не учитывая эффект преломления света в воде. От сильного удара одна из клешней треснула, но тем не менее удалось захватить корпус К-129 и начать его подъем на поверхность океана.

Когда лодка почти достигла поверхности, поврежденная клешня рассыпалась, и теперь оставалась удерживать ее только одна пара клешней в носовой части, но далее произошло неожиданное событие. Корпус подлодки начал разрушаться из-за повреждений и раскололась, а большая часть корпуса, вместе с погибшими и баллистическими ракетами, начала погружаться в океанскую бездну. Более того, внезапно из этой части выпала ракета с ядерным зарядом и начала медленно опускаться ко дну. Все остановились в ужасе, представляя себе последствия возможного взрыва. Однако, к счастью, взрыва не произошло.

Носовая часть лодки оказалась в огромном отсеке «лунный бассейн» на подводной платформе «Гломар Эксплорер». Примерно в это же время появились советские разведывательные суда и начали фотографировать судно, которое со своей «добычей» снялось с якоря и двинулось к берегам США.

После откачки воды из внутреннего бассейна баржи, американские специалисты занялись изучением поднятой части лодки. Войти внутрь было почти невозможно, т.к. всё было искорёжено взрывом и сдавлено и огромным давлением воды. Тем не менее им удалось извлечь оставшиеся в носовом отсеке ядерные торпеды. Во всяком случае так описывают ход событий американские источники, которые видимо специально умолчали о ряде принципиальных спорных вопросов.

Версия СССР:

Найденная подлодка лежала на дне без видимых повреждений. Вероятно она сначала получила внешние повреждения, после чего вода постепенно начала проникать внутрь, распространяясь по отсекам постепенно, поэтому тонула относительно медленно, а давление внутри лодки плавно сравнивалось с внешним по мере погружения, а при подъеме лодка переломилась в месте пробоины.

Версия Клайда Барлисона в книге «Проект Дженифер»:

Клайд Барлисон полагает, что ЦРУ специально дезинформировало СССР, чтобы скрыть истинные события. Он считает, что К-129 уже на глубине полностью развалилась на части, а американцы знали об этом с самого начала, поэтому планировали поднимать лодку по частям. В его пользу свидетельствует то, что «лунный бассейн» на «Гломар Эксплорер» имел длину всего около 60 метров, в то время как длина лодки составляла почти 100 метров и просто не поместилась бы в него. По мнению Барлисона, из-за огласки операции в СМИ в 1975 г., ЦРУ пришлось отказаться от второго и третьего этапов по подъёму останков подлодки.

Официально американцы сообщали только о нахождении тел шести советских моряков и подъёме носовой части. В октябре 1992 года директор ЦРУ передал президенту Ельцину видеозапись процесса захоронения шести моряков, трое из которых были идентифицированы. Они были захоронены со всеми почестями в Тихом океане на глубине 4 километра через два месяца послед подъёма. Однако, почему ЦРУ решило в первую очередь поднять не самую ценную для разведки среднюю часть подлодки, где были ракеты с ядерными боеголовками, шифры ВМФ, секретные приборы и документы, а начали операцию с подъёма носовой части он ответить не смог.

Иллюстрация подъёма К-129, найденная в интернете на сайте sparklogic.ru.

Самая вероятная версия:

Самой вероятной версией гибели подлодки считается, что К-129 в верхнюю часть боевой рубки случайно протаранила американская атомная подводная лодка, следившая за ней, когда она двигалась на перископной глубине в подводном положении и из за шума двигателя была «глухой».

В пользу этой версии говорят как оставшиеся поднятыми перископ с антеннами у затонувшей лодки, а также то, что в те времена американцы активно занимались сбором банка акустических шумов наших подлодок для их быстрого распознавания, из за чего в море произошла целая серия столкновений подлодок в подводном положении.

Есть ещё несколько версий о взрыве ракетного топлива или водорода с последующим подрывом ракет в шахтах лодки, которые по сей день детально изучают подводники, знающие устройство этой лодки, описывая различные нюансы, но если мы добавим эти версии в статью, то она станет просто бесконечной.
Ну и также есть ещё несколько других версий, которые не выдерживают критики, поэтому мы писать их просто не будем.

Лишь после распада СССР о гибели подводной лодки К-129 в России рассказали открыто. Позже лично тогдашнему президенту Б. Н. Ельцину американская сторона привезла и показала документальный фильм о подъёме подлодки.

Фото 1974 г. с памятником рубки К-129, найденное в интернете в личных альбомах Ю. Сахабутдиновой.

Памятник К-129:

Внимательный читатель спросит, а почему памятник этой подлодке стоит не на Камчатке или во Владивостоке, а находится здесь на бывшей базе подводных лодок в Ракушке?

Ну во-первых на Камчатке есть свой памятник погибшим морякам этой лодки, а во-вторых всё дело в том, что в 1971 г. 29-я дивизия подводных лодок, в состав которой входила К-129, была передислоцирована в Приморский край на эту базу Ракушка.

Так в память о тех трагических событиях силами экипажей других подводных лодок соединения, в качестве мемориала была построена эта бетонная копия рубки К-129 с её последним бортовым номером 574 и летом 1973 г. мемориал был торжественно открыт.

Ну а в 1994 г. дивизия была расформирована, после чего базу подводных лодок в Ракушке забросили и это бетонное ограждение рубки осталось зарастать деревьями среди руин гарнизона, забытое людьми.

Фото 1974 г. с памятником рубки К-129 на территории базы подводных лодок Ракушка, найденное в интернете на сайте Шторм Глубины.

Фильм:

В 1990-х гг.на экраны вышел американский документальный фильм о проведённой операции «Дженифер» с обилием компьютерной графики и искажёнными фактами, который критикуют подводники. Тот же это был фильм, что показывали Ельцину, или же другой, мы не знаем. Но многие подводники отмечают, что в частности на лодке не могли при таком давлении на глубине 5 км уцелеть баллистические ракеты, одна из которых якобы выпала во время подъёма, её бы просто сдавило и топливо в ней сдетонировало. Вызывают у них вопросы и множество других неправдоподобных моментов в том фильме, но разбирать его мы не станем т.к. не глубоководные специалисты, а просто интересующиеся темой любители.

Лично для меня остался не закрытым ещё один важный вопрос — а что собственно стало с боеголовками ядерных ракет, ведь в те годы они оснащались гораздо более мощными специальными ядерными боевыми частями из за небольшой точности. Они так и лежат на дне океана или их всё таки потом подняли разработанными позже советскими специальными глубоководными станциями, которые участвовали в обследованиях различных затонувших кораблей и подлодок в мировом океане? Именно об этом важном моменте мы так и не смогли найти информации во множестве публикаций на эту тему.

-10

Ну а так этот памятник выглядит сейчас.

-11

Прошло 30 лет с тех пор, как отсюда ушли военные подводники.

-12

Тем не менее очертания рубки всё ещё узнаются в этом бетоне.

-13

А также ещё осталось немного штукатурки с номером.

-14

И сюда даже кто-то ещё периодически носит цветы.

-15

Кстати сама рубка пустотелая и в неё даже можно войти.

-16

Правда её крыша уже обрушилась.

-17

По стенам видно, что раньше они были окрашены, а значит внутреннее пространство как-то использовалось.

-18

Ну а напоследок глянем на остатки гарнизона.

-19

О самой базе мы уже писали подробную статью, точнее про её скальную подземную торпедную базу, о которой вы можете почитать у нас на канале.

-20

Собственно от части остались лишь стены нескольких домов.

-21

Надписи над входом в штаб уже не прочитать.

-22

Все перекрытия рухнули, а внутри давно выросли деревья.

-23

Ну а так выглядят остальные здания рядом с памятником.

-24

Вот такая печальная история.

-25

А на этом всё.

-26
+1
0
+1
3
+1
2
+1
0
+1
0
+1
2
+1
7

Поделись видео:
Источник
Подоляка
0 0 голоса
Оцените новость
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии