Добавь сайт в закладки нажми CTRL+D
Легкий танк Pz.Kpfw.II был разработан в 1934-м году и спустя два года запущен в производство в качестве временного решения проблемы укомплектования немецких танковых войск техникой до создания полноценных боевых машин.
Временное частенько становится постоянным, и в предвоенные годы он стал основой Панцерваффе. Достаточно сказать, что на момент начала Второй мировой войны среди танков вермахта «двоек» была почти половина, а из выделенных для проведения операции «Барбаросса» третья часть.
Немецкие генералы в мемуарах часто относят его к учебным танкам, которые совершенно внепланово и случайно, исключительно из-за отсутствия альтернативы, заполнили такую большую нишу в структуре бронетанковых войск. Немного лукавят, учебным он точно не был. Pz.Kpfw.II производили почти 8 лет, 7 последних машин сошли со сборочных линий в январе 1944-го года.
На протяжении всего выпуска он постоянно модернизировался, и если первые модификации действительно были далеки от идеала, то уже к 1938-му году он стал одним из лучших легких танков в мире, уступая по всем трем параметрам (бронирование, вооружение и подвижность) только чешскому LT vz.38 (Pz.Kpfw.38(t)). На начальных этапах войны он играл довольно важную роль в наступательных операциях вермахта.
Немецкие военные теоретики важнейшей составляющей блицкрига считали танковые части. Основным инструментом должны были стать маневренные танки, массой порядка 20-ти тонн, вооруженные противотанковой пушкой и двумя пулеметами.
Попытка создания многобашенных танков сначала «Grosstraktor», а затем «Neubaufahrzeug» оказалась неудачной, стало понятно, что «полноценного боевого» в ближайшее время не появится. Чтобы хоть как-то комплектовать танковые войска и стимулировать развитие танковой промышленности пустили в серию легкий танк Рz.Kpfw I. Хотя, по сути, это скорее танкетка с двумя пулеметами во вращающейся башне.
После нескольких безуспешных попыток модернизации, Управление вооружений понимает, что ни 20 мм пушку, ни трех членов экипажа в шасси Рz.Kpfw I вписать не получится и в январе 1934-го года инициирует проект более тяжелого танка. Поначалу он получил наименование «verstaerkter Kleintraktor 6», то есть «усиленный малый трактор 6-тонного класса», потом обозначение конкретизировали: La.S.100 (сельскохозяйственный трактор со 100-сильным двигателем). Проект разрабатывается на конкурсной основе, к разработке приступили фирмы Krupp, Henschel и MAN.
Конкурс, и, соответственно, заказ на 75 танков первой серии выигрывает MAN, которая для разработки корпуса и башни привлекла имеющую большой опыт фирму Daimler. Танк переименовывают в Pz.Kpfw.II, так как на Версальский договор уже окончательно забили, и «тракторная» маскировка становится ненужной. Первая серия Pz.Kpfw.II Ausf.a выпускалась тремя партиями, которые отличались друг от друга различными доработками конструкции корпуса и подвески. Партии получают собственные обозначения: а/1, а/2 и а/3.
К этому времени становится понятно, что «двойку» придется выпускать долго и в больших объемах, так как разработки перспективных Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw. IV, начатые после провала программы многобашенных танков еще не вышли из стадии эскизного проектирования. Вторую серию «двоек» Pz.Kpfw.II Ausf.b заказали сразу в количестве 100 штук. Изменений стало еще больше.
Удлинили корпус, переработали систему охлаждения двигателя, опять доработали ходовую. Но, несмотря на все усилия, ходовая часть по-прежнему оставалась слабым местом, после учений 1936-го года ее резко раскритиковали за недостаточную прочность и неудовлетворительную плавность хода.
Похоже идеи по доработке проблемного узла на MAN закончились, и следующая модификация Pz.Kpfw.II Ausf.c, получила совершенно новую конструкцию ходовой части. На каждый борт по пять опорных катков среднего диаметра с индивидуальной рессорной подвеской. Она на долгое время стала отличительной особенностью всех «двоек» и оказалась очень удачной.
Несмотря то, что в результате всех доработок, включая увеличение толщины брони корпуса и башни, танк потяжелел на тонну (до 8,9 тн), его ходовые характеристики повысились. Pz.Kpfw.II Ausf.c разгонялся до 48 км/ч по шоссе и 24 км/ч по проселку, обеспечивая хорошую плавность хода. Эта модификация была выпущена двумя партиями по 100 штук.
Разобравшись с подвеской, конструктора MAN приступили к окончательной доводке машины. Поставили новый двигатель от Maybach и модернизированную трансмиссию с планетарным механизмом поворота. Танк, получивший индекс Pz.Kpfw.II Ausf.A был готов к массовому производству.
В вермахте, конечно, хотели другой танк, посолиднее, но утешились и этим. Как сказал классик «за неимением гербовой, пишем на простой». Впрочем, он был не таким уж и простым, на момент начала производства это был лучший танк мира в своем классе. С конца 1936-го года к выпуску помимо MAN приступили MIAG, FAMO и Wagonfabrik Wegmann und Ko, а весной 1937-го Управление вооружений приказом запретило любые доработки конструкции, так как они приводили к неразберихе и снижали темпы производства. Поэтому модификация Pz.Kpfw.II Ausf.B не модернизация, а простая технологическая доработка.
По утверждению ряда источников, боевой дебют «двоек» состоялся в Испании. Вряд ли это соответствует действительности, так как никакого документального подтверждения, что они там вообще побывали, нет. Но испанские события влияние все же оказали влияние, заставив задуматься об усилении защиты, и привели к появлению модификации Рz.Kpfw II Ausf.С.
Мудрить особо не стали, просто на носовую часть корпуса, подбашенную коробку и лоб башни наварили дополнительные бронеплиты толщиной 20 мм. Как потом оказалось, особого эффекта это не дало. Если в Польше все прошло благополучно, то во Франции начались неприятности. 20 мм пушка не могла справиться даже с легкими французскими танками, а вот их 37 мм орудия пробивали «двойки» в любой проекции.
В принципе, от «двоек» уже ничего не ждали, и развитие на этом могло и закончиться. Иного мнения был Книпкамп, который успел заработать непререкаемый авторитет, да еще и сидел на высокой должности в Управлении вооружений. Он считал, что панцерваффе нужны более быстрые танки, со скоростями за 70 км/ч. Кроме того, продвигал торсионную подвеску, считая рессоры пережитком прошлого.
В начале 1937-го года он поручает MAN разработку нового шасси. Ориентиром становится шведский танк Landsverk L-60. Выбор не такой парадоксальный, как может показаться на первый взгляд. Подвеска шведа была разработана в КБ Порше, а сама фирма Landsverk входила в промышленную группу GHH, подконтрольную концерну MAN.
Переделкой подвески не ограничились. Заодно перекомпоновали и все шасси. Это была уже не модификация «двойки», а, по сути, новый танк с ходовой по типу «полугусов» Книпкампа. Разрабатывали сразу в двух вариантах, Ausf.D и более продвинутая версия Ausf.E. Однако то, что было хорошо для полугусеничных тягачей Книпкампа, на танках работать не захотело. До серии они добрались в виде, очень отличающемся от исходной концепции.
Единственным преимуществом перед Ausf.С оказалась увеличенная на 10 км/ч скорость, что было непринципиально, так как на дальние расстояния танки возили на грузовиках, с которыми «быстроходный» танк не мог соперничать. Быстрые и продвинутые Ausf.D/E проиграли более медленному, но обладавшему лучшей проходимостью и надежностью танку, который должны были заменить. Ausf.D выпустили ограниченной серией, а от Ausf.E отказались.
Последней «классической двойкой» стала модификация Pz.Kpfw.II Ausf.F. Это, в принципе, та же Ausf.С., только с защитой из цельных бронеплит толщиной до 35 мм. Ее производство было вынужденным, так как на комплектацию создававшихся в большом количестве новых танковых частей Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw. IV категорически не хватало. Пришлось продолжить выпуск освоенной машины, несмотря на явное недовольство панцерваффе, считающих ее откровенно устаревшей, особенно на фоне LT vz.38 (Pz.38(t)) который начал поступать на вооружение с 1939-го года.
Несмотря на то, что модификации Ausf.D/E откровенно «не зашли», с идеей «скоростного» танка Книпкамп расставаться не спешил. На этот раз он решил перетащить на «двойки» и свою подвеску с шахматным расположением катков, за которую его ненавидели все танкисты, которым приходилось заниматься обслуживанием и ремонтом. В результате появляется еще одна модификация Ausf.G. По задумке, легкий танк-разведчик.
Уже к осени 1940-го года он должен был пойти в серию, но конструктора MAN чересчур увлеклись доработкой выданного под заказ варианта. Меняли все что можно: коробки передач, двигатель, вооружение. Проекты получали очередные индексы, Ausf.H, Ausf.M. Движуха получилась неплохая, результата не было. Кроме того, параллельно, опять в содружестве с Daimler-Benz разрабатывался немного более тяжелый вариант Ausf.L.
С усовершенствованием Ausf.G мудрили до 1942-го года. Окончательный вариант полностью соответствовал ТЗ и был неплохой машиной, как по задумке, так и по исполнению. Но когда его, наконец, запустили в серию, он оказался не нужен, причем от слова «совсем». К этому моменту уже приняли на вооружение Pz.Kpfw.II Ausf.L Luchs («Рысь»), который на роль разведчика подходил гораздо лучше.
Его вермахт и заказал в количестве 800 штук у MAN и Henschel. Оба подрядчика уже были перегружены заказами с более высоким приоритетом («Тигр» и «Пантера»), поэтому с сентября 1942-го по январь 1944-го года MAN осилил 118 танков, а Henshel только 18, на чем производство последней «двойки» и закончилось.
Рассказ о «двойках» будет неполным, если не упомянуть еще одну модификацию. Среди конструкторов популярна шутка, что «верблюд это лошадь, доработанная в соответствии с пожеланиями заказчика». Концепцию «легкого разведывательного танка» скрестили с концепцией «легкого танка тяжелого бронирования». Созданная по бессмысленному и невнятному ТЗ модификация Ausf. J с бронированием «Пантеры» и практически бесполезной 20 мм пушкой еще раз доказала, что немецким военным следует семь раз подумать, прежде чем один раз заказать, так как немецкие конструктора в состоянии воплотить в жизнь самые бредовые пожелания.
Поделись видео: