Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
В истории Второй мировой войны немало примеров, когда техника, опередившая свое время, так и не получила заслуженного признания. Один из таких случаев — британский лёгкий танк «Тетрарх», или Light Tank Mk.VII (A17). В отличие от «Валентайнов», «Матильд» и «Черчиллей», хорошо известных благодаря масштабным поставкам по ленд-лизу, этот танк остался практически неизвестным широкой публике.
Тем не менее, за свою скромную боевую биографию он успел стать не просто рекордсменом, а инициатором нескольких важных технических прорывов — от первых в истории боевых выбросов на поле боя до создания системы плавающих танков.
Несмотря на то, что «Тетрархов» в СССР прибыло всего 20, и в самой Великобритании было построено чуть более сотни таких машин, именно этот танк первым прошёл через южный маршрут ленд-лиза — так называемый «Персидский коридор». Переброска произошла в декабре 1941 года, и, что удивительно, три танка этой партии дожили до конца войны, оставаясь на вооружении РККА вплоть до лета 1945 года.
Проектирование машины началось ещё в конце 30-х годов. На тот момент британские военные приходили к пониманию: эпоха пулемётных танков завершилась. Испанская гражданская война ясно показала, что современный танк должен быть вооружён пушкой и обладать высокой мобильностью. Именно в этой логике и рождался «Тетрарх» — замена устаревшего «патрульного» Mk.VI от Vickers-Armstrongs, который хоть и был прекрасным разведчиком в колониальных условиях, но на полях Европы оказался бы бесполезным.
Разработку поручили той же фирме — Vickers-Armstrongs, и с этого момента проект стал личным делом конструктора Литтла, сменившего погибшего Кардена. Литтл, ранее известный лишь в кругу специалистов, подошёл к задаче со всей оригинальностью: в конструкции шасси он применил уникальную схему с поворотными катками, каждый из которых был снабжён собственной рулевой трапецией.
Гусеницы при этом изгибались в горизонтальной плоскости, позволяя танку поворачивать по автомобильному принципу, но при необходимости — и по-танковому. Всё это выглядело впечатляюще и напоминало схему, позднее использованную в немецких бронеавтомобилях 8Rad и «Пума».
Сама идея была не лишена смысла — Литтл ранее уже разрабатывал сельскохозяйственный трактор по схожей схеме. Однако сложность конструкции, связанная с многочисленными поворотными узлами и проблемами технического обслуживания (чтобы добраться до коробки передач, требовалось снимать двигатель), сделали её слишком сложной в эксплуатации. Фермеры отказались, но военные посчитали, что справятся.
Танк официально был запущен в серию в 1938 году. Его компоновка постоянно уточнялась: изменяли вооружение, усиливали конструкцию, менялись производственные планы. В конце концов, чтобы не ломать голову с классификацией, британцы просто ввели новый тип бронетехники — лёгкий крейсерский танк, и «Тетрарх» стал первым и единственным представителем этого класса.
В войска «Тетрархи» начали поступать к лету 1941 года. Первой машиной обзавелась 1-я бронетанковая дивизия. Но на Ближнем Востоке быстро выяснилось: сложная ходовая часть и высокая температура не идут на пользу боевой эффективности. Мотор перегревался, проходимость по песку была посредственной. Неудивительно, что от 20 машин охотно избавились, отправив их по южному ленд-лизу в СССР.
И вот здесь случился неожиданный поворот. В условиях умеренного климата и в сравнении с Т-60, английская машина оказалась весьма конкурентоспособной. 40-мм пушка, пулемёт, хорошая подвижность, бронирование от 10 до 16 мм и удельная мощность в 22 л.с. на тонну впечатлили советских танкистов. Максимальная скорость в 64 км/ч делала «Тетрарх» самым резвым в своей весовой категории. Он получил положительные отзывы, но, несмотря на это, дальнейшие поставки не последовали — в приоритете были более тяжёлые машины, такие как «Матильда» и «Валентайн».
Тем не менее, на Северокавказском фронте, куда попали британские лёгкие танки, они использовались активно. Машины не только обеспечивали охрану ленд-лизовских конвоев, но и принимали участие в боях 1943 года.
С этим связана и одна из двух крупных дипломатических ссор. Репортёр ТАСС Редькин, побывавший на фронте, был впечатлён маневренностью «Тетрархов» и подготовил фотоматериал, который был опубликован в советской прессе. Проблема в том, что британцы на тот момент считали танк строго засекреченным. Когда публикация дошла до Лондона, последовал протест, и дело дошло до дипломатического вмешательства. Газетам строго-настрого запретили публиковать изображения не только «Тетрарха», но и танков «Черчилль».
Казалось бы, на этом всё. Однако вскоре фотографии каким-то образом попали в распоряжение американского агентства Associated Press. Материал тут же был опубликован в США, что вызвало уже международный скандал. Британская сторона вновь выразила протест, и разбирательства продолжались более месяца.
Тем временем, танк продолжал привлекать внимание инженерных кругов. В истории он остался как первая машина, сброшенная на поле боя с помощью планера. В 1944 году, во время высадки в Нормандии, «Тетрархи» были доставлены к месту боя десантными планерами GAL 49 Hamilcar Mk.I и впервые применены в соответствии с концепцией авиадесантного танка. До этого даже немецкие машины доставлялись по воздуху лишь частично и никогда не выбрасывались непосредственно в зону боевых действий.
Ещё одно новшество, реализованное именно на «Тетрархе», — система Duplex Drive, разработанная Штраусслером. Она позволяла танку преодолевать водные преграды вплавь. Раскладной экран по периметру корпуса и гребные винты превращали боевую машину в амфибию. Позднее эту систему взяли на вооружение американцы, активно применяя её при десантных операциях на Тихом океане, высаживая плавающие «Шерманы» на острова.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Таким образом, «Тетрарх» стал пионером сразу в нескольких направлениях: первый ленд-лизовский танк, прибывший по южному маршруту, первая машина, десантированная с воздуха, первый плавающий танк с системой Duplex Drive. Но несмотря на столь впечатляющие заслуги, развитие бронетехники пошло другим путём — к более тяжёлым и надёжным конструкциям, а задачи разведки и мобильного боя всё чаще стали доверять бронеавтомобилям.
Его судьба — наглядный пример того, как технические новации могут быть забыты, если они появляются слишком рано. Но место в истории у «Тетрарха» всё же есть, и оно заслуженное.
Поделись видео:
